Музыкальное обобщение

Что такое айтыс?

Кто такой акын? Какой он использует инструмент?

Виды айтысов.

 

Домашнее задание

Расспросить родителей или рассказать им, что такое айтыс, сделать зарисовки в тетрадях понравившегося айтыса. Сочинить айтыс «Бадик», представив, что заболел ваш друг – домашний кот или пёс.

 

 

Урок 6

Тема урока: «Айтыс»

Цель: Закрепление знаний о словесной импровизации казахского народа.

 

Задачи обучения: Закрепление знаний об айтысе. Дальнейшее воспитание интереса и уважения детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.

 

Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;

                            Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.

 

Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песнях.

 

Оборудование: иллюстрации с изображением различных видов айтыса, магнитофон, звуковая запись айтыса учеников, фрагменты айтыса «Биржан и Сара».

 

 

Музыкальный материал: запись айтыса, «Туган жер» К. Дюйсекеева, «Полька» (чешская народная песня).

 

 

Литература: учебник 3 класс; «Уроки музыки» - Л. В. Золина.

 

План

I. Организационный момент

       1. Музыкальное приветствие                                                                                          2 мин.

       2. Проверка домашнего задания                                                                                   8 мин.

II. Основная часть

Проверка знаний                                                                                                          3 мин.

Новые знания                                                                                                                7 мин.

Вокальная работа                                                                                                       10 мин.

Выход Знайки. Музыкальное обобщение                                                              10 мин.

III. Заключительная часть

 Домашнее задание                                                                                                           2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

       1. Музыкальное приветствие «Доброе утро»:

                              Радость – это утро солнечного света,

                              Радость – это песня и слова привета!

                              Доброе, доброе, доброе утро всем!

       2. Проверка домашнего задания

 

II. Основная часть

Проверка знаний

       Учитель: Рассмотрим иллюстрации. Скажите, что изображено на этих картинках? (ответы детей)

       Правильно, это – айтыс. Айтыс – это самобытный жанр культуры казахского народа, искусство словесной импровизации.

       Кто такой акын? (ответы детей)

       Правильно, акын – человек, мастер слова, ведь главное в айтысе – слово! Айтыс родился на народных праздниках, ярмарках, когда собиралось много народа. Чтобы привлечь народ на ярмарку обычно приглашали акынов, которые рассказывали народу о знаменитых батырах, защищавших свою Родину, о местах природы, которыми гордится казахский народ: это и горы Алатау, сосновый бор Семея, реки и озёра. Ведь народ многого не знал, так как был неграмотен. Это теперь мы, даже никуда не выезжая, видим столько красивого и прекрасного благодаря кинотеатрам, телевидению, книгам, спектаклям.

       2. Новые знания

       Учитель: Сегодня я познакомлю вас с одним из самых известных народно-профессиональных певцов и композиторов – Биржан-сал Кожагулулы.

Биржан-сал был народным любимцем, его песни очень популярны в народе до сей поры. Биржан-сал – композитор яркого, самобытного стиля, автор популярных песен «Темиртас», «Жамбас синар», «Жанбота». Интересна история возникновения песни «Жанбота». Жанбота был волостным старостой и всё, что он приказывал, должно было исполняться.

В опере М. Тулебаева «Биржан и Сара» используются авторские песни Биржана. На ярмарке Биржан встречается с местной поэтессой Сарой Тастамбековой и влюбляется в неё, но вот беда, ведь Сара сосватана за старого горбатого старика. И Жанбота, пригласивший Биржана, узнал про чувства, которые возникли между Сарой и Биржаном, и по его приказу Биржан был схвачен и отправлен в тюрьму, где погибает, ведь в песне «Жанбота» – Биржан осмеял самоуправство и алчность Жанботы и призывал народ бороться против его произвола.

В народе бережно хранят имена акынов: Биржана, Абая, Мухаммеда Канафия, Амре Кашаубаева, Кали Байжанова и других. Одна из улиц нашего города названа именем Амре Кашаубаева. Кто из вас живёт по улице Кашаубаева? (ответы детей) Теперь вы тоже должны гордиться и знать историю вашей улицы.

 

                  «Услышав песню, млеет душа,

Умная музыка так хороша!

Разумную душу невольно влечёт,

Любите песню так же, как я!»

Это слова известного акына, просветителя, мастера слова – Абая. Давайте будем учиться петь и любить музыку, как наши прославленные акыны.

 

Вокальная работа

· «Туган жер» К. Дюйсекенова – петь напевно, красиво, при вдохе нельзя поднимать плечи, правильно интонировать.

· «Полька» (чешская народная песня) – исполнять весело, в темпе, помечая – отхлопывая – ритм ладошками.

 

Выход Знайки. Музыкальное обобщение

Раздаётся стук в дверь. Входит Знайка (герой мультфильма «Незнайка на Луне»).

Знайка: Здравствуйте ребята! Я пришёл проверить ваши знания о своём крае, о Родине. Вы готовы?

Учитель: Конечно, Знайка, наши дети уже многое узнали про народно-песенное творчество – айтыс – и готовы продемонстрировать его прямо сейчас.

 

Знайка задаёт вопросы детям:

· Что такое айтыс?

· Какой айтыс самый сложный?

· Что главное в айтысе?

· Кто может участвовать в айтысе?

· Какие стихи используются в айтысе акынов?

· Какой айтыс является свадебным?

· Какое качество личности помогает победить в айтысе?

· Кто из композиторов первым использовал айтыс в опере?

· Что общего в айтысе и тартысе?

· Что означает две начальные строчки в айтысе «Девушки и джигита»?

 

III. Заключительная часть

Домашнее задание: Рассказать родителям, что нового вы узнали о словесной импровизации.

 

 

Урок 7

Тема урока: «Тартыс»

Цель: Знакомство детей с понятием «тартыс».

 

Задачи обучения: Познакомить детей с историей возникновения инструментальной импровизации. Дальнейшее воспитание интереса и уважения детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.

 

Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;

                            Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.

 

Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песнях.

 

Оборудование: Рисунки детей, иллюстрации «Наурыз», казахские музыкальные инструменты: домбра, кобыз и шумовые инструменты, портреты кюйши (Курмангазы, Коркыт-ата) и акына (Биржан Кожагулов).

 

 

Музыкальный материал: Ноты песен «Хороший пёс», «Надо только захотеть», «Всё отлично».

 

 

Литература: учебник 3 класс; Ю. Б. Алиев «Пение на уроках музыки».

 

План


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: