Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.[13, 22]
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей (приложение № 1).
|
|
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.[40,177]
|
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
|
|
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. [40, 176 - 184]
Формы социально – педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
|
|
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.
Социально – психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей. [40, 188 - 191]
Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально – педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
|
|
Важную роль в осуществлении социально – педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.
Поскольку семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.
Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).
Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой [48, 159 – 160]
Социально – педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии. [40, 191]
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи
7 этап: составле6ние карты семьи
8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи
11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей[29, 101]
Изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально – педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей, разработаны Гончаровой Т., мы выделили следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу и представили в виде схемы:
Глава 3. Социально – педагогическая помощь детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально – педагогическая помощи детям из неблагополучных семей»
Для подтверждения поставленной перед выпускной квалификационной работы гипотезы: «Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
§ раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
§ определение причин неблагополучия семьи;
§ осуществление информационной помощи семье;
§ организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
при кардинационно – организационной помощи со стороны социального педагога, на основании алгоритма, составленного для работы с неблагополучными семьями в условиях школы, нами была предложена программа «Социально – педагогическая помощи детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».
Цели программы: создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, реализовывалась через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.
В практике современной школы возрастает число неблагополучных семей. Это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Программа рассчитана для детей с 1 по 11 класс и реализуется непосредственно через школу. В программе описаны возможные виды помощи родителям, возникающих во взаимодействии с детьми:
· образовательная, которая заключается впредотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществляется с родителями – путем их консультирования, а во вторую, с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала;
· психологическая, включающая в себя социально – психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;
· организационную, включающую в себяорганизациюсемейного досуга;
· информационную, которая заключаетсяв обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;
· координационную, направленную на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Основные формы и методы работы, используемые в реализации программы.
Методы работы:
1. диагностические:
А) наблюдение – общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);
Б) опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;
В) тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;
2. управленческо – воспитательные методы (активные), ситуационно – ролевые игры, социально – психологические тренинг.
Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).
Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.
Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.
Обучающий и развивающий тренинг – это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя рол лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.
Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.
Содержание программы
Для выявления неблагополучных семей в программе представлены различные диагностики:
1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.
2. Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.
3. Проективная методики, направленные на изучение детско – родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный
Разработка плана работы с семьей, направленной на корректировку отношение к ребенку, происходила с учетом типа внутрисемейного воспитания.
Были организованы:
1. родительски собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;
2. тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
· коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку «Я – сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др;
· психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др;
· психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.
3. деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.
4. При любом типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.
5. «Стенд для родителей», где изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.
6. Патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно – реабилитационной целями. Патронаж проводиться со следующими целями:
§ Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложивштхся проблемных ситуаций.
§ Контрольные (оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций.
§ Адаптационно – реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи)
При разработке плана работы с детьми, направленной на корректировку отношения к взрослым могут быть организованы следующие мероприятия:
1. классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации.
2. ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации.
3. упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий
4. индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.
В программе рассказывается о привлечение социальным педагогом различных специалистов для осуществления помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической.
Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и школьного психолога.
Во-вторых специалисты микросоциума.
Социальный педагог сотрудничает с наркологическим диспансером, инспектором по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи. В программе подробно изложены цели и результаты взаимодействия социального педагога с специалистами микросоциума.
Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения программы просматриваются с целью отслеживания и корректирования работы, по каждому отдельному случаю ведется документация, которая описывается в программе.
Для контроля по реализации программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия.
Если при подведении итогов проведения программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность программы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.
3.2. Анализ эффективности программы «Социально – педагогической помощи детям из неблагополучных семей»
Для апробирования программы, на базе эксперимента была выбрана средняя общеобразовательная школа № 114 имеющая статус государственного образовательного учреждения.
Цели, задачи и направления деятельности школы № 114.
Целями школы является: достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физического и эстетического развития, воспитание нравственной личности, руководящей в своей деятельности общечеловеческими ценностями, так же школа дает возможность освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и приемов самостоятельной деятельности, про – мимо этого школа представляет всем равные возможности для продолжения образования в соответствии с учетом способностей и призвания.
Исходя из целей, задачи школы поставлены следующим образом: реализовать общеобразовательные программы и государственные стандарты на уровнях начального, основного и полного общего образования, а так же дополнительного образовательных программ, так же создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного эмоционального и физического развития учащегося, раскрытия его способностей (см приложение)
Для реализации своих целей и выполнения задач школа организует и физического воспитание и оздоровление учащихся, как на платной, так и на бесплатной основе осуществляет обучение детей школьного возраста в рамках государственных стандартов и программ.
Школа № 114 – союз детей и взрослых, который осуществляет свои общие цели и задачи в тесном взаимодействии с родителями и общественностью.
Школа реализует следующие программы: программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы.
Школа состоит из 1 – 3 классы – I ступени, 5 – 9 классов – II ступени, 10 – 11 классов III ступени. (Приложение № 3)
В целях создания условий для качественного учебного воспитательного процесса классы комплектуются в количестве не менее 25 человек.
Классы комплектуются из числа детей школьного возраста, проживающие по микрорайону школы. Классы полного общего образования (3 ступень) комплектуется из числа наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы учащихся на конкурсной основе. В классы с углубленным изучением предметов (математика и биология) с 8 – го класса по результатам собеседования.
В школе устанавливается продолжительность обучения:
- 1 ступень (начальное образование) не менее 3 лет
- 2 ступень (основное общее образование) – 5 лет
- 3 ступень (полное общее образование) не более 2 лет.
Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет школьный психолог, который проводит работы на основании Положение о школьно психологе. В Должностные обязанности педагога – психолога школы № 114 входит: осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психологического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учреждении, так же способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивныех мероприятий по профилактике и возникновения социальной дезадаптации, по – мимо этого оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, кроме того составляет психолого – педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся и определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии и проводит их психолого- педагогическую коррекцию.
В функциональные обязанности педагога – психолога школы № 114 проведение индивидуальной углубленной диагностики учащихся с различными психолого – педагогическим трудностями с последующим оказанием различного вида психологической помощи учащимся и их родителям (психокоррекционной, консультативной), а так же осуществление психологического просвещения педагогов и родителей.
Функционал классного руководителя органически включает обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: забота о здоровье детей, профилактика асоциального поведения, связь с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.). Эти функции остаются за классными руководителями, но в условиях комплекса, при наличии социальных педагогов, классные руководители получают дополнительную весьма ощутимую поддержку. В необходимых случаях они имеют от социальных педагогов полную картину поведения и условий жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, сведения о положении и отношениях детей в семье, и могут оперативно учитывать эти данные в своей работе (Приложение № 4).
Классные руководители и социальные педагоги имеют единые программы социальной адаптации и, действуя каждый в своей сфере общения, помогают друг другу лучше понять ребенка и его семью, обеспечивают условия для оптимального развития личности ребенка.
Классные руководители, изучив семьи и учеников, выделяют тех ребят, которые нуждаются в социальной помощи, помогают семьям в воспитании трудных детей и при необходимости направляют их к психологу и/или социальному педагогу (Приложение № 5)
Социальный педагог осуществляет ряд профессиональных обязанностей: обеспечивает профилактику негативных явлений в поведении детей, в их общении, принимает меры по оздоровлению окружающей среды, оказывает помощь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, а так же проводит роботу с родителями социально – незащищенных детей.
В должностные обязанности социального педагога входит: выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальную поддержки, способствование созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных служб.
В школе обучается 705 детей с 1 – 11 классы. В 2002 году в школе была создана психолого – медио – педагогическая комиссия (ПМПк) в целях оптимизации педагогических условий для детей с трудностями в обучении, общении и взаимодействии с окружающими в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
В состав комиссии входят:
1. Председатель комиссии – директор школы
2. Зам. председателя – зам. директора по воспитательной деятельности
3. Социальный педагог
4. Психолог
5. Представитель родительского комитета
Психолого – медио – педагогческая комиссия является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого – педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Основаниями организации комиссии являются: решения педагогических советов, педагогов, психологов, медецинских работников, обращения родителей (законных представителей) учащихся, сами учащиеся, сотрудники школы и внешних структур.
Основные направления психолого – медико – педагогческая комиссия:
1. работа по анализу и преодолению школьной не успешности ребенка и девиантного поведения.
2. Работа по раннему выявлению и организация соответствующих условий одаренных детей
3. Анализ и ликвидация внутришкольных конфликтных ситуаций: учащийся – учащийся, учащийся – педагог, учащийся – родители, педагог – педагог, педагог – родитель (Приложение № 6)
Результатом работы психолого – медико – педагогческая комиссии: является своевременная постановка «трудных» детей на внутришкольный контроль. Это значит, что внуришкольный контроль не является мерой пресечения запущенных детей. Наоборот что на учет ставится ребенок ранее выявленный, для коррекционной работы с ним.
На внутришкольном учете стоят 20 учеников с 1 – 11 классы. Они и составили экспериментальную группу. Причины их постановки на учет различны:
§ Плохое, неадекватное поведение 35%
§ безвольность (потакание плохому поведению) 15%
§ вранье 25%
§ плохая успеваемость 20%
§ курение 20%
§ прогулы 30%
Возрастная категория «трудных» детей:
· Младший школьник лет 20 %
· Подросток 55 %
· Старший школьник 25 %
По половое деление:
· мальчики – 75 %
· девочки – 25 %
Дети из этой группы различаются и по возрасту, и по полу и по характеру и по условиям проживания. Учащиеся «группы риска» являются членами:
· Неполных семей 25 %
· Полных семей 60%
· Проживающие, в семье с отчимом или мачехой 15 %
· Воспитывающиеся одним родителем (мать) - одиночка 25 % (Приложение № 7)
Именно эти учащиеся стали контингентом для участия в эксперименте.
Были проведены 2 диагностических методики, учитывая все требования к диагностическим методикам, а именно: проведенные методики не нанесли угрозы психическому и физическому здоровью обследуемых; при этом количество и содержание методик соответствовало целям обследования и отражает возможность доказательства или отвержения диагностической гипотезы; методики подбирались с учетом: возраста и психофизиологическогого состояния обследуемых, места и времени обследуемых, а так же методики являются высоковалидными и надежными.
1) Рисунок семьи. Цель: изучить детско – родительских взаимоотношений; определить ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта (Приложение № 8).
2) Семейная социограмма. Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений; изучить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. (Приложение № 9)
В результате анализируя «Рисунок семьи» получили следующие данные:
· 50 % детей испытывают дефицит общения в семье
· 23 % детей ощущают себя отверженными и не нужными
· 7 % детей включают в состав семьи посторонних людей
· 10 % не имеют никаких отношений в семье
· 10 % выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных
Результаты интерпретации Семейной социограммы:
· 50 % детей не ощущают эмоциональной взаимосвязи в семье
· 27% общаются с членами опосредованно, через наиболее приятного им члена семьи
· 20 % выделили в своей семье подсистемы: мама – папа, брат – сестра, мама – дочь, папа – сын, мама – сын и др.
· 3 % детей обладают низкой самооценкой в семье и принимаются остальными членами семьи.
Подводя итоги по результатам этих методик было выяснено, что 50 % детей, жалующихся на дефицит внутрисемейного общения и отсутствия взаимосвязи между членами семьи из полных семей, то есть живущие с мамой и папой.
Полученные данные позволили сделать вывод, что благополучие семьи зависит не от структуры семьи, а от типов внутрисемейного воспитания. Поэтому следующий этап нашего исследования - изучение типов воспитания в этих семьях с использованием соответствующих методик.
1. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». Цель: определить различные нарушения процесса воспитания; выявить тип негармоничного паталогизирующего воспитания; установить некоторые психологические причины этих нарушений. (Приложение № 10)
2. Рисуночный метафорический тест «Музыкальные инструменты». Цель: выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка (Приложение № 11)
В результате проведенной работы, были получены следующие результаты:
В опрошенных семьях присутствуют самые различные типы воспитания:
- Потворствующая гиперпротекция 15%
- Жестокое обращение – 5%
- Гиперпротекция – 10%
- Неустойчивый стиль воспитания 10%
- Повышенная моральная ответственность – 10%
- Недостаточность требований – запретов к ребенку – 15 %
- Эмоциональная отвержение – 25% (Приложение № 12)
На основании полученной характеристики семей и общей программы нами был составлен план работы с такими семьями.
Формы работы с семьей:
Для семей с потворствующим типом воспитания можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. Исходя из этого были организованы общеклассные собрания на тему «Наказания и поощрения», на котором рассматривались методы наказания и виды поощрения, а так же поступки, за которые можно и нужно наказывать и поощрять.
Родителям, не принимавшим активное участие в обсуждении темы, были предложены индивидуальные консультации для обсуждения демонстративных и гипертимных черт личности, формирующиеся у ребенка в процессе такого воспитания.
На предложение о проведении индивидуальной консультации откликнулись только 15 %, остальные выразили нежелание слушать «нотации о воспитании их детей».
Семей, в которых присутствует жестокое обращение и повышенная моральная ответственность не много, поэтому необходимости в организации родительского собрания не было. Для таких родителей были организованы индивидуальные консультации, которые посетили только 2% из 5%. Пришедшим родителям указали на известность истинной причины такого поведения, которую они скрывают. И в случае отказа в сотрудничестве терапия будет неэффективна.
После беседы были организованны малые группы для деловой игры (5-7 человек) «Заповеди семейного воспитания», по окончанию которой за консультацией обратились еще 2 % из общего числа семей.
Для семей с повышенной морально ответственностью детей было организовано родительское собрание «Взаимодействие родителей и детей».
Для семей с гиперпротекцией в стиле воспитания были организованы посещения на дому, так как на родительские собрания эти родители приходили редко и без особого интереса. При посещении таких семей у родителей было выяснено, что 20 % из них мало интересно какие проблемы и успехи у их детей в школе. В основном это родители старшеклассников, поэтому, по мнению взрослых, дети сами должны решать свои трудности в школе, а к ним обращаться только в крайнем случае. Посещения были регулярными: один раз в две недели. Так же были организованы индивидуальные консультации. В ходе работы родители сами стали проявлять интерес к школьной жизни своих детей, не дожидаясь посещения их социальным педагогом.
Для работы с семьями в которых присутствует неустойчивый стиль воспитания были организованы родительские собрания на тему «Проблемы общения родителей и детей». Но поскольку эта проблема очень актуальна для разных стилей воспитания, то было решено провести ряд родительских собраний по параллельным классам. После обсуждения темы за помощью и консультацией обратились даже те родители, у которых не наблюдалось внутрисемейных проблем.
В семьях с недостаточной требовательностью к ребенку были организованы родительские собрания на тему «Противостояние или сотрудничество». В ходе беседы родители активно принимали участие и охотно делились родительским опытом.
Работа с семьями, в которых присутствует эмоциональное отвержение, совпадает с мероприятиями, проводимыми с семьями с жесткий стиль воспитания. Были организованы совместные лектории на темы: «О Вас и для Вас родители»: роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка, знают ли они нас?» В результате чего часть родителей осознали нехватку ласки и понимания к своим детям. Для устранения этой проблемы в взаимоотношениях с их детьми, они обратились за помощью и консультацией к социальному педагог (Приложение № 13).
Были выбраны следующие формы работы для изучения психологического климата в семье: посещения на дому, обсуждение на родительских собраниях проблем по данной теме, тесное сотрудничество с классными руководителями.
Так же для взаимодействия с родителями, которые не идут на контакт и не рассказывают свою семейные проблемы, был создан стенд для родителей, со следующим содержанием
§ Взаимодействие школы и семьи. Это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. В чем конкретно могут выражаться связи школы и родителей? Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая культура родителей. Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого – педагогического просвещения. Формы просвещения родителе: лектории, конференции, поклассные объединения родителей и т.д.
· Памятка родителям! Дорогие родители! Школа предлагает Вам сотрудничество в воспитании Вашего ребенка.
· Что нужно сделать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростками. Некоторые правила поведения, которые помогут в этом вопросе.
· Что школа может дать родителям.
· Советы родителям «Моя семья – моя радость».
· Ошибки семейного воспитания и их последствия.
· Договор об условиях и взаимных обязательствах школы и семьи. Обязанности школы и семьи по отношению к ребенку.
· Что делать родителям в школе? Ответ на простой вопрос.
(Приложение № 14)
Одновременно осуществлялась коррекционная работа с детьми из неблагополучных семей, входящих в нашу экспериментальную группу, при осуществлении которой использовались следующие формы работы:
Для младших школьников были организованы: беседа на тему «Моя семья», игровой тренинг «7Я», ролевая игра «Мама, папа, я – дружная семья».
В ходе работы с детьми были подкорректированы социальные навыки, а так же поведенческие реакции на внутрисемейные отношения с родителями.
Для подростковой группы были организованы: цикл классных часов на темы «Родители и Я», «Родители глазами детей», Ролевая игра «Живая скульптура» («Изобрази свою семью»).
В ходе работы с подростками были определены ведущие типы воспитания в семье и сформировано собственное отношение к различным типам внутрисемейного воспитания, а так же в ходе проведенных мероприятий часть детей обратились за информационной помощью и индивидуальной консультацией. В ходе которых часть детей поняли поведение и отношение своих родителей и согласились на дальнейшую индивидуальную социально – психологическую помощь.
Для старших школьников были организованы: цикл бесед на тему «Анонимные истории подростков», «Бесконфликтное общение в семье», упражнение «Продолжи сказку». По итогам работы был определен качественный уровень ассоциаций подростков, связанных с семейными взаимоотношениями. В результате работы многие подростки «открылись»: рассказали о своих проблемах в семье и обратились за помощью и индивидуальной консультацией (Приложение № 15).
После осуществления коррекционной работы с неблагополучными семьями по программе «Социально – педагогической помощи детям из неблагополучных семей» мы продиагностировали динамику изменений социализации.
Для этого мы использовали методику «Подростки о родителях» целью изучить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте. В результате методики проявляются как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков о практике их воспитания.
Проанализировав полученные результаты, мы выяснили, что
· 20 % семей почти полностью ликвидировали признаки неблагополучия (встали на учет… алкоголизм, осознали ошибки семейного воспитания и др.),
· 15 % осознали и приняли факт неблагополучия своей семьи, готовые к взаимодействию для ликвидации признаков неблагополучия в семье и снятия с учета
· 10 % прислушались к рекомендациям и советам, касающимся психологического климата в семье и стали периодически обращаться за помощью в виде индивидуальных консультаций
· 55 % остались при своем мнении, считая что в их семье нет неблагоприятных факторов для развития личности ребенка, утверждая при этом, что сами справятся с воспитательной функцией ребенка (Приложение № 16)
Эти данные подтверждают, что разработанная нами программа действует и что при ее реализации есть положительные результаты.
Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям использую предложенную программу «Социально – педагогической помощи детям из неблагополучных семей» на базе средней общеобразовательной школы.
Заключение
В ходе работы над проблемой «успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи» нами были поставлены и решены следующие задачи исследования.
Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.
Изучены особенности социализации детей из неблагополучных семей, мы вывялили, что дети строят свои дальнейшие жизненные планы, основываясь на модели собственной семьи и это порождает увеличение неблагополучных семей.
Выявив виды дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи, мы пришли к выводу, что причины не в структуре семьи, а в неправильном стиле семейного воспитания и нарушении типа родительско – детских отношений.
Обобщив научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка, а так же изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально – педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей, разработаны Гончаровой Т., мы выделили следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу и представили в виде схемы
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
§ раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
§ определение причин неблагополучия семьи;
§ осуществление информационной помощи семье;
§ организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
при координационно – организационной помощи со стороны социального педагога.
Для решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, мы разработали программу «Социально педагогической помощи детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».
Цели программы: создания условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, реализовывалась через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.
Программа была апробирована на базе средней общеобразовательной школы № 114 и показала, что в ходе ее реализации улучшилась успеваемость и снизилось число прогулов у детей «группы риска» стоящих на внутришкольном учете, а так же в ходе работы с родителями часть их проявила заинтересованность в школьной и общественной жизни своих детей.
Итоговым результатом явилось снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а так же повышение родительского интереса к взаимодействию с социальным педагогом и совместной работе над устранением внутрисемейных проблем. Что и подтвердило поставленную перед исследованием гипотезу.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи:Записки детского психиатара. М., 1988
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001
4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001
5. Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация
6. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971.
7. Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001
8. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6
9. Грибеннеков И. В. Воспитательный климат семьи
10. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005
11. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. тили родительского поведения // Завуч 1998 № 2
12. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985
13. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996
14. Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т.М., 1951
15. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы коррекционно – профилактической работы). – М., 2004
16. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987
17. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. – М., 2003
18. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001
19. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005
20. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4
21. Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002
22. Научно – методический журнал «Заместителя Директора школы по воспитательной работе» № 5/2004
23. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 1/1997
24. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 4/1998
25. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 5/1998
26. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 6/2004
27. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 7/2004
28. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981
29. Организационнаяи социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
30. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М. 2003
31. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993
32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
33. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб, 2001
34. Психодиагностика: Конспект лекций/Сост. Посохова С. Т. – М., 2004
35. Разумихина Г. П. Мир семьи. М., 1986
36. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология
37. Семья. Социально – психологические и этические проблемы:Справочник / Зацепин В. И. И д.р. Киев, 1990
38. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. - Мн., 1998.
39. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3
40. Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000
41. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М., 1987.
42. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000.
43. Социология семьи:Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. – М., 2005
44. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982 №4
45. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3
46. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000
47. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д, 2004
48. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.. 2002
49. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. - Москва, 1995.
50. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. Спб, 2000
51. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.
52. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов – на Дону, 1996
53. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.
54. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999
55. Харчев А.Г. Брак и семья в ССР.М., 1979
56. Чалдин Р. Психология влияния. Спб., 1999
57. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб., 2003
58. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999
59. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия. Л., 1990
60. Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского. М., 1994