Оценка эффективности инженерных решений

 

Эффективность инженерных решений, рассматриваемых в дипломном проекте, может определяться с учетом выбранного направления развития экономики страны:

в условиях рыночной экономики;

в условиях социально-ориентированной экономики.

В условиях рыночной экономики при определении эффективности инженерных решений принято ориентироваться на получение максимальной прибыли и высокой рентабельности работы транспортного предприятия. Данное условие должно рассматриваться при определении эффективности принятых инженерных решений для конкретного предприятия.

В условиях социально-ориентированной экономики, к которой отнесена также Республика Беларусь, эффективность принимаемых инженерных решений рассматривается с точки зрения достижения максимального социального эффекта, т.е. достижения высокого уровня жизни населения (высокая зарплата), увеличения социальных выплат, поступлений в бюджет, повышения производительности труда.

Экономическая эффективность включает:

получение экономического эффекта при реализации инженерных решений;

повышение рентабельности (окупаемости) перевозок;

повышение производительности труда при выполнении перевозок.

Экономическая эффективность рассчитывается как отношение полученного эффекта к затратам, связанным с реализацией мероприятий технического и технологического и организационного характера, направленных на улучшение использования подвижного состава и технических устройств по перевозкам. Она рассчитывается следующим образом

 

, (8.1)

 

где  - эффект от реализации мероприятий технического, технологического и организационного характера, направленных на улучшение использования подвижного состава и технических устройств по грузовым перевозкам на дороге или в подразделении, д. е. (денежных единиц);

 - затраты, связанные с реализацией инженерных решений, д. е.

Эффект от реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности использования подвижного состав и технических устройств автопредприятий, достигается за счет:

получения дополнительной выручки автопредприятием;

снижения эксплуатационных расходов при выполнении перевозок;

увеличение выплат в бюджет и социальных отчислений.

Экономический эффект рассчитывается по формуле

 

, (8.2)

 

где  - изменение прибыли автопредприятия при внедрении i -го мероприятия, д. е.;  - увеличение отчислений в бюджет при внедрении i -го мероприятия, д. е.;  - увеличение социальных выплат при внедрении i -го мероприятия, д. е. Изменение прибыли, связанное с внедрением инженерного решения

 

, (8.3)

 

где  - доля изменения выручки от перевозок, связанная с изменением их объема, д. е.;

 - доля изменения эксплуатационных расходов, вызванная изменением объема перевозок, д. е.

Доля изменения выручки от перевозок, связанная с изменением их объема

 

, (8.4)

 

где  - выручка, получаемая автотранспортным предприятием после внедрения инженерного решения, д. е.;

 - выручка, получаемая автотранспортным предприятием до внедрения инженерного решения (базовый вариант), д. е.

Выручка, получаемая автотранспортным предприятием, рассчитывается с рассмотрением следующих вариантов:

с использованием доходной ставки за 1 тонно-километр перевозки груза;

с использованием фрахтовой ставки, начисляемой за: а) 100 км пробега автомобиля; б) 1 ч использования автомобиля; в) провоз груза на расстояние: в границах страны или по всему маршруту.

При использовании ставки за 1 тонно-километр расчет имеет вид

 

, (8.5)

 

где  - доходная ставка за 1 пассажирокилометр, д. е.;

 - пассажирокилометры выполненных перевозок на i-м маршруте, п-км.

Затраты, связанные с реализацией инженерных решений ()

 

, (8.6)

 

где  - издержки, получаемые автотранспортным предприятием после внедрения инженерного решения, д. е.;

 - издержки, получаемые автотранспортным предприятием до внедрения инженерного решения (базовый вариант), д. е.

Издержки, получаемые автотранспортным предприятием до и после реализации инженерного решения, рассчитываются следующим образом:

 

, (8.7)

 

где  - себестоимость перевозок, д. е.;

 - отчисления в бюджет, д. е.

Себестоимость перевозок включает

 

, (8.8)

 

где  - фонд оплаты труда, д. е.;

 - начисления на фонд оплаты труда, д. е.;

 - расходы на топливо, д. е.;

 - расходы на смазочные материалы, д. е.;

 - расходы на закупку и ремонт колес и шин, д. е.;

 - расходы на ремонт подвижного состава, д. е.;

 - расходы на амортизацию подвижного состава, д. е.;

 - административные расходы автотранспортного предприятия, д. е.;

 - отчисления в инновационный фонд, д. е.

Фонд оплаты трударассчитывается следующим образом

 

, (8.9)

 

где  - часовая ставка водителя, д. е.;

 - суммарные часы работы водителя, ч.

Часовая ставка водителя является величиной расчетной

 

, (8.10)

 

где  - ставка первого тарифного разряда, устанавливается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, д. е.

 - тарифные разряд водителя, принимается из единой тарифной сетки, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

 - стажевой коэффициент водителя, принимается из КЗОТ РБ;

 - отраслевой коэффициент, устанавливается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь для каждой отрасли;

 - коэффициент премирования за хорошие результаты работы, принимается из КЗОТ РБ.

Начисления на фонд оплаты труда установлены Законом о бюджете Республики Беларусь

 

, (8.11)

 

где  - обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения, д. е. (, где  - процент отчислений от фонда оплаты труда в фонд социальной защиты населения, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь);

 - отчисления в фонд занятости населения, д. е. (),

где  - процент отчислений от фонда оплаты труда в фонд занятости населения, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь);

 - отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, д. е. (, где  - процент отчислений по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь);

Расходы на топливо рассчитываются в зависимости от марки автомобиля и его пробега, т.е.

 

, (8.12)

 

где  - стоимость 1 л моторного топлива, д. е.;

 - потребление топлива на выполнение перевозок, л. (, где  - норматив расхода топлива автомобилем i -й марки на 100 км линейного пробега, л;  - повышающий коэффициент на расход топлива при работе подвижного состава в городах;  - повышающий коэффициент на расход топлива при работе подвижного состава в зимний период).

Расходы на смазочные материалы:

 

, (8.13)

 

где  - стоимость 1 л моторного топлива, д. е.;

 - потребление смазочных материалов на выполнение перевозок, л. (, где  - норматив расхода смазочных материалов автомобилем i -й марки на 10000 км линейного пробега, л;  - суммарный линейный пробег автомобиля i -й марки за оцениваемый период времени t.

Расходы на закупку и ремонт колес и шин определяются в зависимости от пробега:

 

, (8.14)

 

где  - стоимость одного колеса, д. е.;

 - количество колес у автомобиля и прицепа, ед.;

 - суммарный линейный пробег автомобиля i -й марки при выполнении перевозок за оцениваемый период времени t.

 - норматив пробега для резины колес, км.

Расходы на ремонт подвижного состава

 

, (8.15)

 

где  - единичная стоимость вида ремонта для автомобиля i -й марки, д. е.;

 - норматив межремонтного пробега автомобиля i -й марки, км.

Административные расходы автотранспортного предприятия рассчитываются в долевой части от суммы предыдущих расходов, т.е.

 

, (8.16)

 

где  - процент отчислений на административные расходы автопредприятия, д. е. Расходы на амортизацию подвижного состава определяются с учетом норматива на срок амортизации, который предусмотрен в пределах 10 - 15 лет. В случаях, предусмотренных Положением по начислению амортизации, допускается ускоренная (предельно в два раза) амортизация. Расчет отчислений на амортизацию рассчитывается следующим образом

 

, (8.17)

 

где  - балансовая стоимость подвижного состава, д. е.;

 - нормативный срок начисления амортизации на подвижной состав, лет;

 - фактический срок эксплуатации подвижного состава, лет.

Отчисления в инновационный фонд определяются в качестве долевой части от суммы предыдущих расходов, т.е.

 

, (8.18)

 

где  - коэффициент начисления инновационного фонда автопредприятия.

Отчисления в бюджет по основной деятельности

 

, (8.19)

 

где  - налог на добавленную стоимость (НДС), д. е.;

 - единый платеж, д. е.;

 - налог на содержание инфраструктуры (местный).

НДС рассчитывается от дохода, полученного автопредприятием, следующим образом:

 

, (8.20)

 

где  - ставка налоговых отчислений в бюджет по НДС, устанавливается в Законе о бюджете РБ на очередной год, %;

 - доходы по перевозкам, д. е.

Единый платеж:

 

, (8.21)

 

где  - ставка единого платежа в бюджет, %.

Налог на содержание инфраструктуры (местный), устанавливается органами местного самоуправления:

 

, (8.22)

 

где  - ставка платежа на содержание инфраструктуры в местный бюджет, %.

Валовая прибыль, получаемая по основной деятельности по базовому варианту, рассчитывается по формуле:

 

. (8.23)

 

Аналогично выполняется расчет прибыли после реализации инженерных решений:

 

. (8.24)

 

Рассчитывается налог на прибыль:

 

, (8.25)

 

где  - ставка налога на прибыль, %.

Рассчитывается чистая прибыль (после налогообложения) базового варианта:

 

. (8.26)

 

Рассчитывается рентабельность перевозок:

 

. (8.27)

 

По результатам расчетов базового и нового варианта экономических показателей делается сравнение и делается заключение об эффективности принимаемых инженерных решений для данного автопредприятия.

Пример расчетов приведен в таблицах 8.1 - 8.3.

Таблица 8.1 - Исходная информация для расчётов

 

№ п/п

 

Наименование показателя

Ед. изм.

Значение показателя

Варианты сравнения

Базовый

Проектный

Технологические параметры

1.1 Часы работы водителей, всего ч 126520

142400

1.2 Часы рабочей эксплуатации подв. состава    

 

1.3 Километры пробега подвижного состава, всего км 1917840 2137320
1.3.1 в т. ч. в летний период городах км 1438590

1602990

1.3.2 в т. ч. в осенне-зимний период км 479250

534330

1.4 Потребление топлива, всего л 874115 548105
1.41 в т. ч. в городах л 651120 408217
1.4.2 в т. ч. с учетом сезонного коэффициента л 222995 139888
1.5 Потребление масла л 8055 8975
1.6 Потребление резины колес шт 6377 6218
1.7 Остаточная стоимость подвижного состава д. е. 1997506244

6923000000

1.8 Срок эксплуатации:    

 

1.8.1 нормативный лет 15

15

1.8.2 фактический лет 11,2

1,3

 

Нормативные величины

2.1 Часовая ставка водителя д. е. 1630 1448
2.1.1 Ставка первого тарифного разряда д. е. 97862

97862

2.1.2 Тарифный разряд водителя   5

5

2.1.3 Стажевой коэффициент % 20

15

2.1.4 Отраслевой коэффициент % 30

25

2.1.5 Коэффициент премирования % 40

15

2.2 Нормы потребления топлива:    

 

2.2.1 на 100 км линейного пробега л 42

27

2.2.2 на 100 км в городах л 1,07 1,07
2.2.3 на 100 км в зимний период л 1,1 1,1
2.2.4 стоимость 1 л. топлива д. е. 1285 1285
2.3 Норматив потребления масла на 10000 км пробега л 42

42

2.3.1 Стоимость 1 л. моторного масла д. е. 1217

1217

2.4

Использование резины:

 

 

 

2.4.1 Норматив пробега для резины колес км 80000

90000

2.4.2 стоимость 1 колеса д. е. 340000

340000

2.4.3 количество колес у используемого п. с., всего: шт 266 362
2.4.3.1 в т. ч. у тягача шт 0

0

2.4.3.2 в т. ч. у прицепа шт 0

0

2.5 Стоимость ремонта, приходящаяся на 1 км пробега д. е. 148

85

 

Таблица 8.2 - Результаты расчётов расходов по себестоимости, д. е.

№ п. п

Наименование показателя

Значение показателя

Варианты сравнения

Базовый

Проектный

3.1 Фонд оплаты труда водителей и кондукторов 590227600 386195200
3.2 Начисления на фонд оплаты труда, всего 212009754 138721316
3.2.1 в т. ч. обязательные страх. взносы в фонд соц. защиты населения (35% от п.2.1) 206579660 135168320
3.2.2 в т. ч. отчисления в фонд занятости (0,5% от п.2.1) 2951138 1930976
3.2.3 в т. ч. обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (0,42% от п.2.1) 2478956 1622020
3.3 Расходы на топливо 1123237775 704314925
3.4 Расходы на смазочные материалы 9802850 10924693
3.5 Расходы на резину 2168118800 2114120000
3.6 Расходы на ремонт 282881400 181672200
3.7 Итого по п.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 4386278179 3535948334
3.8 Административные расходы (16 % от п.3.7) 701804509 565751733
3.9 Отчисления на амортизацию 525659538 505328467
3.10 Итого расходов по п.3.7, п.3.8, п.3.9 5613742226 4607028534
3.11 Отчисления в инновационный фонд, 0,25% от п.3.12 14034356 11517571
3.12 Себестоимость (сумма п.3.9 и п.3.10) 5627776582 4618546105
3.13

Налоговые отчисления в бюджет, всего

858804491 858804491
3.13.1

Единый платеж в республиканские фонды

66316949 66316949
3.13.2

Налог на добавленную стоимость

596852542 596852542
3.13.3

Налог на содержание инфраструктуры (местный)

195635000 195635000
3.14

ВСЕГО ЗАТРАТНАЯ ЧАСТЬ (сумма п.3.12, п.3.13)

6486581073 5477350596

 

Таблица 8.3 - Результаты расчётов эффективности, д. е.

№ п. п

Наименование показателя

Значение показателя

Варианты сравнения

Базовый

Проектный

4.1 Выручка за перевозку 4112700000

4112700000

4.2 Валовая прибыль -2417779379 -1408548902
4.3 Налог на прибыль (24 % от п.4.2) 0 0
4.4 Чистая прибыль -2417779379 -1408548902
4.5 Рентабельность перевозки, % -37,02% -25,51%
4.6 Самоокупаемость, % 63,4 75,1

 

Как видно из таблицы 8.3, выйти на рентабельную работу АП №3 не удастся, хотя окупаемость пассажирских перевозок и повышается на 12,6%.

Это связано с тем, что пассажирские перевозки носят, прежде всего, социальный характер, а не экономический. Однако принятые решения по оптимизации маршрутной сети и парка подвижного состава позволяют уменьшить затраты времени пассажиров в денежном эквиваленте, связанные с подходом к остановочным пунктам, ожиданием и движением в автотранспорте со 13596000 д. е. до 12110100 д. е., что подтверждается вычислениями, проведёнными ранее в главе №4 данного курсового проекта.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: