Направления работы классного руководителя по коррекции агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта

Направления Содержание работы
Развитие у младших школьников с нарушением интеллекта нравственных установок Внеурочная деятельность
Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Работа на уроках с пиктограммами, внеурочная деятельность
Формирование позитивных отношений агрессивного ребенка с одноклассниками Включение агрессивных учащихся в социально-одобряемую деятельность (трудовую, коллективно-творческую, спортивную и т.д.)
Развитие у агрессивного ребенка позитивной самооценки Включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.
Снижение уровня личностной тревожности. Релаксационный тренинг.
Работа с родителями Информирование родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка; Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми; Помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания; Отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения; Включение родителей в жизнь класса; В контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних и другими органами социальной защиты помощь в оздоровлении семьи.

 

Классным руководителем были разработаны классные часы (из расчета: 1 час в неделю), направленные на развитие у младших школьников с нарушением интеллекта нравственных установок, а также на формирование позитивных отношений агрессивного ребенка с одноклассниками (таблица 23). С содержанием классных часов вы можете ознакомиться в приложении (приложение 8).

 

Таблица 23

Календарно-тематическое планирование классных часов во втором классе

№ п/п Тема классного часа Дата проведения

I четверть

1. Все дороги ведут к дому. 7.09.
2. Моя семья. 14.09.
3. День семьи. 21.09.
4. Мама, папа, я - спортивная семья. 28.09.
5. Жадность и жадины. 5.10.
6. Зависть. 12.10.
7. Ответственность. 19.10.
8. Добро и зло. 26.10.
9. Доброе слово и кошке приятно. Добрые дела живут века. 2.11.

II четверть

1. Волшебники добра. 16.11.
2. Путешествие в страну вежливости и доброты. 23.11.
3. В дружбе сила. 30.11.
4. Нет друга - ищи, а нашел - береги. 7.12.
5. Ты и твои друзья. 14.12.
6. Вместе весело шагать. 21.12.
7. Спортивный праздник «Все с Дедом Морозом на лыжную тропу!» 28.12.

 

При проведении классных часов классный руководитель включал этапы занятий психолога: работа с пиктограммами, релаксационный тренинг (проведение релаксационных тренингов по плану воспитателя группы продленного дня).

Для развития позитивной самооценки в конце мероприятия проходила работа с «Тетрадью моих достижений», при этом успехи детей (даже незначительные) поощрялись «медалями» и аплодисментами.

Проведение классных часов проводилось в соответствии со следующими этапами:

1. Орг.момент

2. Работа с пиктограммами.

3.Релаксационный тренинг.

4. Основная часть.

5.Работа с «Тетрадью моих достижений», поощрение успехов детей.

6.Итог классного часа.

Этапы психологических занятий (работа с пиктограммами, релаксационный тренинг) также проводились на каждом уроке. При этом, если возникали конфликтные ситуации, учитель использовал методы, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом (перевод деструктивных действий в вербальный план «остановись и подумай, что ты хочешь сделать»; ввод правила «посчитай до10, прежде чем перейдешь к действию»). Также на уроках учитель применял тактику поведения с агрессивными детьми (приложение 6).

Работа с родителями

Классный руководитель составил план мероприятий работы с родителями, используя индивидуальную и коллективную форму взаимодействия (таблица 26).

 

Таблица 24

План мероприятий работы с родителями

Формы работы с родителями Содержание работы Основные задачи работы Дата проведения
I II III IV
Коллективная форма работы Родительское собрание. Тема «Причины агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта» Выступление на собрании школьного врача о необходимости пролечивания детей. 1.Познакомить родителей с основными формами агрессивного поведения в детском возрасте; 2.Познакомить с причинами агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта. 12.09.
Индивидуальная форма работы Посещение семьи Бори А.   Посещение семьи Виталия Г.     Беседа с родителями (или их заменяющими), как ребенок соблюдает дома определенные правила и требования; выяснить стиль общения в таких ситуациях; оказание помощи в организации досуга их ребенка. 19.09.   20.09.    
Коллективная форма работы Праздник «День семьи» Содействовать формированию классного коллектива, сплоченности детей и родителей. 21.09.
Коллективная форма работы Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья». Содействовать формированию классного коллектива, сплоченности детей и родителей. 28.09.
Индивидуальная форма работы Посещение детского приюта, в котором проживает Катя С.   Посещение семьи Пети Ю. Беседа с родителями (или их заменяющими), как ребенок соблюдает дома определенные правила и требования; выяснить стиль общения в таких ситуациях; оказание помощи в организации досуга их ребенка. 3.10.     10.10.
Групповая форма работы Консультация родителей, воспитывающих ребенка, склонного к агрессивному поведению. Помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания. 17.10.
Индивидуальная форма работы Переписка с родителями, воспитывающих ребенка, склонного к агрессивному поведению. Отслеживание посещаемости ребенком кружков, секций. 24.10.
Коллективная форма работы Праздник «Вместе весело шагать». Содействовать формированию классного коллектива, сплоченности детей и родителей. 30.11.
Индивидуальная форма работы Переписка с родителями, воспитывающих ребенка, склонного к агрессивному поведению. Отслеживание посещаемости ребенком кружков, секций. 5.12.
Коллективная форма работы Родительское собрание. Тема «Приемы общения с агрессивным ребенком» Познакомить родителей с приемами «ненасильственного» общения с ребенком. 12.12.
Коллективная форма работы Спортивный праздник «Все с Дедом Морозом на лыжную тропу!» Содействовать формированию классного коллектива, сплоченности детей и родителей. 28.12.

 

Во время проведения опытно-экспериментального исследования классный руководитель систематически отслеживал посещение агрессивными детьми кружков и секций.

В «Тетрадях моих достижений» был заведен специальный лист «Мои увлечения». Дети, которые посещали кружки и секции, не пропускавшие занятия без уважительной причины, получали специальную награду (наклейки), которые они наклеивали на лист «Мои увлечения», в специальную колонку. Данный вид работы создал определенный стимул, и дети старались не пропускать занятия в кружках и секциях.

· Работа воспитателя группы продленного дня

Работа воспитателя группы продленного дня по коррекции агрессивного поведения состояла из следующих направлений (таблица 27):

 


Таблица 25



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: