Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы

 

В данном параграфе представлено описание организации и проведения опытно – экспериментальной работы, а также проведена интерпретация полученных в ходе исследования результатов.

Цель педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития творческих способностей и повышения уровня интеллекта на примере учащихся 9 класса. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

¾апробация и проверка эффективности введения творческих задач в обучение информатике;

¾оценка влияния предлагаемой методики на качество усвоения основных понятий и умений курса информатики;

¾оценка влияния обучения с использованием творческих задач на развитие творческих способностей, креативного и творческого мышления учащихся 9 класса;

¾оценка влияния предлагаемой методики на повышение интереса у учащихся к предмету информатика и информационные технологии.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа и осуществлялся на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 928.

Апробация методических средств развития творческих способностей и уровня знаний учащихся при обучении информатике с использованием творческих задач проходила в процессе экспериментального исследования и состояла из двух основных направлений, связанных непосредственно с использованием в обучении творческих заданий и с проектной деятельностью самих учащихся. Эксперимент проводился в 9 классе, в одной группе обучение шло по традиционной методике, в другой группе на основе использования творческих задач. В каждой группе по 10 человек.

 

Первая группа (обучение с использованием творческих задач) Вторая группа (традиционная форма обучения)
Большакова Татьяна Бондарев Александр Димитров Владислав Долгов Виктор Игнатьева Дарья Касимова Валентина Квасова Татьяна Куксов Александр Миндибаев Артур Пчелкин Павел Радецкий Владимир Салий Виталий Спирин Юрий Стрельникова Юдия Устян Иван Ушков Ираклий Хмелевский Владимир Шамилов Рафаэль Белоусов Кирилл Потапов Александр

 

Условно весь отрезок обучения с использованием по предлагаемой методике можно представить в виде трех статистических срезов;

1. В начале обучения (сентябрь), на основе которого проводился анализ уровня интеллекта учащихся;

2. В середине обучения (январь), во время которого проводилась первичная оценка развития творческих способностей учащихся, также вторичный анализ уровня успеваемости учащихся;

3. В конце обучения (май – июнь), подводилась итоговая оценка уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также результатов защиты проектной работы учащимися.

Первый срез связан с необходимостью идентифицировать характер индивидуальных способностей учащихся, используя методику Торренса, т.е. необходимо было узнать, представляют ли собой творческие способности единую структурную единицу с общими интеллектуальными способностями или наоборот, творческие способности выступают самостоятельной единицей развития личности. В случае если творческая способность отделена от общих интеллектуальных способностей, то возможно вести речь о целенаправленном предметном развитии творческих способностей.

Был проведен тест Э.Торренса (тест креативности). Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

¾оригинальность;

¾уникальность.

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Инструкция

При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Тестируемым раздаются бланки с 6 недорисованными картинками. Им необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

 

Содержание


 

Интерпретация

В тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них - оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В блоке интерпретации приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, по мнению А.Н.Воронина, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.


Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его массива данных и подсчитывается по следующей формуле:

 

,

 

где Or — оригинальность данного типа рисунка; x — количество рисунков иного типа; X max — максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1.00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.

Уровень интеллектуальных способностей учащихся определялся в онлайн - режиме при прохождении теста на сайте http://www.sposobnosti.ru/iq/test.php, все результаты были записаны и учтены.

 


На основании проведенных тестов были получены следующие данные, представленные в таблице 1.




Таблица 1

Ф.И. Творческие способности Показатель IQ
Большакова Татьяна Бондарев Александр Димитров Владислав Долгов Виктор Игнатьева Дарья Касимова Валентина Квасова Татьяна Куксов Александр Миндибаев Артур Пчелкин Павел 1.5 2.0 2.2 3.5 2.1 4.0 3.1 1.5 2.0 3.5 118 118 115 126 119 129 119 110 112 115
Радецкий Владимир Салий Виталий Спирин Юрий Стрельникова Юдия Устян Иван Ушков Ираклий Хмелевский Владимир Шамилов Рафаэль Белоусов Кирилл Потапов Александр 1.0 2.2 2.5 1.5 3.5 2.0 2.5 4.0 2.0 1.0 112 115 126 110 129 112 110 129 112 110

 

На основании этих данных можно судить, что творческие способности учащихся в основном находятся в переходном периоде. Только лишь у двух учащихся в первой группе и у трех во второй можно говорить об отделении творческих способностей от общих интеллектуальных способностях. Далее в процессе обучения доля творческих задач в обучении продолжает увеличиваться в первой группе, когда во второй процесс обучения проходит с использованием такого вида задач лишь несколько раз.

Во время второго среза, когда в процессе обучения уже видна явная разница в обучении между двумя группами, было проведено повторное измерение IQ и уровень творческих способностей учащихся. Вторичное измерение уровня интеллекта позволяют проследить тенденцию общего развития интеллектуальных способностей, а также еще раз проверить состояние творческих способностей. В качестве величины характеризующей творческие способности в предметной области использовалось отношение количества вариантов решения творческой задачи на количество очевидных решений, следующих из условия. После анализа данных был сделан следующий вывод: показатели уровня развития творческих способностей и интеллекта увеличились у четырех учеников первой группы, когда во второй группе результаты остались близки к начальным.

Основываясь на данных второго среза можно сделать следующий вывод: обучение с использованием творческих задач делает процесс обучения не только интересным, но и помогает повысить уровень интеллекта, а также развить творческие способности.

В период третьего среза были проведены повторные измерения, а также проведена оценка проектной работы учащихся. Так как основную часть работы учащиеся работали самостоятельно, в силу специфики творческой деятельности, то наиболее эффективным способом управления процессом обучения оставались творческие задачи. Результаты приведены в таблице 2

 

Таблица 2

 

Ф.И. Творческие способности Показатель IQ
Большакова Татьяна Бондарев Александр Димитров Владислав Долгов Виктор Игнатьева Дарья Касимова Валентина Квасова Татьяна Куксов Александр Миндибаев Артур Пчелкин Павел 2.5 2.0 2.2 4.0 2.2 4.0 3.1 2.0 2.0 3.5 122 118 118 126 120 129 120 115 115 120
Радецкий Владимир Салий Виталий Спирин Юрий Стрельникова Юлия Устян Иван Ушков Ираклий Хмелевский Владимир Шамилов Рафаэль Белоусов Кирилл Потапов Александр 1.0 2.2 2.5 1.5 3.5 2.0 2.5 4.0 2.0 1.0 112 115 126 112 129 112 110 129 112 112

 

Согласно полученным данным можно сделать вывод, что значительно возрос уровень творческих способностей учащихся первой группы, к тому же возрос и уровень интеллекта учащихся в той же группе. Во второй группе есть лишь незначительные изменения.

Итоговый срез включал в себя защиту проектных работ учащихся. Проектная работа представляла из себя создание web-сайта на интересную для учащегося тему, заранее обдуманную вместе с учителем. (Приложение 9)

Результаты защиты проектных работ приведены в таблице 3

Таблица 3

Ф.И. Тема проектной работы Оценка Соответствие требованиям к проекту Замечания Оценка второго учителя информатики

Ученики из первой группы

Большакова Татьяна «Тигры» 5 0.9 незначительные 5
Бондарев Александр «Солнечная система» 5 все требования учтены нет 5
Димитров Владислав «Хакеры» 5 все требования учтены нет 5
Долгов Виктор «Мое любимое животное» 4 0.7 не учтены эргономические требования 4

Ученики из второй группы

Радецкий Владимир «Формула 1» 4 0.6 по эргономике 4
Салий Виталий «Моя семья» 4 0.3 по оформлению проекта 4
Спирин Юрий «Автомобили» 4 0.6 Присутствуют орфографические ошибки, проект неинтересен для восприятия 4
Стрельникова Юлия «Любимый вид спорта» 4 0.4 не учтены эргономические требования 4

 

На основании полученных данных можно сделать следующий вывод: успешно защитили свои проекты все ученики из первой группы и лишь часть учеников из второй, что говорит о эффективности использования творческих задач в обучении. Общий уровень подготовки был оценен независимым учителем как высокий в первой группе и средний во второй.

В результате опытно – экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

¾ творческие задачи являются эффективным средством развития не только творческих способностей учащихся, но и повысить уровень их интеллекта;

¾ проектная работа позволяет учащимся самореализоваться, учиться отстаивать свою точку зрения и грамотно строить речь.

В ходе экспериментального и теоретического исследования были использованы следующие методы:

¾ анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы;

¾ изучение и обобщение педагогического опыта работы учителей информатики;

¾ наблюдение за процессом обучения на школьных занятиях по информатики;

¾ статистическая обработка данных, сравнительный эксперимент, тестирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: