Объем доходов бюджета Волгограда составляет 6 577400 тыс. рублей, в том числе поступление субвенций из вышестоящего бюджета в сумме 1672100 тыс. рублей. Расходы, бюджета Волгограда на 2006 год, составляют 7 067800 тыс. рублей.
Рисунок 14 – Бюджет Волгограда на 2006 год в сравнении с 2005 г., млн. руб.
Дефицит бюджета составляет 490400 тыс. рублейили 10 % к доходам бюджета Волгограда. В таблице 2 представлены источники финансирования дефицита бюджета г. Волгограда
Таблица 2 –
Источники финансирования дефицита бюджета Волгограда на 2006 год
Наименование | Сумма (тыс. руб.) |
Муниципальные ценные бумаги Волгограда | 400000 |
Кредиты, полученные от кредитных организаций | 47357 |
Бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 49889 |
Поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности | 7000 |
Остатки средств местного бюджета | 0 |
Итого | 504246 |
Из таблицы 2 можно определить следующее, что финансирование дефицита бюджета города происходит за счет доходов от муниципальных ценных бумаг и кредитов.
|
|
Представленная ниже диаграмма характеризует структуру доходов, поступающих в бюджет Волгограда за период 2002-2005 г.г. и проект на 2006 г. Согласно Федеральному закону №131-ФЗ от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и соответствующим изменениям Бюджетного Кодекса с 2006 года определен строгий перечень налогов и сборов, зачисляемых в бюджет муниципальных образований.
Это привело к снижению налоговой составляющей в доходной части бюджета за счет перераспределения федеральных и региональных налогов в пользу федерального и областного бюджетов. Муниципалитету приходится пополнять доходы своего бюджета за счет неналоговых платежей (арендной платы по сдаваемому в аренду муниципальному имуществу, арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки, приватизации муниципального имущества). Рост неналоговых доходов очевиден как в абсолютных суммах - с 2002 по 2006 год он составил 1,2 млрд.рублей, так и в удельном весе от собственных доходов - с 2002 по 2006 год удельный вес вырос на 22,5 процентных пункта.
На следующей диаграмме представлена структура основных доходных источников бюджета Волгограда на 2006 год.
Рисунок 15 – Основные источники дохода бюджета г. Волгограда, млн. руб.
Следует отметить, что с 2006 года налог на прибыль, в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса, не будет зачисляться в местные бюджеты. В то же время возрастает поступление налога на доходы физических лиц в связи с изменением норматива отчислений с 30% в 2005 году до 40% в 2006 году. Увеличилась также сумма налогов на имущество в связи с тем, что в эту группу доходов входит земельный налог, который с 2006 года будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Традиционно весомый вклад в доходную часть бюджета (56,8%) приносят налогоплательщики, расположенные на территории таких районов как:
|
|
1. Центральный (24%);
2. Красноармейский (16,6%);
3. Дзержинский (16,2%);
Следующая диаграмма свидетельствует о том, что в 2006 году доходы, поступающие с территорий районов, полностью покрывают их запланированные расходы согласно утверждаемым сметам:
Рисунок 16 – Доходы и расходы бюджета г. Волгограда по районам, млн. руб.
На территории таких районов, как Центральный, Ворошиловский, Дзержинский, Красноармейский, Советский, собирается доходов значительно больше, чем требуется на исполнение смет расходов. В частности, на исполнение смет расходов перечисленных районов остается от 25,8 % (Центральный район) до 68,3 % (Советский район). По остальным районам указанный показатель колеблется от 80% (Тракторозаводской район) до 100% (Кировский район).
Общий объем расходов бюджета Волгограда на 2006 год предусмотрен в размере 7 067800 тыс. рублей.Несмотря на негативные условия формирования доходной части, бюджет Волгограда по расходам ежегодно увеличивается. Так, начиная с 2002 года по 2006 год, расходы бюджета города увеличились более чем на три миллиарда рублей.
Динамика расходов бюджета Волгограда в 2002 – 2006гг. представлена следующей диаграммой.
Рисунок 17 – Динамика расходов Волгограда в 2002-2006 г., млн. руб.
Наблюдается рост расходов, так если расходы в 2002 году составляли 4 066 млн. рублей, то в 2006 году они составляют 7 067,8 млн. рублей.
В сметах расходов районов на 2006 год кроме собственных средств отражены субвенции, поступающие из федерального и областного бюджетов. Доля субвенции в расходах районов составляет от 22,6% (по Центральному району) до 30,4% (по Дзержинскому району).
Рисунок 18 – Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета, млн. руб.
Распределение средств, передаваемых из вышестоящего бюджета в бюджет Волгограда на исполнение отдельных государственных полномочий.
Из приведенной диаграммы очевиден рост передаваемых средств на исполнение отдельных государственных полномочий.
Наибольшую долю в объеме бюджета города составляют расходы на образование 32,7 %, жилищно-коммунальное хозяйство – 23,6 %, здравоохранение и физическую культуру – 13,7 %, социальную политику – 7,7 % от общих расходов.
Рисунок 19 – Структура расходной части бюджета 2006 г., %.
Хочется отметить социальную направленность бюджета Волгограда на 2006 год, сохранение уровня основных расходов, обеспечивающих текущую деятельность учреждений бюджетной сферы города, индексацию заработной платы и материальных затрат в соответствии с уровнем инфляции.
Проанализировав расходную и доходную части бюджетов г. Ставрополя и г. Волгограда, можно сделать следующие выводы, чтобюджет города Волгограда превышает бюджет города Ставрополя почти в два раза (Рисунок 20).
Рисунок 20 – Доходы и расходы бюджетов г. Ставрополя и г. Волгограда, тыс. руб.
Из рисунка 20 можно определить, что за 2006г. г. Ставрополь израсходовал бюджетные средства на сумму 3 102 157 тыс. руб., а г. Волгоград 7 067800 тыс. руб., наибольшая часть которых пошла на развитие образования, здравоохранения и социальную политику. Доходы г. Ставрополя составили 3 222 643 тыс. руб., г. Волгограда 6 577400 тыс. руб. Не смотря на такую большую разницу основными источниками доходов, в этих двух городах, являются налоговые поступления в бюджет.
Но при этом бюджет г. Ставрополя является профицитным (120486 тыс. руб.), в отличие от бюджета г. Волгограда (- 490400 тыс. руб.).
|
|
Таким образом, бюджет города функционирует за счет источников доходов, собираемых на территории города (в них включаются как собственные налоговые источники, так и доли от регулирующих налогов, закрепленных за местным бюджетом), для того чтобы бюджет г. Ставрополя приносил доход необходимо укреплять собственную доходную базу бюджета.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА