Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

 

Для выявления мнения баскетболистов 16-17 лет центральной ДЮСШ было проведено анкетирование, которое представлено в таблице №1.

 

Таблица 1. Сводные данные результатов анкетирования баскетболистов 16-17 лет о влиянии чувства времени на эффективность выполнения штрафного броска

№ вопроса

 Варианты и количество ответов

 А  Б  В
1  19  4 1) 2 секунды, 2) 30 секунд
2  25  ___  ___
3  4  21  ___
4  4  21  ___
5  16  6 1) в зависимости от ситуации 2) смотря сколько зрителей 3) когда как
6  24  1  ___
7  3  20 1) тренеру безразлично 2) бывает
8  15  10  ___

 

Анализ таблицы представлен на приведённых ниже рисунках. По каждому из вопросов представлен график в процентном соотношении, так как каждый в отдельности может влиять на общий результат исследования.

Из рисунка 1 видно, что большинство баскетболистов 16-17 лет выполняют бросок за 3-5 секунд. 16 % процентов выполняют бросок за 6-8 секунд. Их результативность будет меньше, так как судья согласно правилам соревнования может не засчитать либо лишить пробивать бросок. 8 % юношей разделились на 2 категории: 2 и 30 секунд. В первом случае слишком быстрое выполнение не придаёт точности броску, а во втором время на пробитие штрафного броска ограниченно.

Итоги ответов на вопросы показывают, что большинство респондентов успевают выполнить бросок за время, отведённое правилами игры. Значит, ограничение правилами игры времени на пробитие штрафного броска не влияет на их результативность. Чувство времени здесь играет хоть и маловажную роль, но всё-таки сказывается на точность.

Приведенные данные показывают, что всем участникам опроса хватает времени на реализацию штрафного броска в игре. Значит, этот фактор не влияет на результативность броска, но не исчезает потребность в тренировки временных интервалов штрафных бросков.

По результатам ответов на 3 вопрос можно отметить, что большинству игроков безразлично как им подаст мяч судья. 16 % юношей заостряют на этом своё внимание, что может влиять на результативность. Значит, если игрок будет уделять больше внимания изучаемому нами качеству, то это повысит точность бросков в независимости от судьи.

На графике видно, что 84% баскетболистов не лишали пробития штрафного броска из-за нарушения правила пяти секунд. 16% баскетболистов не укладывались в пять секунд, поэтому в дальнейшем их точность в игре падала. В целом этот показатель слабо сказывается на точности реализации штрафного броска. Ограничения правилами игры времени на пробитие штрафного связано с чувством времени и не может не влиять на результативность. Результаты ответов свидетельствуют о том, что тренировка чувства времени всё-таки необходима.

На рисунке 5 представлены варианты ответов о роли зрителей на выполнение штрафного броска. Данные свидетельствуют, что 64% процентам баскетболистов зрители не мешают и их присутствие не влияет на выполнение броска. 24% игроков болельщики мешают сосредоточиться и в большинстве случаев они не попадают в корзину. 12% игроков разделились и их точность расценивается как 50 на 50,что говорит равноценном влиянии зрителей при выполнении броска. Значит, если игрок будет больше концентрировать на временную компоненту выполнения броска, зрители меньше будут отвлекать его и это увеличит процент его попаданий.

График ответов на шестой вопрос показывает, что 96% игроков при выполнении штрафного броска считают время про себя, что не всегда помогает добиться точности. Только 4% игроков не считают время, и их не отвлекает этот фактор. Это положительно сказывается на точности штрафного броска. Таким образом, тренировка изучаемого нами качества имеет место быть для повышения точности штрафных бросков.

Данные рисунка показывают, что в 80% случаев тренер не ограничивает время на пробитие штрафного броска и это отрицательно сказывается на точности. В 12% случаев время ограничено, что уменьшает общее число бросков, но повышает их результативность. В 8% случаев нет зависимости точности штрафных бросков от времени на их пробивание. Результаты ответов показали, что тренера должным образом не уделяют тренировки чувства времени в течении тренировочного процесса. Возможно это влияет на результативность выполнения штрафного броска.

По мнению 60% процентов баскетболистов 16-17 лет ограничение во времени абсолютно не влияет на результативность штрафного броска. В то же время, 40% игроков отмечают, что ограничение времени влияет на точность штрафных бросков. Значит тренировка чувства времени всё-таки необходима для точного и эффективного выполнения данного элемента игры.



Выводы

 

1. Анализ специальных литературных источников позволяет сделать вывод о том, что на точность штрафного броска в игре влияет:

· техника выполнения броска;

· физическое состояние игрока на конкретный момент игры (усталость, утомление);

· психологический аспект, включающий концентрацию внимания, сосредоточенность, уверенность, умение расслабляться;

· правила игры, ограничивающие время на выполнение штрафного броска.

2. В ходе исследования выявлено, что 16% респондентов выполняют бросок за время большее, чем определено правилами игры. 76% респондентов укладываются во время, определяемое правилами игры.

3. Отмечается, что 84% баскетболистов 16-17 лет никогда не нарушали правило «5 секунд» при выполнении штрафного броска. 16% игроков нарушали это правило.

4. 40% юношей утверждают, что ограничение во времени влияет на результативность штрафного броска в игре. 60% отметили о том, что ограничение во времени абсолютно не влияет на результативность.

5. Поскольку 80% юношей указывают на то, что тренер не ограничивает время на пробитие штрафного броска в ходе тренировочного процесса и 40% говорит, что ограничение времени влияет на точность броска, то практические рекомендации по повышению результативности этого технического элемента направлены на отведение внимания данному аспекту в подготовке баскетболистов.

Таким образом, ограничение правилами игры времени на пробитие штрафного броска влияет на точность реализации его в соревнованиях. Значит, во время тренировочного процесса тренеру необходимо уделять время на данный элемент подготовки баскетболистов как к отдельной игре, так соревнованиям в целом.

Практические рекомендации

Результаты выполненного исследования позволяют рекомендовать использование следующих средств для повышения точности выполнения штрафных бросков:

1. «Броски в парах, тройках» - произвести определённое кол-во бросков в единицу времени (напр. за 1 мин.)

2. «Броски в парах, тройках» с сопротивлением защитника – кол-во попаданий в единицу времени

3. «Баскетбольный челнок» - игра 3 на 3; 4 на 4; 5 на 5 с ограничением времени на атаку-(20 сек., 15 сек., 10 сек.)

4. Двухсторонняя игра с превышающим кол-вом защитников

5. Двухсторонняя игра с броском мяча в корзину по сигналу тренера

6. Выполнение штрафного броска по сигналу

7. Пробитие штрафного броска в строго определённом промежутке времени

8. Выполнение штрафного броска одной рукой

9. Пробитие штрафного броска закрытыми глазами



Список использованной литературы

 

1. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры. // Под ред. Ю.М. Портнова.- М.: Физкультура и спорт, 1997.- 480с.

2. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности / Н.И. Моисеева [и др.]. - Ташкент: Медицина, 1985. - 156с.

3. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М.: Агентство «ФАИР», 1997. - 224 с.: ил. – (Серия «Спорт»).

4. Корнешов, А.А.Чувство времени и его детерминация в осознанном управлении двигательными действиями в спорте: автореф. дис.... канд. пед. наук / А.А. Корнешов; Рос.гос.акад.физ.культуры. - М., 2003. – 23 с.

5. Корягина, Ю.В. Восприятие времени и пространства в спортивной деятельности / Ю. В. Корягина; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - М.: Научно-издательский центр "Теория и практика физ. культуры и спорта", 2006. - 224 с.

6. Лосин, Б.Е. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов: Учебно-методическое пособие / СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 32с.

7. Развитие чувства времени у гимнасток 6-7 лет: (Метод. письмо). - Ереван, 1982. - 39с.

8. Спорт и система подготовки спортсменов: Программа подгот. магистров по спец.521903 / СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта; Сост. Яхонтов Е.Р.; Под общ. ред. Евсеева С.П. - СПб., 1998. - 52с.

9. Юный баскетболист: Пособие для тренеров. / Под ред.Е.Р.Яхонтова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 175с.

10. Яхонтов, Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / СПб: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002 – 151 с.

11. Яхонтов, Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов: Учеб. пособие / Е.Р. Яхонтов; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СПб.: ПИО СПбГАФК, 2000. - 58с.

12. Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учеб.-метод.пособие / Е. Р. Яхонтов; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2004. - 77с.

13. Яхонтов, Е.Р.Индивидуальная подготовка баскетболистов: Учеб. пособие / Е. Р. Яхонтов; ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1975. - 48с.

14. Личность и время / Серов, Н.К. – Л.: Лениздат., 1989.-255 с.

 

15. Мауринь, А. М. Проблемы разработки онтогенетической шкалы биологического времени / А. М. Мауринь // Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. – Рига: ЛГУ им. П. Стучки,1982. – С.73-81.

16. Дмитриева, А. С. Физиологические основы восприятия времени у человека / А. С. Дмитриева // Успехи современной биологии. – 1964. – Т.57, вып.2. – С.245-268.

17. Дмитриев, А. С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени) / А. С. Дмитриев // Успехи современной биологии. – 1980. – Т.11, № 4. – С.47.

18. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста/ В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.-520 с.

19. Сурнина, О. Е. К вопросу о влиянии уровня ситуативной тревожности на восприятие времени / О. Е. Сурнина, В. И. Лупандина // Тез. Докл. совещания Проблемной комиссии АМН СССР по хронобиологии и хрономедицины «Временная организация чувствительности организма к биологически и экологически активным веществам», 25 – 27 июля 1991 г. Свердловск: Свердл. гос. Мед. ин-т, 1991. – С. 123-124.

20. Лупандин, В. И. Субъективные шкалы пространства и времени / В. И. Лупандин, О. Е. Сурнина. – Свердловск: изд-во Урал. ун-та, 1991. – 126 с.

21. Фонсова, Н. А. Восприятие околосекундных интервалов времени / Н. А. Фонсова, И. А. Шестова // Биологические науки. – 1988.- № 3. – С.59-72.

22. (Pittendrigh C. S.) Питтендрай, К. Циркадные ритмы циркадная организация живых систем / К. Питтендрай // Биологические часы. - М.:Мир, 1964. – С. 263-306.

23. Романов, Ю. А. Теория биологических систем и проблема их временной организации / Ю. А. Романов // Проблемы хронобиологии. – Ереван, 1990-Т.2, № 3-4. – С. 105-123.

24. Романов, Ю. А. Хронотопобиология как одно из важнейших направлений современной теоретической биологии / Ю. А. Романов // Хронобиология и хрономедицина. – М.: Триада Х, 2000. – С. 9-24.

25. (Aschoff J., Wever R.) Ашофф, Ю. Циркадианная система человека Ю. Ашофф, Р. Вивер // Биологические ритмы. В двух томах. Т. 1. Пер. с англ./ Под ред. Ю. Ашоффа. – М.: Мир, 1984. – С. 362-389.

26. www.StartShooter.Net

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: