Письменность, астрономия и религия – одно целое ядро цивилизации майя

 

В настоящее время насчитывается около 2 тыс. стел с надписями. Стелы устанавливались в честь каждого двадцатилетия, в честь смены правителя. Многие надписи на стелах связаны с конкретными историческими событиями. Часть их имеет отношение к различным культам и астрономическим вычислениям. Долгое время тексты на памятниках майя оставались загадкой для ученых. В 1960-х гг. ленинградский ученый Ю.В. Кнорозов произвел дешифровку древних текстов [3, с.36]. Дешифровка цифровых знаков не составляла большого труда. Причиной тому была поразительная простота, доведенная до совершенства логичность системы счета. Европа еще «считала по пальцам», когда математики древних майя ввели понятие нуля и оперировали бесконечно большими величинами. Большое число записано на стеле 10-а в городе Тикале – 1841641600 дней, то есть 5 миллионов лет. При вычислениях майя ограничивались только сложением и вычитанием [10, с.24]. Сам человек майя был той идеальной математической моделью, которая была взята за единицу счета. В основе арифметики лежала двадцатеричная система счисления (умножение на 20), возникшая от суммы пальцев на руках и ногах человека. Сложение представляло собой вертикальный столбец снизу вверх. Эпоха у майя, как уже отмечалось, отмерялась 20-летиями. Месяц состоял также из 20 дней. Каждому дню месяца жрецы приписывали свои приметы, каждый день имел свое название, например: 1-й день – Имиш (кукуруза) – родившийся в этот день будет дурным, распутным и бесчестным человеком; 4-й день – Кан (спелая кукуруза) – родившийся в этот день будет мудрым; 6-й день – Кими (смерть) – родившийся в этот день будет убийцей с плохой судьбой и тому подобное. Майя записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точка всегда означала единицы данного порядка, а тире – пятерка. Изображение раковины обозначало ноль. Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям [10, с.89].

В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые, грамматические и фонетические. Из сохранившихся рукописей известны три: «Пророчества Ягуара» («Чилам-Балам») и «Книга народов» («Пополь-Вух»). Эти книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги «Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении [3, с.117]. В 1958 г. Генрих Берлин опубликовал свидетельства того, что в системе письменности майя существует вид специальных знаков, так называемых «иероглифов эмблемы», связанных с некоторыми из известных археологам поселениями. Такие знаки легко выделить, поскольку они обычно сочетаются с определенными элементами иероглифики, которые появляются вместе с каждым из них. Специалистам уже удалось точно идентифицировать «иероглифы эмблемы» восьми «городов» классической эпохи: Тикаля, Пьедрас-Неграс, Копана, Киригуа, Сейбаля, Наранхо, Паленке и Яшчитлана. Берлин предположил, что эти знаки либо обозначали названия самих «городов», либо династий, которые правили в них, и выдвинул предположение, что на стелах и других монументах этих городов были зафиксированы исторические события.

Таким образом, фигуры, вырезанные на рельефах классической эпохи, изображают не богов и жрецов, а представителей правящих династий, их супругов, детей и подданных. Когда каменные «летописи» одного правления подходят к концу, следующая последовательность изображений начинается с того же самого мотива – прихода к власти нового правителя. Возможно, самая полная из «хроник» правления светских владык древних «городов» майя вырезана на множестве каменных притолок Яшчитлана. Когда рассматривается проблема письменности майя, то неизбежно встает и вопрос: зачем вообще потребовалось этому народу рассчитывать цикл «лунной последовательности» для столь далеко отстоящих во времени эпох и зачем им понадобилось оперировать в своих вычислениях датами, связанными со столь большими периодами времени? Ответ, вероятно, связан с тем, что правители древних майя верили в астрологию, и, возможно, они советовались со жрецами том, как связаны лунные циклы, и расположение небесных светил с тем или иным событием в их стране, подобно тому, как это делали египтяне, этруски, вавилоняне и многие другие народы Старого Света. В астрологии есть своя собственная логика, которая заставляла серьезно относиться к ней не только народы древности, но и таких людей, как Ньютон и Кеплер [3, с.112].

Еще одной областью, которой майя уделяли много внимания, была родословные и проблемы, связанные с происхождением человека. Именно поэтому на некоторых монументах мы находим даты и изображения, которые могут быть связаны только с представлениями о том, кем являлись их отдаленные предки. Поскольку во всех трех имеющихся в нашем распоряжении кодексах майя имеется множество таблиц и иллюстраций и, кроме того, в текстах очень часто встречаются отрывки, имеющие отношение к датам 260-дневного календаря, то никто из специалистов не сомневается в том, что их содержание связано исключительно с религией и астрономией [10, с.57]. У майя не было науки в привычном для нас понимании. Вместо нее у всех цивилизаций Мезоамерики существовала своеобразная смесь из данных точных астрономических наблюдений и того, что можно было бы назвать нумерологией. Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и астрологией [3, с.26].

Вселенная – йоккаб (буквально: над землей) – представлялась древним майя в виде расположенных друг над другом миров. Прямо над землей находилось тринадцать небес, или тринадцать «небесных слоев», а под землей скрывались девять «подземных миров», составлявших преисподнюю.

В центре земли возвышалось «Первоначальное дерево». По четырем углам, строго соответствовавшим странам света, росли четыре «мировых дерева». На Востоке – красное, символизирующее цвет утренней зари. На Севере – белое. Черное дерево – цвет ночи – стояло на Западе, а на Юге росло желтое – оно символизировало цвет солнца [29].В прохладной тени «Первоначального дерева» – оно было зеленым – разместился рай. Сюда попадали души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого тропического зноя и насладиться обильной пищей, покоем и весельем. Древние майя не сомневались, что земля была квадратной, в крайнем случае, прямоугольной. Небо, словно крыша, покоилось на пяти подпорках – «небесных столбах», то есть на центральном «Первоначальном дереве» и на четырех «цветных деревьях», росших по краям земли. Майя как бы перенесли – планировку древних общинных домов на окружавшую их вселенную. Если представления майя о строении вселенной в целом нам сегодня ясны и не вызывают каких-либо особых сомнений, а календарь, поражающий свой почти абсолютной точностью, досконально изучен учеными, совсем иначе обстоит дело с их «подземными мирами». Мы не можем даже сказать, почему их было именно девять (а не восемь или десять). Известно лишь имя «владыки преисподней» – Хун Ахав, но и оно пока еще имеет только предположительное толкование.

В старинном эпическом повествовании майя-киче «Пополь-Вух» рассказывается, как боги-праотцы Тепеу и Гукуматц подняли из водяной пучины землю и населили ее животными и растениями. Сотворив это, божественные прародители возжаждали почитания и преклонения и вылепили из земли существ, похожих на людей, но они оказались недолговечными и спустя некоторое время вновь обратились в грязь. Следующую расу боги создали из дерева, но творение получилось настолько глупым, что было уничтожено самими богами, заменившими его на людей, сделанных из мяса. Однако эти существа обратились к злу и были уничтожены, когда боги обрушили на землю ужасный ливень: чудовищное наводнение смело их с лица земли. И наконец, из кукурузного теста боги создали настоящих людей, предков майя-киче [31, с.55].

Для религий Мезоамерики, так же как для религий Востока, характерны представления о повторяющихся циклах сотворения и разрушения. Как описано выше, ацтеки полагали, что мироздание прошло уже через четыре таких цикла и наша эпоха является пятым циклом творения, которому суждено погибнуть из-за землетрясений. Представления майя были похожими. В них тоже предполагалось существование временных циклов большой продолжительности. Первое Солнце длилось 4008 лет, и было разрушено землетрясениями и съедено ягуарами. Второе Солнце длилось 4010 лет, и было уничтожено ветром и его яростными циклонами. Третье Солнце длилось 4081 год, и было уничтожено огненным дождем, пролившимся из кратеров огромных вулканов. Четвертое Солнце длилось 5026 лет и пало от воды, залившей все вокруг в гигантском наводнении. Затем родилось Пятое Солнце, которое светит нам сегодня. Оно известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого все погибнут [31, с.87].

До нас дошло очень мало сведений о пантеоне богов, которым поклонялись майя. Олимп майя был населен таким количеством богов, что разобраться в них совершенно невозможно. Общее представление о количестве богов майя можно почерпнуть из манускрипта XVIII в., озаглавленного «Ритуалы Бакабов» [3, с.120], в котором упомянуты по имени 166 богов, или из кодексов, относящихся к кануну испанского завоевания. В текстах этих кодексов можно встретить упоминания более чем о тридцати богах. Причиной такой теогонической множественности было то, что каждый из богов имел огромное число различных ипостасей. Во-первых, каждый из них представлял собой не одну, а целых четыре индивидуальности, соотнесенные с одной из четырех сторон света. Во-вторых, целый ряд богов имел двойников противоположного пола, которые являлись их супругами, что стало отражением дуализма, присущего философии народов Мезоамерики. И наконец, каждый из богов, олицетворяющих собой какое-либо из небесных тел, имел еще одно воплощение – на тот период времени, когда он умирал и был обречен странствовать по подземному миру. Перед тем как снова появиться на небе, он превращался в одного из богов подземного мира.

Хотя некоторые источники утверждают, что майя верили в существование единого бога (Хунаб Ку), который был воплощением всемогущего бестелесного духа, тем не менее, главным из богов, которым поклонялись майя, был, несомненно, бог Ицамна, чье имя означает «Дом Ящерицы». В рукописях майя этого бога изображали в виде пожилого человека с ястребиным – «римским» – носом. Этого бога почитали как изобретателя письменности и покровителя ученых и учености. Его супругой была Иш Чель – «Госпожа радуги», старая богиня, под покровительством которой находились ткачество, медицина и деторождение. Она же, по всей вероятности, была богиней старой луны. Змеи, украшающие ее прическу, и когти на концах пальцев ее рук и ног доказывают, что в религии майя эта богиня играла ту же роль, что и ацтекская богиня Коатликуэ – мать богов и людей. Все остальные боги, включая и Бакабов, были, очевидно, потомками этой пары. Бог солнца, Ах Кинчил, в кодексах изображался очень похожим на Ицамна, и возможно, что он являлся одной из его ипостасей. Во время своего ночного путешествия под землей, от заката до восхода, он превращался в бога-ягуара – своего пугающего двойника, изображения которого очень часто встречаются на монументах классической эпохи. Считается, что молодая полуобнаженная женщина, очень запоминающееся изображение, которое можно найти в «Дрезденском кодексе», представляет собой богиню Луны Иш Чап (Женщину), которая, возможно, являлась супругой Ах Кинчила. Другими богами, связанными с небесными светилами, были бог Полярной звезды и различные воплощения Венеры [29]. Менее значительными божествами были покровители различных слоев общества и видов деятельности. Во главе этого списка находился Кукулькан – бог-покровитель правящей касты. Хотя культ Кукулькана достиг высшей точки своего расцвета во времена правления тольтеков, существуют изображения Пернатого Змея, относящиеся к более ранним периодам времени. Находки, свидетельствующие о том, что культ этого бога существовал в области майя гораздо раньше прихода тольтекских завоевателей, сделаны в некоторых из поселений майя, например в Тикале. Воины почитали нескольких богов войны, некоторые из них, очевидно, были героями, обожествленными за свои военные удачи. Купцам и тем, кто занимался выращиванием какао, покровительствовал бог Эк Чуах, которого изображали с черным лицом и длинным носом. Кроме этих богов, существовало множество других, покровительствовавших охотникам, рыбакам, тем, кто занимался изготовлением татуировок, комедиантам, певцам, поэтам, танцовщикам, влюбленным и даже самоубийцам.

В отличие от ацтекских, жрецы майя не были обязаны соблюдать обет безбрачия. Их сыновья тоже становились жрецами. Некоторые из жрецов были вторыми сыновьями правителей. Жрецы носили титул Ах Кин («тот, что принадлежит солнцу»), что лишний раз доказывает их близкую связь с календарем и астрономией. Список обязанностей жрецов, очерченный Диего де Ландой, позволяет понять, что они занимались не только проведением ритуалов, но и обучением. В ведении жрецов находились «…счет лет, месяцев и дней, праздники и церемонии, управление их святынями, несчастные дни и времена, их способы предсказания и их пророчества, события, лекарства против болезней, памятники древности, умение читать и писать буквами и знаками, которыми они писали, и фигурами, которые объясняли письмена.…» [33, с.31]. Жрецы также занимались составлением и хранением генеалогий. Во времена расцвета Майяпана наследственный верховный жрец проживал в этом городе. Судя по всему, основная функция верховного жреца состояла в том, чтобы надзирать за специальным учебным заведением, в котором проходили подготовку те, кто собирался присоединиться к жреческому сословию. Ни в одном из документов нельзя найти ни малейшего намека на то, что верховный жрец обладал каким-либо влиянием, или на то, что жрецы каким-то образом подменяли собой гражданские власти.

Во время проведения ритуалов, связанных с человеческими жертвоприношениями, жрецу помогали четверо пожилых мужчин, которых, в честь богов дождя, именовали Чаками. Они держали руки и ноги жертвы, в то время как ее грудь вскрывалась еще одним человеком, который носил титул Наком (титул военного вождя). Другим служителем культа был Чилам, своего рода шаман-духовидец, который, находясь в состоянии транса, получал «послания» от богов. Его пророчества обычно интерпретировались собраниями жрецов [3].

Проведение всех ритуалов жестко определялось календарем, и прежде всего календарем 260-дневного цикла. Календарь майя называют Великое колесо Мандала Пакаль Вотана. В книге «Фактор Майя» доктор Х.Аргуэльес описывает и разъясняет Великое колесо Мандала Пакаль Вотана (см. приложение М). Свойства этого «колеса» очень хорошо знали древние майя. Первый круг содержит 8 вершин, характеризуя эволюцию двойственного отношения. Второй круг содержит 13 вершин. Это число отражает уже свойства эволюции Великого предела (О Создателях миров).Третий круг характеризует самый сложный уровень, порождающий и контролирующий Великие 13-ти вершинные циклы. Каждая из этих 20 вершин характеризуется собственным «звездным семейством Создателей миров. Эти 13 вершин и определяют Великие Циклы Майянского Календаря, причем текущий (наш) цикл охватывает период - с 3113 г. до н. э. по 2012 г. н. э. Х. Аргуэльес повествует, что человеческая история определяется галактическим лучом, через который проходят Земля и Солнце. Циклы развития земных цивилизаций подчиняются принципам «галактических сезонов», которые были описаны майянцами в математической и символической форме [35]. Ритуальные священнодействия были насыщены символическим смыслом, в них, например, очень часто фигурировали цифры 4, 9 и 13 и указания на цвета, связанные со сторонами света. До ритуала и во время его проведения запрещалось принимать пищу, и необходимо было соблюдать строгое половое воздержание. Нередки были ритуальные самоистязания как у ацтеков, во время которых майя наносили себе уколы иголками или иглами морского ежа в уши, щеки, губы, язык или пенис. Добытой таким образом кровью обрызгивали бумагу или использовали ее для того, чтобы смазывать идолов. Накануне испанского завоевания жрецы обкуривали таких идолов смолами и каучуком и проводили их ритуальные кормления [3, с.140]. Для человеческих жертвоприношений использовали пленников и рабов, но чаще всего в жертву приносили детей (незаконнорожденных или сирот, которых покупали специально для этой цели). До установления господства тольтеков в жертву приносили чаще все же не людей, а животных. Известно, что дикие индейки, собаки, белки и игуаны считались вполне подходящими приношениями для богов майя.

Знания о том, какой именно была последовательность проводимых юкатеками ритуалов, очень отрывочны. Одной из причин является то, что Диего де Ланда не сумел в некоторых случаях уловить различие между тем, что он называл «непостоянными праздниками», то есть ритуалами, определяемыми 260-дневным календарным счетом, и ритуалами, находящимися в зависимости от цикла, состоящего из 19 месяцев 365-дневного «нечеткого года». В течение всего года проводились ритуалы и церемонии, связанные с земледелием, охотой, пчеловодством, рыбной ловлей и художественными ремеслами. Возможно, церемонии проводились в соответствии с циклом 260-дневного календаря. Упоминания об этом можно отыскать в «Мадридском кодексе». Целью проведения подобных церемоний было увеличение количества пойманной дичи, изобилие меда и воска и тому подобное. Очень часто они основывались на действиях, которые Джеймс Фрейзер в свое время назвал «симпатической магией». Например, при проведении ритуала вызывания дождя люди, одетые в костюмы бога Чака, выливали в костер воду из горшков. Боги в рукописях и произведениях искусства изображались в человеческом образе (кроме бога Войны, который имеет тело змеи и человеческую голову). Ягуарами называли богов сторон света – Чаков. Кроме того, титул «Ягуар» носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался «Циновка Ягуара». Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорят о том, что это животное было тотемом – амулетом удачи в племени [3, с.129].

В «Книге народов» («Пополь-Вух») описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем в полторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение – доставить «знаки отличия» – когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и тому подобное Таким испытаниям подвергался будущий правитель или жрец [31, с.34].

Таким образом, письменность, астрономия и религия майя были тесно связаны между собой. Большая часть письменности имеет отношение к религии. Астрономией древние ученые занимались, в основном, для раскрытия тайн прошлого и будущего. Интересны мифы о происхождении и гибели «Солнц». Анализируя их, ученые находят прямые аналогии с некоторыми природными катастрофами. Эти мифы аналогичны мифам ацтеков. Наиболее вероятно, что они имеют одни корни. Еще одна загадка Южной Америки – календарь майя. Чтобы создать такой календарь, нужно обладать отличными астрономическими и математическими знаниями. Откуда у древней цивилизации такие познания? Ведь их календарь отличается от современного на тысячные доли. Удивительная культура цивилизации майя – великая загадка Южной Америки.



Заключение

 

На основании проведенного исследования древних цивилизаций Южной и Центральной Америки, можно сделать следующие выводы:

1. Древние цивилизации Нового света (инки, ацтеки и майя) развивались по собственной исторической траектории, непохожей ни на один путь развития цивилизаций Старого света. Они тесно между собой взаимодействовали и были связаны общностью городской культуры.

2. Цивилизация инков всего за несколько десятилетий достигла больших успехов: четкий аппарат управления, организованная армия, города с могучими сооружениями. У инков были большие организационные способности, направленные на создание одной из самых консолидированных теократических империй в истории человечества. Цивилизация инков имела четкую социальную структуру, благодаря которой правитель управлял всей империей. Социальные различия определялись происхождением и личными заслугами. В отличие от ацтеков инки вели войны не для того, чтобы получить человеческие жертвы, но для расширения империи и получения новых подданных – дополнительной рабочей силы. Инки достигли непревзойденного уровня урбанизации, включая сложную транспортную систему, которая связывала их высокогорную столицу Куско со всем регионом. Инки имели прекрасную почтовую службу с хорошими дорогами по всей территории проживания. У них были развиты науки, особенно медицина. Получило большое развитие ткачество, продукты которого являлись предметами обмена. У инков был большой пантеон богов, но основным культом был культ Бога Солнца, и правитель считался воплощением его в человеческом облике. Так же интересен культ мертвых. Письменность у инков отсутствовала. Инки строили в основном административные и жилые здания и мало обрядов, чем их культура отличается от культур ацтеков и майя.

3. Культура ацтеков отличалась своими приоритетами, в ней доминировали религия и политика. Жрецы имели практически полную власть над народом. Жизнь людей контролировалась законами, основанными на религии. Была развита торговля. Необычная планировка этого города, расположенного практически на озере, с дамбами и сетью каналов, по которым, как в Венеции, передвигались ацтеки, поражает своей уникальностью. Архитектуру цивилизации майя составляли пирамиды, храмы и административные здания. Власть в государстве была почти полностью теократической. Правитель ацтеков, также как и правитель инков, считался воплощением бога на земле. В религии главным обрядом было жертвоприношение. Был развит культ кровопускания. Боги ацтеков находятся в постоянной вражде. Внешний вид всех богов устрашающий, и, чаще всего, боги имеют две сущности: человеческую и звериную. Это говорит о тесной связи с живой природой. А их силы и возможности – о связи с неживой природой. Также интересно и множество мифов о создании мира, конце мира, о рождении богов и другие, которые во многом схожи с мифами майя.

4. Цивилизация майя шла своим уникальным путем. Правителей, в общепринятом значении этого слова, у майя не было - вся полнота власти в государстве принадлежала жрецам. Памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени, свидетельствуют о том, что архитекторы майя обладали значительными инженерными и математическими познаниями. Типичными для архитектуры майя были ступенчатые своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Высокого уровня развития достигла скульптура, что свидетельствует о необычайно высоком художественном и техническом уровне мастеров. Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым. Письменность майя, астрономия и религия тесно связаны между собой. Большая часть письменности имеет отношение к религии. Астрономией древние ученые занимались ради сельского хозяйства и для раскрытия тайн прошлого и будущего. Интересны мифы о происхождении и гибели «Солнц». Анализируя их, ученые находят прямые аналогии с некоторыми природными катастрофами. Эти мифы аналогичны мифам ацтеков. Наиболее вероятно, что они имеют одни корни. Еще одна загадка Южной Америки – календарь майя. Чтобы создать такой календарь, нужно обладать отличными астрономическими и математическими знаниями. Он отличается от современного на тысячные доли. Календарь заканчивается 21 декабря 2012 года.

5. Величие древних цивилизаций Нового света особенно ценно своей непохожестью на другие цивилизации. Они прошли путь от «диких» племен до великого народа. Большинство цивилизаций развивалось из-за усовершенствования орудий труда, что позволяло производить все больше и больше материальных благ, начинали развиваться наука и искусство, появлялась возможность вести войны, порабощать соседние народы и захватывая новые ресурсы. Инки, ацтеки и майя пошли совершенно другим путем, и, тем не менее, создали великие цивилизации. В их истории до сих пор больше загадок и вопросов, чем ответов на них. Одна из причин этого в самобытности и уникальности. Историкам и археологам с большим трудом по крупицам удается восстанавливать картину жизни древних племен и законы, по которым развивалось их общество. Но если при изучении других цивилизаций достаточно обнаружить факт и ему найдется объяснение, то с цивилизациями Нового света происходит по-другому. Факты, обнаруженные учеными, по нескольку десятков лет остаются без объяснения. Возникает одна теория за другой, но, ни одна из них не может дать полного и ясного ответа на возникающие вопросы.

Изучая цивилизации инков, ацтеков и майя, их культуру, становится понятным и видимым богатство их традиций и монолитность накопленного ими опыта за период своего существования.

Список использованной литературы

 

1. Бутовский А.Ю., Зубарев В.Г. История древней Центральной и Южной Америки //Режим доступа: http://www.geografia.ru/story-amerika.html, 03. 03. 2011

2. Вайян Дж. История ацтеков. – М.: Иностранная литература, 1949. – 215 с.

3. Альберто Рус Луилье Народ майя. – М.: Мысль, 1986 г. – 256 с.

4. Inca ethnohistory // Ethnohistory. 1987. Vol. 34. N 1.

5. The nature of Wari. Oxford. 1989

6. Rostworowski de Diez Canseco M. Nuevosdatossobretenencia de tierrasreales en el incario // RevistadelMuseoNacional. 1962. T. 31.

7. Urton G. At the crossroads of the Earth and the Sky. Austin, 1981.

8. Demarest A. A. Viracocha. Cambridge, 1981.

9. Duviols P. La dinastía de los Incas // Journal de la Sociétédes Américanistes. 1979. T. 46.

10. Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи Майя. – Л.: Наука, 1975. – 272 с.

11. Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. – М.: Искусство, 1969. – 240 с.

12. Гуляев В. И. Древние майя Загадки погибшей цивилизации. – М.: Знание, 1983г. – 176с.

13. Баглай В. Е. Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних. – М.: Вече, 2005г. – 336с.

14. Башилов В. А. Древние цивилизации Перу и Боливии – М.: Наука, 1972. – 211с.

15. Гуляев В.И. Древние цивилизации Америки. – М.: Вече, 2008. – 466с.

16. Самаркина И. К. Община в Перу: Очерк социально-экономического развития. – М.: Наука, 1974. – 250 с.

17. Зубрицкий Ю. А. Инки кечуа. – М.: Наука, 1975. – 192 с.

18. Г.М. Бонгард-Левин Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989. – 478с.

19. П.Е Матвеев Методическое пособие по хронологии стран и их религий. – Владимир: Владимирский государственный университет, 2006. – 36 с.

20. Прескотт Уильям Хиклинг Завоевание Перу. – СПб.: Типография Евдокимова., 1886. – 216 с.

21. Империя Инков// Режим доступа: http://volk77.narod.ru/divan/ziviliz/inki.html 12. 12. 2010

22. Дежнев Н. Дорога на Мачу-Пикчу. – М.: Терра, 2010. – 352 с.

23. Марлин Добкин де Риос Перуанские инки и кока// Режим доступа: http://www.zooeco.com/0-plant/0-plant-15-1.html, 23. 03. 2010

24. Галич Мануэль История доколумбовых цивилизаций. – М.: Мысль, 1990. – 407 с.

25. Ирина Стрекалова Великая тайна плоскогорья Наска// Режим доступа http://matri–x.ru/history/inki_1.shtml, 23. 03. 2010

26. Берналь Диас дель Кастильо Правдивая история завоевания Новой Испании. – М.: Форум, 2000.

27. Свободная энциклопедия Википедия Статуя Коатликуэ// Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Статуя_Коатликуэ, 15. 02. 2011

28. Мигель Леон-Портилья Мифология древней Мексики. – Постум, 2010. – 480 с.

29. А.И. Давлетшин Заметки о религиозно–мифологических представлениях в Мезоамерике //Режим доступа http://www.ruthenia.ru/folklore/davletshin2.htm, 12. 12. 2010

30. Соди Д. Великие культуры Месоамерики: Пер. с испан. – М. Знание, 1985. - 208 c., ил.

31. Мифы индейцев Центральной Америки. ПопольВух. Родословная владык Тотоникапана. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2006. – 240 с.

32. Опарин А. А. Древние города и Библейская археология: Монография. – Харьков: Факт, 1997. – 176 c.

33. Диего де Ланда Сообщение о делах в Юкатане. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. – 131 с.

34. Нерсесов Я. Н. Мифы Центральной и Южной Америки. – М.: Астрель, 2004. – 463 с.

35. Беляев М.И. Календарь майя// Режим доступа: http://www.milogiya2007.ru/maiya1.htm, 20. 03. 2011

36. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства Инков. М., 1959

37. Леон-Портилья. М. Философия нагуа. - М., 1961

38. Солис-и-Рибандейра А. История о покорении Мексики. Т.1, 2. - СПб. – 1789

39. Гуляев В.И. По следам конкистадоров. - М., 1976

40. Гуляев В.И. Царство сынов Солнца. - М., 1980

41. Керам К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1963

42. Салливан У. Тайны инков. М., 2000

43. Стингл М. Государство инков: слава и смерть сыновей солнца. - М., 1970

44. Стингл М. Тайны индейских пирамид. - М., 1984

45. Березкин Ю. Е. Инки. Исторический опыт империи. - Л., 1991

46. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. - М., 1992

47. Таубе, Карл Мифы ацтеков и майя, пер. с англ. К. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 112 с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: