При создании и воплощении анимационных программ для детей на базах туристских предприятий и спортивно - оздоровительных учреждений необходимо учитывать важность следующих факторов, влияющих на их успешное воплощение.
Характеристика самого объекта, как то:
- Месторасположение (климатическая зона, удалённость от городских и других населённых пунктов, исторических достопримечательностей, природоохранных зон);
- Длительность существования объекта, от которой во многом зависит слаженность работы коллектива, обеспечение необходимыми кадрами и степень их профессионализма;
- Материально – техническое обеспечение(наличие технически -оборудованных площадок, необходимого туристкого и спортивного снаряжения, декораций, костюмов, современной оргтехники и сопутствуюших материалов для реализации запланированного спектра мероприятий;
- Жесткая или дифференцированная продолжительность заездов туристов действует на объекте;
- Наличие (либо отсутствие) долгосрочного плана заезда организованных групп либо отдельных отдыхающих;
|
|
- Транспортное обеспечение экскурсионных программ;
- Существование устоявшихся традиций на базе данного туристского предприятия или спортивно - оздоровительного учреждения
Характеристика контингента отдыхающих.
- Возраст участников программ и предполагаемых зрителей;
- Количество участников, какого они пола, степени физической подготовки и творческой направленности;
- Преимущественная этническая принадлежность;
- Информация о наличии устоявшихся групп, их творческой или спортивной активности, отдельных отдыхающих, семей (в том числе с малолетними детьми) на момент реализации данной программы.
Только при владении наиболее полной информации о потребителях анимационных услуг нашего предприятия мы сможем удовлетворить их запросы не тратить драгоценное время и силы впустую.
Самый верный к этому путь – разработать заранее и предложить им в начале отдыха забавную анкету, в которой указать все возможные для реализации программы. (Важно, чтобы они были реально воплотимы на данной базе и на материально – техническом, и профессионально – педагогическом уровне).
Наличие достаточной информационно-методической и материально – технической поддержки.
Как бы хорошо ни были оснащёны и обеспечены кадрами туристские предприятия и спортивно - оздоровительные учреждения, анимационная работа в них постоянно будет давать сбой, если нет следующих компонентов:
- Широкой, многообразной и современной методической базы (сценариев праздников как традиционных, так и спонтанных, набора игр и развлечений для различных возрастов участников, их степени знакомства и темперамента, уровня образованности);
|
|
- Набора подручного материала для быстрого воплощения в жизнь аниматорами и участниками мероприятий своих идей, не требующих специальной подготовки, как то: краски, картонные коробки, природные материалы, клей, скотч, нитки, верёвки;
- Чёткого распределения должностных обязанностей между организаторами и исполнителями. Каждый из аниматоров должен заранее знать, за что конкретно он отвечает на текущем мероприятии и в ходе программы в целом;
- Выделения рекламно – информационной и административно – хозяйственной функций в самостоятельные звенья анимационной структуры, не нагружая аниматоров, работающих с туристами, данными обязанностями. Эти профессии хоть и смежны по целям, духу и темпераменту, но совершенно различны по реальному воплощению их в жизнь[11, c.88].
Отличие драматургии массовых мероприятий и развлекательных программ от традиционной театральной и кинематографической культуры, а так же от стилей создания сценариев в различных учебных заведениях.
Для того, чтобы более полно и чётко осознать основные правила создания детской анимационной драматургии, необходимо знать законы традиционной театральной и кинематографической драматургии, которые в обязательном порядке включают в себя:
Ø Наличие литературного источника (авторского сценария, художественно - литературного либо драматического произведения, отрывки из этих произведений) с чётким определением времени и места действия, обязательным обозначением его жанра, сюжета и, соответственно, заданным автором, финалом.
Ø Список персонажей с обозначением их социального статуса и семейного положения, пола, возраста, особенностей характера.
Ø Прописанные автором реплики персонажей и ремарки, от которых нельзя отклоняться.
Ø Традиционная драматургия, как правило, предполагает возраст, социальный и культурный уровень зрителя, на которого нацелено данное произведение с целью его более успешной реализации на сцене или в кино[14, c.94].
Драматурги, режиссёры и актёры закованы в достаточно жёсткие рамки, в том числе и временные, и материальные, и при выборе постановочной площадки. Следом за этим интересно обратить внимание на стили создания сценариевв различных учебных заведениях. Будь то школа, институт либо другое учреждение образовательно–воспитательного характера, при подготовке к любым массовым мероприятиям приветствуются (а чаще - требуются):
Ø Соблюдение четко сформулированных в сценарии целей и задач, направленных на выполнение учебно– воспитательного плана. Например: повышение культурного и эстетического развития учащихся, воспитания в них чувства патриотизма, коллективизма, трудолюбия, ответственности и так далее.
Ø Тематическая, развивающая кругозор, подтверждающая знания и умения данного уровня образования, направленность. (Тематика обычно привязана к знаменательным историческим датам, юбилеям выдающихся людей, изучаемых в ходе образовательной программы, календарным и народным праздникам).
Ø Проведение мероприятий в заранее оговоренный срок и в ограниченных учебным расписанием рамках.
Ø Развлекательные мероприятия импровизационного характера, как правило, должны получить предварительное согласие от администрации учреждения.
Ø Такие же дела, как концерты, фестивали, КВН, к сожалению, приобретают явно соревновательный характер, но не между участниками, а их руководителями, что значительно понижает стимул к творчеству у самих исполнителей.
Ø Руководители любого творческого объединения учащихся каждый год должны предоставить «Отчёт администрации о достижениях своих воспитанников», что в обязательном порядке исчисляется энным количеством грамот, дипломов и других наград, что является знаком подтверждения уровня профессионализма педагога.
|
|
При таких условиях ребенок становится не главным звеном, а лишь инструментом взрослого для демонстрации своего уровня профессионализма. Учащиеся независимо от возраста и уровня интеллекта поставлены в условия, в которых самостоятельное творчество невозможно, а инициатива контролируется добавлением взрослого. Зачастую всевозможные мероприятия становятся не праздником детского творчества, а соревнованием режиссеров-педагогов и администрации дошкольных, школьных и других учебных заведений. Только будучи вдали от этих учреждений, на отдыхе ребенок ощущает свободу во всех своих творческих проявлениях.
Приведённые выше особенности были бы хорошим примером для создания и воплощения талантливых идей, если бы не излишняя заорганизованность и осторожность тех, от кого зависит конечное решение: «Быть сему или не быть?». Не стоит подробно останавливаться на анализе художественно – эстетического уровня драматургии, используемой в данных учреждениях. Везде она различна и весьма, равно - зависима от двух важнейших факторов:
1) Талант, художественно–эстетический вкус педагога, работающего с творческими детьми.
2) Степень доверия и уважения со стороны администрации учреждения к профессионализму педагога и веры в талант и творческий потенциал, который заложен в каждой юной личности.
Ознакомившись и учитывая положительные и негативные характеристики традиционной театральной и кинематографической драматургии, сценарных традиций в различных учебных заведениях, нам будет гораздо легче перейти к выработке и формулированию особенностей создания драматургии для детских анимационных мероприятий в туристских и спортивно – оздоровительных предприятий [26, c.140-144].
Принимая во внимание факт, что дети приезжают сюда прежде всего для отдыха и оздоровления, возьмём за основу простые правила.
|
|
Драматургия ставит перед собой главными целями:
1. Заинтересовать широким спектром предлагаемой анимационной программы на протяжении всего времени отдыха
2. Увлечь и как можно быстрее привлечь к участию в выбранных мероприятиях.
3. Ненавязчиво первыми же делами убедить прибывших, что они безусловно талантливы и не стоит тратить время попусту, обделяя себя в удовольствиях.
Для выполнения данных целей драматург должен знать следующие приёмы мастерства сценариста - аниматора:
1. При написании сценариев праздников, фестивалей, викторин, конкурсов ориентироваться на наиболее преобладающие в этом заезде возраст, групповые творческие интересы, этническую принадлежность и другие особенности отдыхающих, но при этом составлять программы так, чтобы не только заинересовать всех зрителей, но и вовлечь их в активную деятельность.
2. Не нагружать сценарий текстами, требующих запоминания и серьёзного осмысления.
3. Ориентироваться на естественную потребность детей в активной игровой деятельности, не исключая и возможности расширить их кругозор, получить новые практические навыки.
4. При использовании игр и конкурсов, где требуются сочинительские таланты, подготовить шпаргалки и подсказки для облегчения и ускорения выполнения заданий.
5. Стараться просчитать временные отрезки всех этапов действия, чтобы оно не было затянуто, но и не было слишком поспешно, что неизбежно утомит зрителей и ухудшит впечатление о нём.
6. Помнить о том, что в отличие от театрального действия, где всё идёт «От точки до апогея!», анимационное мероприятие должно иметь яркое начало и ещё более блистательный финал!
7. Стремиться к тому, чтобы воплощение замысла драматурга было возможно как в помещении, так и на открытой площадке. Продумать коррективы при их перемене[ 33, c.202].
Тематика праздников и других мероприятий – широкое поле для художественно – эстетической фантазии драматурга. Прежде чем её составлять, лучше всего обратиться к различным источникам:
1. Изучить календарь и найти там, помимо общеизвестных и любимых всеми, ещё немало интересных профессиональных, православных праздников, а так же дни полнолуний, весеннего и осеннего равноденствия и много ещё различных поводов для игрищ и веселья;
2. Поинтересоваться у детей, какие сказки, фильмы и мультфильмы они любят и знают их содержание почти наизусть;
3. Выяснить, какие теле – шоу и передачи им интересны больше всего;
4. Провести опрос, какой вид спорта наиболее популярен среди мальчиков и девочек.
Повод для веселья можно изобрести самим участникам, что само по себе уже является предметом всеобщей гордости и творческого единения.
«Бал бантиков», «День чудаков», «Ночь вещих снов», «Именины Невидимки», «Юбилей Всех, Всех, Всех!» - чем непонятней и забавней название, тем больше пространства для коллективной фантазии и, меньше претензий к устроителям[ 36, c. 34].
Вот тут – то и потребуется приведённый выше «Золотой запас».
- Богатой, многообразной и современной методической литературы (сценариев праздников как традиционных, так и спонтанных, набора игр и развлечений для различных возрастов участников, независимо от их степени знакомства и темперамента, уровня образованности) и наличие базы аудио- и видео - материалов;
- Набора подручного материала для быстрого воплощения в жизнь аниматорами и участниками мероприятий своих идей, не требующих специальной подготовки, как то: краски, картонные коробки, природные материалы, клей, скотч, нитки, верёвки.
- Достаточного количества мелких призов по теме мероприятия, чтобы ни один артист не остался незамеченным. Детей порадует не столько конфета, сколько оказанное внимание.
В качестве примеров разновозрастных тематических сценариев и сценарных планов приведу несколько наиболее популярных у детей и юношества (Приложение 1)[36, c.40-46].