Эффективность инженерных решений, рассматриваемых в дипломном проекте, может определяться с учетом выбранного направления развития экономики страны:
в условиях рыночной экономики;
в условиях социально-ориентированной экономики.
В условиях рыночной экономики при определении эффективности инженерных решений принято ориентироваться на получение максимальной прибыли и высокой рентабельности работы транспортного предприятия. Данное условие должно рассматриваться при определении эффективности принятых инженерных решений для конкретного предприятия.
В условиях социально-ориентированной экономики, к которой отнесена также Республика Беларусь, эффективность принимаемых инженерных решений рассматривается с точки зрения достижения максимального социального эффекта, т.е. достижения высокого уровня жизни населения (высокая зарплата), увеличения социальных выплат, поступлений в бюджет, повышения производительности труда.
Экономическая эффективность включает:
|
|
получение экономического эффекта при реализации инженерных решений;
повышение рентабельности (окупаемости) перевозок;
повышение производительности труда при выполнении перевозок.
Экономическая эффективность рассчитывается как отношение полученного эффекта к затратам, связанным с реализацией мероприятий технического и технологического и организационного характера, направленных на улучшение использования подвижного состава и технических устройств по перевозкам. Она рассчитывается следующим образом
, (8.1)
где - эффект от реализации мероприятий технического, технологического и организационного характера, направленных на улучшение использования подвижного состава и технических устройств по грузовым перевозкам на дороге или в подразделении, д. е. (денежных единиц);
- затраты, связанные с реализацией инженерных решений, д. е.
Эффект от реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности использования подвижного состав и технических устройств автопредприятий, достигается за счет:
получения дополнительной выручки автопредприятием;
снижения эксплуатационных расходов при выполнении перевозок;
увеличение выплат в бюджет и социальных отчислений.
Экономический эффект рассчитывается по формуле
, (8.2)
где - изменение прибыли автопредприятия при внедрении i -го мероприятия, д. е.; - увеличение отчислений в бюджет при внедрении i -го мероприятия, д. е.; - увеличение социальных выплат при внедрении i -го мероприятия, д. е. Изменение прибыли, связанное с внедрением инженерного решения
, (8.3)
|
|
где - доля изменения выручки от перевозок, связанная с изменением их объема, д. е.;
- доля изменения эксплуатационных расходов, вызванная изменением объема перевозок, д. е.
Доля изменения выручки от перевозок, связанная с изменением их объема
, (8.4)
где - выручка, получаемая автотранспортным предприятием после внедрения инженерного решения, д. е.;
- выручка, получаемая автотранспортным предприятием до внедрения инженерного решения (базовый вариант), д. е.
Выручка, получаемая автотранспортным предприятием, рассчитывается с рассмотрением следующих вариантов:
с использованием доходной ставки за 1 тонно-километр перевозки груза;
с использованием фрахтовой ставки, начисляемой за: а) 100 км пробега автомобиля; б) 1 ч использования автомобиля; в) провоз груза на расстояние: в границах страны или по всему маршруту.
При использовании ставки за 1 тонно-километр расчет имеет вид
, (8.5)
где - доходная ставка за 1 пассажирокилометр, д. е.;
- пассажирокилометры выполненных перевозок на i-м маршруте, п-км.
Затраты, связанные с реализацией инженерных решений ()
, (8.6)
где - издержки, получаемые автотранспортным предприятием после внедрения инженерного решения, д. е.;
- издержки, получаемые автотранспортным предприятием до внедрения инженерного решения (базовый вариант), д. е.
Издержки, получаемые автотранспортным предприятием до и после реализации инженерного решения, рассчитываются следующим образом:
, (8.7)
где - себестоимость перевозок, д. е.;
- отчисления в бюджет, д. е.
Себестоимость перевозок включает
, (8.8)
где - фонд оплаты труда, д. е.;
- начисления на фонд оплаты труда, д. е.;
- расходы на топливо, д. е.;
- расходы на смазочные материалы, д. е.;
- расходы на закупку и ремонт колес и шин, д. е.;
- расходы на ремонт подвижного состава, д. е.;
- расходы на амортизацию подвижного состава, д. е.;
- административные расходы автотранспортного предприятия, д. е.;
- отчисления в инновационный фонд, д. е.
Фонд оплаты трударассчитывается следующим образом
, (8.9)
где - часовая ставка водителя, д. е.;
- суммарные часы работы водителя, ч.
Часовая ставка водителя является величиной расчетной
, (8.10)
где - ставка первого тарифного разряда, устанавливается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, д. е.
- тарифные разряд водителя, принимается из единой тарифной сетки, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;
- стажевой коэффициент водителя, принимается из КЗОТ РБ;
- отраслевой коэффициент, устанавливается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь для каждой отрасли;
- коэффициент премирования за хорошие результаты работы, принимается из КЗОТ РБ.
Начисления на фонд оплаты труда установлены Законом о бюджете Республики Беларусь
, (8.11)
где - обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения, д. е. (, где - процент отчислений от фонда оплаты труда в фонд социальной защиты населения, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь);
- отчисления в фонд занятости населения, д. е. (),
где - процент отчислений от фонда оплаты труда в фонд занятости населения, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь);
- отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, д. е. (, где - процент отчислений по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь);
Расходы на топливо рассчитываются в зависимости от марки автомобиля и его пробега, т.е.
|
|
, (8.12)
где - стоимость 1 л моторного топлива, д. е.;
- потребление топлива на выполнение перевозок, л. (, где - норматив расхода топлива автомобилем i -й марки на 100 км линейного пробега, л; - повышающий коэффициент на расход топлива при работе подвижного состава в городах; - повышающий коэффициент на расход топлива при работе подвижного состава в зимний период).
Расходы на смазочные материалы:
, (8.13)
где - стоимость 1 л моторного топлива, д. е.;
- потребление смазочных материалов на выполнение перевозок, л. (, где - норматив расхода смазочных материалов автомобилем i -й марки на 10000 км линейного пробега, л; - суммарный линейный пробег автомобиля i -й марки за оцениваемый период времени t.
Расходы на закупку и ремонт колес и шин определяются в зависимости от пробега:
, (8.14)
где - стоимость одного колеса, д. е.;
- количество колес у автомобиля и прицепа, ед.;
- суммарный линейный пробег автомобиля i -й марки при выполнении перевозок за оцениваемый период времени t.
- норматив пробега для резины колес, км.
Расходы на ремонт подвижного состава
, (8.15)
где - единичная стоимость вида ремонта для автомобиля i -й марки, д. е.;
- норматив межремонтного пробега автомобиля i -й марки, км.
Административные расходы автотранспортного предприятия рассчитываются в долевой части от суммы предыдущих расходов, т.е.
, (8.16)
где - процент отчислений на административные расходы автопредприятия, д. е. Расходы на амортизацию подвижного состава определяются с учетом норматива на срок амортизации, который предусмотрен в пределах 10 - 15 лет. В случаях, предусмотренных Положением по начислению амортизации, допускается ускоренная (предельно в два раза) амортизация. Расчет отчислений на амортизацию рассчитывается следующим образом
, (8.17)
где - балансовая стоимость подвижного состава, д. е.;
- нормативный срок начисления амортизации на подвижной состав, лет;
- фактический срок эксплуатации подвижного состава, лет.
Отчисления в инновационный фонд определяются в качестве долевой части от суммы предыдущих расходов, т.е.
|
|
, (8.18)
где - коэффициент начисления инновационного фонда автопредприятия.
Отчисления в бюджет по основной деятельности
, (8.19)
где - налог на добавленную стоимость (НДС), д. е.;
- единый платеж, д. е.;
- налог на содержание инфраструктуры (местный).
НДС рассчитывается от дохода, полученного автопредприятием, следующим образом:
, (8.20)
где - ставка налоговых отчислений в бюджет по НДС, устанавливается в Законе о бюджете РБ на очередной год, %;
- доходы по перевозкам, д. е.
Единый платеж:
, (8.21)
где - ставка единого платежа в бюджет, %.
Налог на содержание инфраструктуры (местный), устанавливается органами местного самоуправления:
, (8.22)
где - ставка платежа на содержание инфраструктуры в местный бюджет, %.
Валовая прибыль, получаемая по основной деятельности по базовому варианту, рассчитывается по формуле:
. (8.23)
Аналогично выполняется расчет прибыли после реализации инженерных решений:
. (8.24)
Рассчитывается налог на прибыль:
, (8.25)
где - ставка налога на прибыль, %.
Рассчитывается чистая прибыль (после налогообложения) базового варианта:
. (8.26)
Рассчитывается рентабельность перевозок:
. (8.27)
По результатам расчетов базового и нового варианта экономических показателей делается сравнение и делается заключение об эффективности принимаемых инженерных решений для данного автопредприятия.
Пример расчетов приведен в таблицах 8.1 - 8.3.
Таблица 8.1 - Исходная информация для расчётов
№ п/п
| Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя | |
Варианты сравнения | ||||
Базовый | Проектный | |||
Технологические параметры | ||||
1.1 | Часы работы водителей, всего | ч | 126520 | 142400 |
1.2 | Часы рабочей эксплуатации подв. состава |
| ||
1.3 | Километры пробега подвижного состава, всего | км | 1917840 | 2137320 |
1.3.1 | в т. ч. в летний период городах | км | 1438590 | 1602990 |
1.3.2 | в т. ч. в осенне-зимний период | км | 479250 | 534330 |
1.4 | Потребление топлива, всего | л | 874115 | 548105 |
1.41 | в т. ч. в городах | л | 651120 | 408217 |
1.4.2 | в т. ч. с учетом сезонного коэффициента | л | 222995 | 139888 |
1.5 | Потребление масла | л | 8055 | 8975 |
1.6 | Потребление резины колес | шт | 6377 | 6218 |
1.7 | Остаточная стоимость подвижного состава | д. е. | 1997506244 | 6923000000 |
1.8 | Срок эксплуатации: |
| ||
1.8.1 | нормативный | лет | 15 | 15 |
1.8.2 | фактический | лет | 11,2 | 1,3 |
Нормативные величины | ||||
2.1 | Часовая ставка водителя | д. е. | 1630 | 1448 |
2.1.1 | Ставка первого тарифного разряда | д. е. | 97862 | 97862 |
2.1.2 | Тарифный разряд водителя | 5 | 5 | |
2.1.3 | Стажевой коэффициент | % | 20 | 15 |
2.1.4 | Отраслевой коэффициент | % | 30 | 25 |
2.1.5 | Коэффициент премирования | % | 40 | 15 |
2.2 | Нормы потребления топлива: |
| ||
2.2.1 | на 100 км линейного пробега | л | 42 | 27 |
2.2.2 | на 100 км в городах | л | 1,07 | 1,07 |
2.2.3 | на 100 км в зимний период | л | 1,1 | 1,1 |
2.2.4 | стоимость 1 л. топлива | д. е. | 1285 | 1285 |
2.3 | Норматив потребления масла на 10000 км пробега | л | 42 | 42 |
2.3.1 | Стоимость 1 л. моторного масла | д. е. | 1217 | 1217 |
2.4 | Использование резины: |
|
|
|
2.4.1 | Норматив пробега для резины колес | км | 80000 | 90000 |
2.4.2 | стоимость 1 колеса | д. е. | 340000 | 340000 |
2.4.3 | количество колес у используемого п. с., всего: | шт | 266 | 362 |
2.4.3.1 | в т. ч. у тягача | шт | 0 | 0 |
2.4.3.2 | в т. ч. у прицепа | шт | 0 | 0 |
2.5 | Стоимость ремонта, приходящаяся на 1 км пробега | д. е. | 148 | 85 |
Таблица 8.2 - Результаты расчётов расходов по себестоимости, д. е.
№ п. п | Наименование показателя | Значение показателя | |
Варианты сравнения | |||
Базовый | Проектный | ||
3.1 | Фонд оплаты труда водителей и кондукторов | 590227600 | 386195200 |
3.2 | Начисления на фонд оплаты труда, всего | 212009754 | 138721316 |
3.2.1 | в т. ч. обязательные страх. взносы в фонд соц. защиты населения (35% от п.2.1) | 206579660 | 135168320 |
3.2.2 | в т. ч. отчисления в фонд занятости (0,5% от п.2.1) | 2951138 | 1930976 |
3.2.3 | в т. ч. обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (0,42% от п.2.1) | 2478956 | 1622020 |
3.3 | Расходы на топливо | 1123237775 | 704314925 |
3.4 | Расходы на смазочные материалы | 9802850 | 10924693 |
3.5 | Расходы на резину | 2168118800 | 2114120000 |
3.6 | Расходы на ремонт | 282881400 | 181672200 |
3.7 | Итого по п.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 | 4386278179 | 3535948334 |
3.8 | Административные расходы (16 % от п.3.7) | 701804509 | 565751733 |
3.9 | Отчисления на амортизацию | 525659538 | 505328467 |
3.10 | Итого расходов по п.3.7, п.3.8, п.3.9 | 5613742226 | 4607028534 |
3.11 | Отчисления в инновационный фонд, 0,25% от п.3.12 | 14034356 | 11517571 |
3.12 | Себестоимость (сумма п.3.9 и п.3.10) | 5627776582 | 4618546105 |
3.13 | Налоговые отчисления в бюджет, всего | 858804491 | 858804491 |
3.13.1 | Единый платеж в республиканские фонды | 66316949 | 66316949 |
3.13.2 | Налог на добавленную стоимость | 596852542 | 596852542 |
3.13.3 | Налог на содержание инфраструктуры (местный) | 195635000 | 195635000 |
3.14 | ВСЕГО ЗАТРАТНАЯ ЧАСТЬ (сумма п.3.12, п.3.13) | 6486581073 | 5477350596 |
Таблица 8.3 - Результаты расчётов эффективности, д. е.
№ п. п | Наименование показателя | Значение показателя | |
Варианты сравнения | |||
Базовый | Проектный | ||
4.1 | Выручка за перевозку | 4112700000 | 4112700000 |
4.2 | Валовая прибыль | -2417779379 | -1408548902 |
4.3 | Налог на прибыль (24 % от п.4.2) | 0 | 0 |
4.4 | Чистая прибыль | -2417779379 | -1408548902 |
4.5 | Рентабельность перевозки, % | -37,02% | -25,51% |
4.6 | Самоокупаемость, % | 63,4 | 75,1 |
Как видно из таблицы 8.3, выйти на рентабельную работу АП №3 не удастся, хотя окупаемость пассажирских перевозок и повышается на 12,6%.
Это связано с тем, что пассажирские перевозки носят, прежде всего, социальный характер, а не экономический. Однако принятые решения по оптимизации маршрутной сети и парка подвижного состава позволяют уменьшить затраты времени пассажиров в денежном эквиваленте, связанные с подходом к остановочным пунктам, ожиданием и движением в автотранспорте со 13596000 д. е. до 12110100 д. е., что подтверждается вычислениями, проведёнными ранее в главе №4 данного курсового проекта.