Фиксируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к необходимости разработать методические рекомендации по организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта.
Формирующий эксперимент проводился с учащимися второго класса. В связи с этим нами была организована творческая группа, в которую вошли классный руководитель второго класса, воспитатель группы продленного дня и психолог. Помимо этого, в работу по коррекции агрессивного поведения был задействован школьный врач, в обязанности которого легло медицинское воздействие на детей, склонных к агрессии.
Предварительно мы изучили работы отечественных (А.И.Захарова, Н.В. Клюевой, Н.Л. Кряжевой, Н.В. Самоукиной, М.И.Чистяковой) и зарубежных психологов (М.Алворда, К.Фонеля), раскрывающие методы и приемы коррекции агрессивного поведения у младших школьников. [19; 26;30; 60;1;73;77]
Разрабатывая план мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта, мы ориентировались на работу психолога, классного руководителя и воспитателя группы продленного дня. В соответствии с этим, каждый специалист составил календарно-тематическое планирование с учетом индивидуальных особенностей учащихся и взаимосвязанности занятий.
· Работа психолога
Работа психолога проводилась с учащимися с высоким уровнем агрессивности.
Количество занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут.
В соответствии с выделенными характерологическими особенностями учащихся второго класса, психологом были выбраны следующие направления психокоррекционной работы (таблица 20):
Таблица 20
Характерологические особенности ребенка | Направление коррекционной работы |
1.Высокий уровень личностной тревожности. | Снижение уровня личностной тревожности. |
1. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии. | Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. |
2. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. | Развитие позитивной самооценки. |
3. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий. | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом. |
4. Слабый контроль над своими эмоциями. | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом. |
5. Ограниченный набор поведененческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения. | Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении. |
При проведении занятий психолог старался придерживаться следующих этапов:
1.Орг.момент
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3.Работа с дневником настроений.
4. Релаксационный тренинг.
5. Сообщение цели занятия.
6.Игры и упражнения в соответствии с задачей занятия.
7. Итог занятия.
Считаем необходимым познакомить вас с календарно - тематическим планированием работы психолога (таблица 21). С содержанием занятий психолога вы можете ознакомиться в приложении (приложение 7).
Таблица 21
Календарно-тематическое планирование работы психолога по коррекции агрессивного поведения у учащихся второго класса
Основная тема, ее содержание | Задачи | Основное содержание занятия | Количество часов | Дата проведения | |||
I | II | III | IV | V | |||
I четверть | |||||||
Проведение психодиагностических методик (рисуночный тест С.Розенцвейга, проективная методика «Рука»). | Определение уровня развития агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта. | Проведение методик, обработка результатов. | 2 ч. | С 3.09. по 7.09. | |||
Тема «Я и мои эмоции» | |||||||
1. Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах. | Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике. | 1.Орг. момент, положительный эмоциональный настрой 2.Сообщение цели занятия. 3.Знакомство с картами-пиктограммами. 4.Упражнение в распознавании эмоций. 5. Работа с дневником настроений. 6.Итог занятия. | 1 ч. | 11.09. | |||
2. Тренинг выразительной мимики. | Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Апельсин»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Упражнение на распознавание эмоций (Игра «Мимическая гимнастика») 7.Итог занятия. | 1 ч. | 13.09. | |||
3. Упражнения на распознавание эмоционального состояния по мимике. | Учить осознавать свое эмоциональное состояние. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Апельсин»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Упражнение на распознавание эмоций (Игра «Угадай-ка!») 7.Итог занятия. | 1 ч. | 18.09. | |||
4. Упражнения на осознание своего эмоционального состояния. | Учить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Апельсин»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Упражнение на распознавание эмоций (Игра «Волшебный мешок») 7.Итог занятия. | 1 ч. | 20.09. | |||
5. Рисуем эмоции пальцами. | Учить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Сдвинь камень»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Выполнение рисунка. 7.Итог занятия. | 1 ч. | 25.09. | |||
6. Музыка и эмоции. | Развивать понимание передачи эмоционального состояния с помощью музыки. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Сдвинь камень»). 5. Сообщение цели занятия. 6. Прослушивание, описание настроения музыки. 7.Рисуем настроение музыки. 8.Итог занятия. | 1 ч. | 27.09. | |||
7.Способы повышения настроения. | Обсуждение с учащимися, как можно самому себе повысить настроение. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Черепаха»). 5. Сообщение цели занятия. 6. Беседа «Способы повышения настроения» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 2.10. | |||
Тема «Какой я?» | |||||||
1.Психологический автопортрет. | Учить ребенка обращать внимание на положительные и отрицательные черты своего характера, расширить представления о себе. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Черепаха»). 5. Сообщение цели занятия. 6. Упражнение «Психологический автопортрет» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 4.10. | |||
2.Кто я? | Учить ребенка обращать внимание на положительные и отрицательные черты своего характера, расширить представления о себе. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»). 5. Сообщение цели занятия. 6. Упражнение «Кто я?» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 9.10. | |||
3.Рисуем себя. | Учить ребенка обращать внимание на положительные и отрицательные черты своего характера, расширить представления о себе. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»). 5. Сообщение цели занятия. 6. Выполнение рисунка. 7.Итог занятия. | 1 ч. | 11.10. | |||
Тема «Как справиться с гневом?» | |||||||
1. В каких ситуациях мы испытываем гнев. | Обсудить с учащимися, в каких ситуациях они испытывали гнев. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Олени»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Беседа «В каких ситуациях мы испытываем гнев» 7.Итог занятия.
| 1 ч. | 16.10. | |||
2.Способы выражения гнева. | Познакомить с упражнениями, способствующими разрядке гнева безопасным способом. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Олени»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Упражнения на разрядку гнева безопасным способом. 7.Итог занятия. | 1 ч. | 18.10. | |||
3. Отреагирование гнева через движения. | Обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Пружинки»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Упражнения на отреагирование гнева через движения. 7.Итог занятия. | 1 ч. | 23.10. | |||
4.Рисование собственного гнева. | Обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Пружинки»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Выполнение рисунка. 7.Итог занятия. | 1 ч. | 25.10. | |||
5. Осознание гнева через сенсорные каналы. | Обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Волшебный сон»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы. 7.Итог занятия. | 1 ч. | 30.10. | |||
6. Управление собственным гневом. | Обучение навыкам контроля и управления собственным гневом. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Волшебный сон»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Установление правил, помогающих справиться с гневом. 7.Итог занятия. | 1 ч. | 1.11. | |||
II четверть | |||||||
Тема «Я и другие» | |||||||
1.Биография по фото. | Развитие эмпатии. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Волшебный сон»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Упражнение «Биография по фото» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 13.11. | |||
2.Беседа «Кого мы называем добрым?» | Развитие нравственных понятий. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Кулачки»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Беседа «Кого мы называем добрым?» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 15.11. | |||
3. Беседа «Кого мы называем вежливым?» | Развитие нравственных понятий. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Кулачки»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Беседа «Кого мы называем вежливым?» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 20.11. | |||
I | II | III | IV | V | |||
4.Я и моя семья. | Воспитывать положительное отношение ко всем членам семьи. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Апельсин»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Беседа «Что значит любить родителей?» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 22.11. | |||
5.Конфликтные ситуации в семье. | Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Апельсин»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Разыгрывание ситуаций «Как помирить поссорившихся членов семьи?», «Как поднять маме (папе) настроение?» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 27.11. | |||
6. Я и мои одноклассники. | Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Сдвинь камень»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Разыгрывание ситуаций, в которых учащиеся проявляют агрессию. 7.Итог занятия. | 1 ч. | 29.11. | |||
7. Ролевая игра «Агрессор и жертва» | Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Сдвинь камень»). 5. Сообщение цели занятия. 6.Ролевая игра «Агрессор и жертва» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 4.12. | |||
Тема «Я стану добрее» | |||||||
1.Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания. | Развитие позитивной самооценки | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Черепаха»). 5. Сообщение цели занятия. 6.упражнение на реконструкцию позитивного образа через детские воспоминания. 7.Итог занятия. | 1 ч. | 6.12. | |||
2. Игра «Мне в тебе нравится..» | Развитие позитивной самооценки | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4.Релаксационный тренинг (упражнение «Черепаха»). 5. Сообщение цели занятия. 6. Игра «Мне в тебе нравится» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 11.12. | |||
3.Игра «Кто симпатичнее?» | Развитие невосприятия агрессивных состояний. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4. Релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»). 5. Сообщение цели занятия. 6. Игра «Кто симпатичнее?» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 13.12. | |||
4. Игра «Остров забияк» | Профилактика агрессивного поведения. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4. Релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»). 5. Сообщение цели занятия. 6. Игра «Остров забияк» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 18.12. | |||
5.Игра «Поссорились и помирились» | Коррекция агрессивного поведения. | 1.Орг.момент 2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции. 3.Работа с дневником настроений. 4. Релаксационный тренинг (упражнение «Олени»). 5. Сообщение цели занятия. 6. Игра «Поссорились и помирились» 7.Итог занятия. | 1 ч. | 20.12. | |||
Проведение психодиагностических методик (рисуночный тест С.Розенцвейга, проективная методика «Рука»). | Отследить эффективность психокоррекционной работы по снижению агрессии. | Проведение методик, обработка результатов (с агрессивными учащимися 2 и 3 классов). | 2 ч. | С 25.12. по 27.12. | |||
· Работа классного руководителя
Работа классного руководителя по коррекции агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта включала работу с детьми и их родителями.
Работа с детьми
У классного руководителя нет возможности проводить психокоррекционную работу с агрессивными детьми в индивидуальной форме, поэтому в коррекционный процесс были включены все дети, и в соответствии с этим, работа по коррекции агрессивного поведения состояла из следующих направлений (таблица 22):
Таблица 22