Методология исследования деятельности общественных организаций

 

Методология исследования деятельности общественных организаций и организаций в целом в основном является производной социальной антропологии. Особенности познавательного аппарата социальной антропологии оказались привлекательными для социологов и постепенно оформились в самостоятельную социологическую традицию, которая исследует антропологическими методами проблемы городской жизни и функционирование организаций.

Собственно говоря, в литературе по социальным наукам понятие этнографии организаций часто используется в смысле совокупности “этнографических”, качественных методов сбора данных (долговременное включенное наблюдение, глубинные интервью, сбор документов и т. др.), применяемых при изучении организации. Рассмотрим наиболее важные методы исследования организаций [40].

Долговременное включенное наблюдение [40].

Все, что может показаться мелочами для других методов, для долговременного включенного наблюдения имеет существенное значение, поскольку из анализа множества повседневных действий и отношений, взятых в их взаимосвязи друг с другом, через раскрытие их явного или тайного смысла и складывается общая целостная картина объекта исследования. Эту мысль хорошо выразил один из крупнейших историков современности Ф. Бродель: «Из маленьких происшествий, из путевых заметок вырисовывается общество. И никогда не бывает безразлично, каким образом на разных его уровнях едят, одеваются обставляют жилище. Эти «мимолетности» к тому же фиксируют от общества к обществу контрасты и несходства вовсе не поверхностные» [8]. Метод долговременного включенного наблюдения является специфическим, оригинальным методом изучения деятельности общественных организаций изнутри. Исследователь должен быть реально включен в повседневные реалии изучаемой организации. Он в идеале должен видеть проблемы «изнутри» и «снаружи».

Включенное (участвующее) наблюдение подразумевает долговременное пребывание среди «других», освоение их языка (жаргона), понимание образа их мышления и поведения. Этот исследовательский метод является оригинальным для антропологии, и хотя его давно взяли на вооружение другие науки (социология, в частности), корни его — антропологические.

Глубинные (углубленные) интервью [40].

Глубинные (углубленные) интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Хотя интервьюер придерживается некого общего плана интервью, порядок вопросов и их формулировки могут существенно меняться, в зависимости от того, что говорит респондент. При использовании метода углубленных интервью на высказывания респондента не влияют окружающие (как это происходит, например, в фокус-группах).

Глубинные интервью базируются на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Это позволяет добраться до самых мелких деталей, выяснить все аспекты поведения и реакций респондентов, которые могут быть важны для решения задач исследования. Проведение глубинного интервью требует очень высокой квалификации интервьюера. Интервью проводится при личной встрече в отсутствие посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования.

Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Беседа фиксируется на аудио или видеопленку. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью («транскрипт»). На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов.

Респондент, как правило, получает подарок в качестве вознаграждения за участие в длительной беседе. Среди личных интервью данный метод глубинных интервью является наиболее дорогим.

Объем выборки зависит от исследовательских задач и бюджета исследования. Как правило, в рамках одного исследования проводится не менее 20-30 глубинных интервью.

Глубинные интервью могут использоваться как для внутреннего анализа общественных организаций, так и для отношения к ним оокружающих.

Cодержание работ при использовании методики «глубинное интервью» [40]:

– определение цели, объекта и предмета исследования;

– подготовка сценария беседы;

– отбор респондентов для глубинного интервью;

– проведение глубинного интервью;

– обработка результатов интервью;

– аналитическое описание результатов исследования;

– подготовка отчета.

Сбор и анализ документов.

В подавляющем большинстве случаев при проведении качественного исследования организации так или иначе приходится иметь дело с документами. Некоторые документы существуют до проведения исследования, другие же могут быть созданы для или во время проведения социального исследования. Практически любое конкретное социальное исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов. В частности, не рекомендуется начинать ни пилотажное, ни тем более полевое исследование, не изучив предварительно официальные статистические данные — отчёты и публикации Госкомстата, данные ведомственной статистики, отчёты, решения коллегий, приказы и распоряжения со-ответствующих государственных органов и т. п. Примером второго (по их отношению к конкретному исследованию) вида документов могут служить записи, создаваемые при проведении всякого рода интервью или фокус-групп, в которых фиксируется всё произнесённое участниками для последующего анализа.

Традиционный анализ документов представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. В большинстве случаев интересующая исследователя информация, содержащаяся в документах, присутствует в них в неявном виде, в форме, отвечающей целям, во имя которых документ был создан (статистический отчёт, закон и т. п.), а это далеко не всегда совпадает с интересами и задачами социологического анализа. Традиционный анализ позволяет преобразовать первоначальную форму информации, содержащейся в документе в ту форму информации, которая интересует исследователя. При этом необходимо установить, кто является автором документа, с какими целями и в каком социальном контексте создавался данный документ? Каково соотношение фактов, отражённых в документе, с изучаемой действительностью? Как отражаются на содержании документа взгляды, оценки, социальные и политические предпочтения автора, его статус и позиция? В поисках ответа на эти вопросы исследователь получает возможность проникнуть в глубинный смысл документа, выяснить его содержание и применить этот результат для данного конкретного исследования.

Традиционный анализ документа представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от [47]:

1) содержания, направленности самого документа;

2) условий, целей и задач проводимого исследования;

3) квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (более квалифицированный и творчески мыслящий исследователь сумеет извлечь из одного и того же документа гораздо более обширное и нужное для исследования содержание, чем менее квалифицированный и опытный, не обладающий творческим воображением).

При всей важности и значимости традиционный вид анализа неотделим от личности исследователя, а потому несёт в себе возможность субъективной оценки документа. Стремление избавиться от субъективности привело к разработке существенно иного вида формализованного анализа документов, называемого контент-анализом.

Контент-анализ (от англ. contens - содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности организации), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования организации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет) [47].

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Большая часть широко проводимых ныне исследований общественныхорганизаций методом контент-анализа представляет собой элементарный подсчет частоты встречаемости и объема материалов в различных СМИ. На основе анализа таких данных делаются вполне обоснованные выводы, касающиеся объема рекламной активности этих организаций, характеристик деятельности и т п. Однако, тем самым, возможности применения этого метода для анализа именно общественных организаций сильно обедняются.

По-существу, данный метод используется лишь в той форме, в которой он применялся в США на заре своего существования (в 40-50-е гг) - как метод систематической и объективной квантификации текстового материала. В настоящее же время произошла существенная эволюция данного метода, заключающаяся в расширении и уточнении его познавательных возможностей как средства не только описания, но и качественно новой интерпретации содержания текстовых данных. Главная же задача, которая решается посредством контент-анализа, состоит в попытке раскрыть латентное (скрытое) содержание коммуникации через изучение проявлений этого содержания в структуре текста. Так, с помощью разработки специальной сетки содержательных категорий можно обнаружить заложенные в текст СМИ ценности, установки, модели поведения, выявить какие нормы внедряются в сознание контактных аудиторий общественных организаций, определить на кого ориентированы данные сообщения и пр [47].

При использовании метода «неколичественного» контент-анализа, где задача состоит в обнаружении хотя бы единичного появления определенной категории, в качестве основных категорий при анализе сообщений выступают [47]:

– концепция (замысел, содержание образа);

– стратегия (цель и средства ее достижения);

– ценностное содержание (апелляция к конкретным ценностям и потребностям аудитории);

– соотношение информационного и эмоционального компонентов сообщения;

– потенциальная аудитория (направленность сообщения, образ адресата).

Представленность этих категорий определяется с помощью подсчета формальных индикаторов содержания объявлений и сообщений, таких как оценочные прилагательные, количественные и исторические факты, образы людей, общекультурные символы и др.

Этапы применения контент-анализа.

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа [40, 47].

1. Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

– заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

– один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

– заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

– сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)

– частота появления сообщений,

– способ распространения сообщений;

– место распространения сообщений;

– время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

2. Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

3. Третий этап

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

– она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

– она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

– она должна легко идентифицироваться;

– число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

4. Четвертый этап

Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

– физическая протяженность текстов;

– площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

– число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

– длительность трансляции по радио или ТВ;

– метраж пленки при аудио- и видеозаписях;

– количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

5. Пятый этап

Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

6. Шестой этап

Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор.

Но кроме вышеперечисленных качественных методов исследования деятельности общественных организаций, могут применяться количественные методы социологических исследований.

Количественные исследования так называются по причине нацеленности на получение количественной информации о большом количестве объектов исследования (общественных организаций). Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки состояния деятельности или реакции респондентов на некое событие. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные данные.

В основе методик количественных исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. То есть результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно экстраполировать (распространять, обобщать) на ту группу, на которую направлено исследование.

Сновные методики количественных исследований [40]:

– личные интервью;

– телефонные интервью.

Личное интервью - это метод социологического исследования, с помощью которого интервьюер получает информацию непосредственно от респондента. То есть, опрос респондента происходит в личной беседе, в отсутствие посторонних лиц. Персональное интервью предполагает высокую степень доверительности. Этапы работ при использовании личного опроса [47]:

– разработка и тиражирование анкет;

– формирование выборки;

– подготовка интервьюеров и планирование маршрутов;

– полевое исследование и контроль интервьюеров;

– обработка анкет и логическая чистка массива;

– построение диаграмм, таблиц и распределений;

– аналитическое описание результатов интервью.

Телефонное интервью – индивидуальное интервью, которое проводится по телефону. Методом телефонного опроса можно собирать информацию по юридическим лицам (руководители, менеджеры организаций и т.п.) [47].

Для проведения опроса по телефону используется база телефонных номеров (юридических лиц) или список случайных телефонов, сгенерированных специальным программным обеспечением (для физических лиц).

Преимущества телефонного опроса:

– оперативность проведения; возможность охвата большой выборки в сжатые сроки;

– сравнительно низкая стоимость: телефонный опрос – один из самых недорогих методов исследования;

– возможность опроса труднодоступных респондентов;

– высокая степень контроля качества работы интервьюера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: