Сущность и характеристика разрешения проблем средствами современного социума

 

Социум – это человеческое общество, характеризуется оно тем, что члены социума занимают определенную территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. Социуму присуще социальное и производственное разделение труда. Человек становится личностью в процессе включения в социум, т.е. в процессе социализации. Социализация осуществляется при усвоении человеком определенного социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Человек попадает с самого рождения в социум и постепенно усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности. В процессе социализации участвуют все окружающие человека – его семья, соседи, одноклассники и т.д. Социализация почти всегда связана с воспитанием, обучением и развитием личности.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

В прошлом параграфе были сформулированы основные проблемы системы дошкольного образования Российской Федерации. Современный социум обладает методами и средствами для решения этих проблем. По большей части решения проблем лежат в сфере трансформации образовательной политики. Необходимо приступить к обсуждению вопроса о признании ступени дошкольного образования в качестве обязательной базовой ступени российского образования. Также необходимо признание доступности ступени дошкольного образования как приоритетного направления в деятельности министерства образования РФ и органов управления образованием различных уровней.

Реализация этих мероприятий предполагает:

1. Формирование положительного образа дошкольного образования в глазах общества.

2. Повышение значимости ступени дошкольного образования в общественном сознании.

3. Выстраивание планомерной информационной политики о деятельности системы дошкольного образования.

4. Налаживание партнерских отношений и активное сотрудничество системы дошкольного образования с другими институтами детства (государственными институтами и общественными организациями).

5. Преобразования в системе дошкольного образования:

5.1.1. Изменение и приведение нормативно-правовой базы в соответствие с современными реалиями и приоритетами развития системы дошкольного образования.

5.1.2. Введение новых финансовых механизмов функционирования дошкольного образования, позволяющих обеспечить доступность дошкольного образования для всех слоев населения.

5.1.3. Изменение кадровой политики, исходя из приоритетов дошкольного образования и требований современного социума (изменение статуса педагога, решение проблем подготовки и переподготовки кадров, повышение заработной платы работников сферы образования).

6. Учет современных тенденций и повышение качества научно-методической базы.

7. Создание единого информационного поля в системе дошкольного образования и разработка действенных механизмов, повышающую информационную обеспеченность на всех уровнях.

Как было выявлено, существует некоторые различия в проблемах в городской и сельской местности. Наиболее эффективные механизмы преодоления неравенства доступа к дошкольному образованию для детей в сельской местности следующие:

1. Меры по снижению абсолютного неравенства

1.1. Организация ежедневного подвоза дошкольников из ближайших населенных пунктов в детские сады. Возможно использование школьных автобусов в регионах, где существует целевая программа «Школьный автобус».

1.2. Организация подвоза специалистов, ежедневно или по специально разработанной схеме. Возможно привлечение школьных автобусов, транспорта сельских хозяйств и т.д.

1.3. Открытие других видов ДОУ (детский сад на дому, ГКП).

1.4. Использование зданий других ведомств (например, культуры) или объединение усилий по содержанию одного здания для нужд различных ведомств.

1.5. Создание комплексов «школа – детский сад».

1.6. Открытие дошкольных групп по подготовке детей к школе на базе школ, учреждений культуры и т.д.

2. Меры по снижению относительного неравенства

2.1. Создание целевых региональных программ поддержки дошкольного образования в сельской местности и развития дошкольного образования в целом.

2.2. Программы подготовки и переподготовки кадров

2.3. Создание специальных программ и методических материалов для сельских малокомплектных ДОУ.

2.4. Создание благоприятных условий (льготы, жилье, ранняя пенсия и т.д.) для привлечения специалистов со специальным дошкольным образованием.

2.5. Создание благоприятных условий для привлечения специалистов узкого профиля (выезд городских специалистов, повышение квалификации сельских специалистов, создание особых условий для специалистов узкого профиля)

2.6. Привлечение опыта городских специалистов во время летних выездов городских ДОУ на базу малокомплектных сельских ДОУ.

2.7. Создание независимой аттестационной службы как механизма, влияющего на качество образования.

Проблема отсутствия мест в детских садах, связанная с массовым закрытием детских садов в 90-х годах ХХ в., требует нормативно-правового регулирования на региональном и федеральном уровнях, более жесткого контроля за соблюдением законодательных актов, привлечения общественности к решению данных вопросов и поиска средств на различных уровнях открытия новых ДОУ.

Проблема неэффективного планирования размещения сети связана с недостаточным изучением спроса и неосознанностью данной проблемы представителями органов управления образованием различных уровней. Несоответствие услуг, предоставляемых детскими садами, спросу родителей, дублирование или недостаточность коррекционных ДОУ – является проблемой для большинства регионов. Решением в данном случае является детальное изучение спроса (возможно требуется обучение управленцев различного уровня методам и способам работы с подобного рода информацией), планирование и более активные шаги по координации деятельности отдельных ДОУ.

Проблема доступа в детские сады детей из семей с тяжелым материальным положением в сельской местности может иметь следующие пути решения средствами социума:

- Расширение в сельской местности различных видов групп кратковременного пребывания, с уменьшенной или отсутствующей родительской платой.

- Ведение дополнительных льгот за счет муниципалитетов.

- Информирование населения о существующих льготах.

- Предоставление родителям возможности внесения родительской платы в натуральной форме – продуктами питания, топливом и т.д.

- Предоставление родителям возможности внесения части родительской платы в виде услуг (работа на приусадебном хозяйстве, ремонтные и строительные услуги и т.д.).

- Привлечение бесплатной волонтерской помощи родителей по выполнению низкооплачиваемых работ, на которые не могут найти сотрудников (прачки, няни и т.д.) или зачет таких работ и услуг в счет оплаты за детский сад.

В качестве препятствий на пути реализации данных механизмов могут стать слабая проработка нормативно-правовой и методической базы по данным вопросам и жесткие ограничения СЭС.

Аналогичная проблема в городской местности может быть решена с помощью следующих способов:

- Возможность безналичного расчета организаций за детей своих сотрудников

- Привлечение и использование спонсорской помощи для оплаты пребывания детей их малообеспеченных семей

- Регулирование механизма предоставления льгот органами соцзащиты

- Создание попечительских советов и привлечение их к вопросам финансирования пребывания детей из ДОУ

- Информирование населения о существующих льготах.

- Самостоятельное использование привлеченных внебюджетных средств руководителями ДОУ, в том числе и на льготирование отдельных групп детей

- Возможность «зарабатывания» денег в системе образования, в том числе организациями инфраструктуры (аренда, экспертиза выпускаемых и продаваемых игрушек и т.д.) и использование этих денег на финансирование ДОУ и льготы.

В качестве препятствия на пути реализации данных механизмов могут стать проблемы нормативно-правового и методического обеспечения и отсутствие должного уровня финансирования.

Проблемы здоровья детей требуют системного решения, в принятие и реализацию которого должны быть вовлечены все уровни управления системой образования:

1. Уровень дошкольного образовательного учреждения.

1.1. Создание системы мотивации всех сотрудников, повышение их ответственности за здоровье детей (материальное стимулирование, введение системы рейтингов)

1.2. Создание единого системного подхода на уровне ДОУ к сохранению здоровья детей (педагоги, медперсонал, администрация, технические работники, тренеры, родители и т.д.)

1.3. Организация специальных групп (санаторные группы, группы для часто болеющих детей, группы адаптации, группы детей и родителей)

1.4. Разработка новых инструкций по охране здоровья ребенка

1.5. Информационно-разъяснительная работа с родителями

2. Муниципальный уровень

2.1. Координация совместной работы с социальными институтами детства.

2.2. Поддержка «школ родителей» на базе ДОУ.

2.3. Учет рейтинга здоровья (более позитивная, и значит более приемлемая формулировка понятия – уровень заболеваемости) при аттестации ДОУ.

2.4. Организация летнего отдыха городских детей на базе сельских ДОУ.

2.5. Повышение квалификации работников образования в работе по здоровьесберегающим технологиям.

2.6. Повышение информированности местного сообщества о реальном положении дел в системе дошкольного образования: уровень заболеваемости и охрана здоровья в детских садах в сравнении с общими показателями.

2.7. Информационно разъяснительная работа с помощью СМИ.

3. Региональный уровень

3.1. Профессиональная подготовка медицинских кадров (основная направленность на профилактику, специфика работы со здоровыми детьми).

3.2. Конкурс новых идей по здоровьесберегающим технологиям.

3.3. Разработка новых типовых образцов зданий ДОУ.

4. Федеральный уровень

4.1. Совершенствование инструкции по охране здоровья ребенка.

4.2. Разработка нормативно-правовой базы (документация по адаптационным группам, организации летнего отдыха городских детей на базе сельских ДОУ и т.д.)

4.3. Профессиональная подготовка медицинских кадров (основная направленность на профилактику, специфика работы со здоровыми детьми)

4.4. Обучение педагогических кадров с учетом новых требований к работе со здоровьесберегающимим технологиями.

4.5. Организация конкурса новых идей по здоровьесберегающим технологиям на федеральном уровне.

4.6. Обеспечение функционирования открытого банка данных новых разработок и опыта по здоровьесберегающим технологиям.

Как уже отмечалось, информационное обеспечение родителей играет определяющую роль в развитии детей в системе дошкольного образования. В связи с этим перед представителями системы дошкольного образования стоят две основные задачи:

1. Информирование родителей о роли и месте дошкольного образования, его влиянии на дальнейшую жизненную и образовательную траекторию ребенка. Формирование положительного образа системы дошкольного образования

2. Распространение информации о конкретных дошкольных учреждениях и предоставляемых ими услугах.

Первая задача, несомненно, имеет общий характер и должна решаться силами всех уровней, от федерального министерства образования до сотрудников отдельного ДОУ. Вторая задача носит более локальный, частный характер и должна решаться в первую очередь силами работников самих ДОУ, муниципальных и, частично, региональных органов управления. В связи с этим общая задача представителей системы образования всех уровней – не только наладить рабочий контакт со всеми группами внутри социума, но и попытаться заинтересовать и сформировать у них позитивное отношение к дошкольному образованию. Как представляется, наиболее эффективными направлениями работы являются:

1. Актуализация в общественном сознании проблемы неравных стартовых возможностей для детей, не прошедших дошкольного образования.

2. Формирование партнерских отношений между социальными институтами детства: образованием, здравоохранением, культурой, соцзащитой и спортом.

3. Привлечение СМИ для «просвещения» родителей и распространения информации о конкретных ДОУ.

4. Открытие публичной дискуссии о возможности и целесообразности перехода на обязательное дошкольное образование.

5. Формирование у общественных (формальных и неформальных) лидеров интереса и позитивного отношения к дошкольному образованию.

Таким образом, все вышеназванные мероприятия могут помочь социуму разрешить назревшие в системе дошкольного образования проблемы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: