Что такое айтыс?
Кто такой акын? Какой он использует инструмент?
Виды айтысов.
Домашнее задание
Расспросить родителей или рассказать им, что такое айтыс, сделать зарисовки в тетрадях понравившегося айтыса. Сочинить айтыс «Бадик», представив, что заболел ваш друг – домашний кот или пёс.
Урок 6
Тема урока: «Айтыс»
Цель: Закрепление знаний о словесной импровизации казахского народа.
Задачи обучения: Закрепление знаний об айтысе. Дальнейшее воспитание интереса и уважения детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.
Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;
Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.
Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песнях.
Оборудование: иллюстрации с изображением различных видов айтыса, магнитофон, звуковая запись айтыса учеников, фрагменты айтыса «Биржан и Сара».
Музыкальный материал: запись айтыса, «Туган жер» К. Дюйсекеева, «Полька» (чешская народная песня).
Литература: учебник 3 класс; «Уроки музыки» - Л. В. Золина.
План
I. Организационный момент
1. Музыкальное приветствие 2 мин.
2. Проверка домашнего задания 8 мин.
II. Основная часть
Проверка знаний 3 мин.
Новые знания 7 мин.
Вокальная работа 10 мин.
Выход Знайки. Музыкальное обобщение 10 мин.
III. Заключительная часть
Домашнее задание 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Музыкальное приветствие «Доброе утро»:
Радость – это утро солнечного света,
Радость – это песня и слова привета!
Доброе, доброе, доброе утро всем!
2. Проверка домашнего задания
II. Основная часть
Проверка знаний
Учитель: Рассмотрим иллюстрации. Скажите, что изображено на этих картинках? (ответы детей)
Правильно, это – айтыс. Айтыс – это самобытный жанр культуры казахского народа, искусство словесной импровизации.
Кто такой акын? (ответы детей)
Правильно, акын – человек, мастер слова, ведь главное в айтысе – слово! Айтыс родился на народных праздниках, ярмарках, когда собиралось много народа. Чтобы привлечь народ на ярмарку обычно приглашали акынов, которые рассказывали народу о знаменитых батырах, защищавших свою Родину, о местах природы, которыми гордится казахский народ: это и горы Алатау, сосновый бор Семея, реки и озёра. Ведь народ многого не знал, так как был неграмотен. Это теперь мы, даже никуда не выезжая, видим столько красивого и прекрасного благодаря кинотеатрам, телевидению, книгам, спектаклям.
2. Новые знания
Учитель: Сегодня я познакомлю вас с одним из самых известных народно-профессиональных певцов и композиторов – Биржан-сал Кожагулулы.
Биржан-сал был народным любимцем, его песни очень популярны в народе до сей поры. Биржан-сал – композитор яркого, самобытного стиля, автор популярных песен «Темиртас», «Жамбас синар», «Жанбота». Интересна история возникновения песни «Жанбота». Жанбота был волостным старостой и всё, что он приказывал, должно было исполняться.
В опере М. Тулебаева «Биржан и Сара» используются авторские песни Биржана. На ярмарке Биржан встречается с местной поэтессой Сарой Тастамбековой и влюбляется в неё, но вот беда, ведь Сара сосватана за старого горбатого старика. И Жанбота, пригласивший Биржана, узнал про чувства, которые возникли между Сарой и Биржаном, и по его приказу Биржан был схвачен и отправлен в тюрьму, где погибает, ведь в песне «Жанбота» – Биржан осмеял самоуправство и алчность Жанботы и призывал народ бороться против его произвола.
В народе бережно хранят имена акынов: Биржана, Абая, Мухаммеда Канафия, Амре Кашаубаева, Кали Байжанова и других. Одна из улиц нашего города названа именем Амре Кашаубаева. Кто из вас живёт по улице Кашаубаева? (ответы детей) Теперь вы тоже должны гордиться и знать историю вашей улицы.
«Услышав песню, млеет душа,
Умная музыка так хороша!
Разумную душу невольно влечёт,
Любите песню так же, как я!»
Это слова известного акына, просветителя, мастера слова – Абая. Давайте будем учиться петь и любить музыку, как наши прославленные акыны.
Вокальная работа
· «Туган жер» К. Дюйсекенова – петь напевно, красиво, при вдохе нельзя поднимать плечи, правильно интонировать.
· «Полька» (чешская народная песня) – исполнять весело, в темпе, помечая – отхлопывая – ритм ладошками.
Выход Знайки. Музыкальное обобщение
Раздаётся стук в дверь. Входит Знайка (герой мультфильма «Незнайка на Луне»).
Знайка: Здравствуйте ребята! Я пришёл проверить ваши знания о своём крае, о Родине. Вы готовы?
Учитель: Конечно, Знайка, наши дети уже многое узнали про народно-песенное творчество – айтыс – и готовы продемонстрировать его прямо сейчас.
Знайка задаёт вопросы детям:
· Что такое айтыс?
· Какой айтыс самый сложный?
· Что главное в айтысе?
· Кто может участвовать в айтысе?
· Какие стихи используются в айтысе акынов?
· Какой айтыс является свадебным?
· Какое качество личности помогает победить в айтысе?
· Кто из композиторов первым использовал айтыс в опере?
· Что общего в айтысе и тартысе?
· Что означает две начальные строчки в айтысе «Девушки и джигита»?
III. Заключительная часть
Домашнее задание: Рассказать родителям, что нового вы узнали о словесной импровизации.
Урок 7
Тема урока: «Тартыс»
Цель: Знакомство детей с понятием «тартыс».
Задачи обучения: Познакомить детей с историей возникновения инструментальной импровизации. Дальнейшее воспитание интереса и уважения детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.
Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;
Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.
Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песнях.
Оборудование: Рисунки детей, иллюстрации «Наурыз», казахские музыкальные инструменты: домбра, кобыз и шумовые инструменты, портреты кюйши (Курмангазы, Коркыт-ата) и акына (Биржан Кожагулов).
Музыкальный материал: Ноты песен «Хороший пёс», «Надо только захотеть», «Всё отлично».
Литература: учебник 3 класс; Ю. Б. Алиев «Пение на уроках музыки».
План