Повышение уровня профессиональной подготовки социальных педагогов, партнерских отношений, личности, качеств

 

В условиях кардинальных изменений социально-экономической жизни нашего общества, гуманизации и демократизации современной школы, возросла потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов по обучению и воспитанию младших школьников, способных осуществлять творческую (инновационную) деятельность в контексте личностно-ориентированной педагогики, в выявлении и компетентном обосновании продуктивного применения все еще не задействованных резервов личностного и профессионального роста будущих учителей, в актуализации целого комплекса воспитательно-развивающих средств. Будущему педагогу необходимо знать современные технологии, разработанные согласно последним достижениям психолого-педагогической науки, и уметь применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Педагогическое творчество, творческая индивидуальность учителя, таким образом, определяют качество учебно-воспитательного процесса.

Для педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, приемами воспитания, изучить наработанный опыт, но и найти индивидуальный способ их применения, оптимального сочетания в каждой конкретной педагогической ситуации, создать актуальные педагогические технологии, отобрать и возродить продуктивные традиции организации воспитательной работы прошлых лет, стать автором собственной концепции воспитания. Владение знаниями о педагогических технологиях начальной школы, умениями, связанными с конструированием педагогического процесса – являются важнейшей частью образования учителей начальной школы.

Существенное значение для совершенствования профессиональной деятельности учителя на современном этапе развития школы имеют следующие тенденции:

- утверждение гуманных «субъект субъектных отношений» педагога воспитанника;

- развитие творческих способностей, интеллектуальных сил младшего школьника;

- воспитание в ребенке трудолюбия и высоких нравственных принципов;

- изучение и обобщение воспитательных традиций и стратегий отечественного и мирового педагогического опыта;

- переосмысление педагогического опыта воспитания и образования подрастающего поколения на основе общечеловеческих и национальных ценностей: сохранение,

- распространение и развитие национальной культуры и развитие культуры межэтнических отношений;

- исследовательская направленность инновационной деятельности учителя.

Требования к квалификации дошкольных педагогов предусматривают установление разрядов ЕТС в зависимости от стажа педагогической работы, стажа работы по специальности или стада работы в определенных должностях и учреждениях. Педагогические работники должны иметь профессиональное образование и стаж работы в должности:

- Не менее 1 года – для II квалификационной категории

- Не менее 2 лет – для I квалификационной категории

- Не менее 3 лет – для высшей квалификационной категории.

Уровень профессиональной компетентности педагогов подтверждается следующими показателями:

Квалификация – это знания и умения, превышающие требования стандартов образования, содержания базового компонента преподаваемого предмета, методик обучения и воспитания.

Профессионализм – это умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе, а также применять набор приемов, методов и средств обучения в практической деятельности.

Продуктивность – практика работы, способствующая сохранению контингента воспитанников, с которыми непосредственно взаимодействует педагог.

Перемены, происшедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени – предшкольного образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком предшкольного образования, специфику обучения детей 5–7 летнего возраста, необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. В свете этого нельзя обойти вниманием теоретически последовательную отработку базовых стандартов концептуальной педагогической модели предшкольного образования, включающей в себя качественное изменение и развитие деятельности специалистов дошкольного и начального звена, совершенствование профессионального стандарта педагогической компетентности, повышение требований к современному педагогу и уровню его самообразования.

Анализ современной ситуации показывает, что проблема острого дефицита квалифицированных педагогов для работы с детьми в группах предшкольной подготовки стоит особенно остро. Существующие государственные образовательные стандарты среднего и высшего педагогического образования для специальностей «дошкольное воспитание» и «преподавание в начальных классах» не дают возможности готовить универсальных специалистов, способных работать с детьми с учетом преемственности между двумя важнейшими образовательными звеньями: дошкольным и начальным школьным.

Успешность реализации предшкольного образования и осуществления преемственности между дошкольным и начальным звеньями определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей, а также хорошо подготовленным высококвалифицированным кадровым составом. При этом необходимо, чтобы профессиональная подготовка педагога предшкольного образования продолжалась на протяжении всего периода его профессиональной деятельности.



Заключение

 

Объективно развивающийся процесс усиления роли неформальных, неинституциональных факторов, формирующих личность, и, прежде всего, факторов открытой микросоциальной среды, не мог не отразиться и на состоянии российской педагогики. Перспективы и требования развития общества предполагают существенную перестройку, обновление воспитательно-образовательной системы в стране, обеспечение ее целостности.

Основной характеристикой современной социальной ситуации выступает ее нестабильность. Вряд ли можно найти хоть одну сферу нашей жизни – экономика, политика, культура, образование – положение в которой бы воспринималось как устойчивое.

Дошкольное образование в России заключается в обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Обычно дошкольное образование осуществляется в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования, учреждениях дополнительного образования детей, но может осуществляться и дома в семье. Основным образовательным учреждением для детей дошкольного возраста в Российской Федерации в настоящее время является детский сад. Система детских садов предназначена для первоначальной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей. Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка.

На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

Основными задачами детских садов в России являются:

- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

- Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей.

- Осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка.

- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В настоящее время в дошкольном образовании России существует несколько острых проблем, решение которых требует определенных мероприятий. Современный социум обладает методами и средствами для решения этих проблем. По большей части решения проблем лежат в сфере трансформации образовательной политики.

Детский сад №2523 г. Москва, находясь в системе российского дошкольного образования, испытывает те же самые проблемы. Политика детского сада является личностно-ориентированной, программы обучения строятся на основе стандартных национальных. В детском саду используются разные формы организации обучения: занятия проводятся фронтально, по подгруппам, индивидуально, что позволяет педагогам добиваться высоких результатов при обучении детей. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей. Результативность работы ДОУ отслеживается с помощью регулярной внешней диагностики (на начало и конец учебного года), проводимой муниципалитетом.

Диагностическая информация свидетельствует об устойчивости показателей умственного и физического развития детей.

 

 



Список литературы

 

1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 января 2001 г. №90/30 – 16 «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 03 августа 2006 г. №201 «О концепции национальной образовательной политики РФ».

6. Постановление Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. «О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы».

7. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.

8. Аромштам М. Положение на лопатки №666 // Новая газета, 30 сентября 2009 г.

9. Баева Л.В. Дошкольное образование в Англии: К проблеме содержания. – М.: Эксмо, 2010. – 112 с.

10. Басов Н.Ф., Басова В.М. Социальный педагог. Введение в профессию. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

11. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: Астрель, 2001. – 400 с.

12. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Академия, 2009. – 304 с.

13. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.

14. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. – М.: Академия, 2009. – 496 с.

15. Буслов Е.В., Дацинская З.П. Особенности регулирования образовательных отношений на уровне дошкольного образования // Ежегодник российского образовательного законодательства. – М., 2006. С. 85.

16. Василькова Ю.В. Социальный педагог. Педагогический опыт и методы работы. – М.: Академия, 2010. – 208 с.

17. Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу ОДВ, 2010.

18. Голицына Н.С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Подготовительная группа. – М.: Скрипторий, 2010. – 32 с.

19. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

20. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Дрофа, 2001. – 328 с.

21. Гуровец Г.В. Детская невропатология. – Владивосток: Владос, 2010. – 304 с.

22. Давыдова О.И., Майер А.А. Работа в группе по подготовке к шокле с родителями детей, не посещающих ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 80 с.

23. Дмитриева И.А., Кибальченко И.А. Педагогика. – М.: Феникс, 2007. – 192 с.

24. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 96 с.

25. Дыбина О.В., Еник О.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 68 с.

26. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2009. – 64 с.

27. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

28. Елжкова Н.В. Три кита дошкольного образования. Педсоветы, семинары педагогические объединения. – М.: Феникс, 2011. – 352 с.

29. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Феникс, 2011. – 272 с.

30. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 256 с.

31. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

32. Женило М.Ю. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. – М.: Феникс, 2006. – 480 с.

33. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.

34. Зебзеева В.А. Практика в подготовке специалистов дошкольного образования. – М.: Сфера, 2008. – 192 с.

35. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

36. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 224 с.

37. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии. – Спб.: Питер Пресс, 2008. – 256 с.

38. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: КноРус, 2010. – 752 с.

39. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

40. Копытова Н.Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 96 с.

41. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – М.: Профит Стайл, 2007. – 224 с.

42. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Феникс, 2007. – 416 с.

43. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. – М.: Сфера, 2010. – 176 с.

44. Кроль В.М. Педагогика. – М.: Высшая школа, 2008. – 320 с.

45. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Эксмо, 2010. – 686 с.

46. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 544 с.

47. Кушнарева Л.Ф., Буршит И.Е. Программа адаптации детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с.

48. Макеева Т.А., Сорокова М.Г. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М.: Академия, 2007. – 344 с.

49. Мананикова Е.Н. Социальная психология. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 254 с.

50. Маневцова Л.М., Бабак С.А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Академия, 2004. – 240 с.

51. Марусева И.В., Коваленко М.И. Педагогика. – Знание, 2006. – 328 с.

52. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики. – Владивосток: Владос, 2008. – 264 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: