Трудограмма аниматора

Составляющие

Описание труда аниматора

Предназначение профессии

Организация досуга, создание и реализация досуговых программ

Распространенность профессии (типичные для профессии учреждения)

Гостиницы, турбазы и туркомплексы, летние и зимние лагеря отдыха, туроператорские фирмы, бюро путешествий и экскурсий, станции юных туристов, турклубы

Предмет труда

Человек

Профессиональные знания

Обозначено в квалификационных требованиях

Профессиональные умения

Обозначено в квалификационных требованиях

Средства труда

Компьютеры с банком типовых сценариев, программ; спецоборудование (для спортивного туризма, для зрелищных мероприятий)

Условия труда

Различные в зависимости от направлений деятельности (например, во время экскурсий - в помещении, в транспорте, на открытых площадках) Однако в зависимости от вида, вся анимационная деятельность проходит в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Организация труда

Составление и реализация досуговых программ, организация и проведение досуговых мероприятий, создание банка типовых сценариев и программ.

Продукт труда (или его результат)

Индивидуальные или групповые программы отдыха, которые будут полностью удовлетворять запросы потребителя, что и является критерием его оценки

Возможные уровни профес-сионализма и квали-фикационные разряды

1 уровень - функционеры анимационных мероприятий (экскурсоводы, групповоды, проводники, инструкторы по видам спортивного самодеятельного туризма, методисты). 2 уровень – организаторы туристских мероприятий (слетов, походов, экскурсий, поездок, сборов, эстафет). 3 уровень – менеджеры-специалисты осуществляют управление анимационной деятельностью турпредприятия

Обязанности представителя данной профессии

Соблюдение профессиональных этических норм, выполнение должностных функциональных обязанностей.

Позитивное влияние данной профессии на человека

В данной профессии могут быть в полной мере реализованы творческие и организаторские способности.

Негативные стороны про-фессии

На этапе зарождения данной профессии аниматорами предстоит еще только формирование интеллектуальной базы: банка типовых сценариев и программ, описание методов и форм работы с отдыхающими, обобщение отечествен-ного и зарубежного опыта в организации досуговой деятельности.
     

 

В профессии детского аниматора трудность состоит в том, что работать нередко приходиться с детьми разных возрастных групп и иногда одновременно. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно нравственной зрелости. В современных периодизациях детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения.

В своем становлении ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение девяти месяцев в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального воспитания. Периодизация социальной стадии имеет следующую структуру:

· от рождения до 1 года – раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил к первоначальной адаптации

· от 1 года до 3 лет – собственно младенчество. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.

· от 3 до 6 лет – раннее детство – период перехода из младенчества в детство. Время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода – от рождения до 6 лет – называют еще преддошкольным и дошкольным. Полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7 годам.

· от 6 до 8 лет – собственно детство. В этот период происходит завершение первоначального созревание физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил.

· от 8 до 11 лет – предподростковый период – время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству.

· от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый возраст – новый качественный этап в становлении человека. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении – половое созревание, в психологическом – личное самосознание, сознательное проявление индивидуальности.

· от 14 до 18 лет – юношеский возраст – период завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производственному труду и гражданской ответственности[ 31, c. 97].

    В предложенных сценариях и играх, как мне кажется есть то зерно, которое объединит интересы и способности детей всех возрастов. Даже подросток может не иметь такого успеха у зрителей, как пятилетний малыш.

Необходимо отметить, что детский аниматор, с учетом знания психологии и воспитания детей различных возрастных групп, строит свою теорию, свои подходы и методы к созданию детской анимационной программы. Возрастные особенности четко учитываются также при составлении игр и других развлечений для детей.

Каждый возрастной период детской жизни можно рассматривать как своеобразное и полноценное проявление жизненных сил. Детство и юность не только и не просто фазы становления взрослости, но и полноценные циклы осуществления жизни детской индивидуальности, личности. Такой подход требует не каждом этапе полнокровного включения ребенка во все остальные, доступные ему виды деятельности: умственную, трудовую, игровую, общественно полезную, художественную, физкультурную. При этом важно чтобы любая деятельность детей несла на себе печать творчества.

Детская анимация - это прежде всего творческий процесс, и ребенок может проявить себя во всех качествах, которые он не может проявить, например, в школе на занятиях или дома с родителями. Детский аниматор должен заострять внимание на одаренности детей, на их таланте и гениальности, ведь в непринужденной обстановке анимационной программы, будь то спектакль или игра, спортивная программы или любое другое действие, ребенок может проявить себя намного естественней и реальней, чем в обычной жизни. Как известно дети в игре чувствуют себя по-другому, они воспринимают игру за реальность и их переживания намного глубже и правдивее.

В процессе игровой деятельности у ребенка можно выявить качества, отличающие его от всех других детей или качества которые заложенные в ребенке от рождения, но не выявлены в процессе жизни ни родителями, ни школьными учителями или воспитателями. Именно эти качества называются талантом, одаренностью или гениальностью, они проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной сфере человеческой деятельности.

 Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека предопределены природой, генетическим фондом. Каждый нормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично. Каждая из сущностных сил, будь то интеллект, чувства, воля, зрение и слух, абстрактное или конкретно-образное мышление, может наиболее или ярко проявиться, зависит от социального и педагогического фона, на котором происходит развитие детской личности.

При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо. Феноменальные же, экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются на особой организации мозга, предрасположенности к теоретическому или художественному мышлению, образного мышления и двигательных навыков; специфическом взаимодействии слуха, воображения, мышц глотки, груди легких; чувствительной и остро реагирующей нервной системе; взаимосвязи конституции организма и органов координации движения тела.

Подобные редкие явления ранней одаренности заслуживают особого внимания. Однако они не должны отвлекать педагогов и психологов от проблемы одаренности каждого нормального ребенка. Чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания в общей массе одаренных, редких ярких и сильных разнообразных талантов. Поэтому задача детского аниматора состоит в том, чтобы опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, не только создать методику с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечить деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям.

Творческие, ярко одаренные индивиды, вовлекая в круг своего общения идущих рядом, пробуждают в них творческие способности, делают социальную среду нравственно и интеллектуально чище, благоприятнее для развития человека. Детский аниматор, должен ни в коем случае не подавлять творчески развивающуюся личность, а наоборот поддерживать в ребенке веру в свои силы, в возможность достижения успеха, стимулировать здоровое самолюбие и честолюбие. Дефицит талантов объясняется не оскудением человеческой природы, а отсутствием сильных натур, способных проявить мужество, упорство, настойчивость жесткую самодисциплину в самообразовании и самовоспитании, в критическом переосмыслении общепризнанных догм, стереотипов, «незыблемых истин», в отстаивании нового.

Детский аниматор должен создавать свои программы, опираясь, прежде всего на творческий процесс. Творческая работа детей педагогически эффективна тогда, когда целесообразна с точки зрения полезной ценности, общественной значимости. Прямая цель творчества, способная вдохновить и стимулировать активную деятельность ребенка, состоит в самоутверждении путем создания материальных и духовных ценностей. Косвенная, собственно педагогическая цель детского аниматора заключается в том, чтобы в процессе целесообразной полезной деятельности детей развить их сущностные силы[27, c. 39].

Эти цели достигаются, когда в организации детской жизни и труда широко применяются методы творческого характера. Среди них – игры с использованием детской импровизации, выдумки; дневники, сочинения, стихи, рассказы, песни, рецензии, критические статьи; анализ современных общественных событий, исторических фактов, произведений искусства и науки; участие и постановка спектаклей, активность в творческой, экономической, производственной, организаторской деятельности, в исследовательской работе. Важно также поощрение в творчестве детей, отстаивания ими своей позиции, оригинального видения мира, неординарного авторского проекта, на первый взгляд абсурдного подхода к проблеме, проявления самостоятельной мысли, подвижничества. Необходимо также поддержание в детском творческом коллективе атмосферы честной, открытой критики в сочетании с доброжелательностью и взаимопомощью.

Завершая тему профессионального мастерства детского аниматора, думаю, уместно сказать о том, чего не должно быть в его работе. Опытные аниматоры для облегчения задачи используют простую и занятную схему «пяти НЕ» (НЕ красоваться; НЕ сравнивать; НЕ требовать; НЕ унижать; НЕ сдаваться).



Выводы по главе 1

1. Анализируя обширный исторический опыт развлекательной индустрии в туризме и учитывая его стремительное совершенствование можно сделать вывод, что анимация в туризме является ключевым звеном и занимает чуть ли не главенствующую роль в выборе каждого человека, отправляющегося на отдых.

2. С каждым годом прослеживается расширение, усложнение и дифференциация форм и методов анимационной деятельности туристских и оздоровительных предприятий.

3. Всё популярнее становится семейный туризм, что требует серьезного развития детской анимации.

4. На сегодняшний день проявляется явное стремление отелей мира к дифференцированному подходу социально- культурной анимации.

5. С научно-техническим прогрессом, богатейшим опытом человечества в различных областях туристской деятельности профессии режиссера и драматурга анимационных программ приобретают абсолютную самостоятельность и требуют высокого профессионализма. Детский аниматор должен иметь не только профильное образование, но и педагогическое. В реализации любой анимационной программы в центре событий находится ребенок, чутко и умело направляемый взрослым на накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: