Типология общественных организаций

 

При определении типологии общественных организаций нужно учесть то, что понятие „общественные организации” вообще очень часто связывает с тем, что определяется в политологии как „третий сектор”, т.е. негосударственными и некоммерческими общественными структурами. В определениях ООН есть четкие критерии, которые разрешают отнести ту или другую структуру именно к этому „третьему сектору”. Это пять критериев, каждый из которых должны быть в наличии.

Во-первых, речь идет об организованной структуре самостоятельной организации, которая имеет устав, организационную структуру, определенные направления работы, цели и т.п.

Во-вторых - частный характер, т.е. институциональное обособление от государства. Такие организации должны быть в структурном, управленческом и кадровом отношении отделенными от любых государственных органов, учреждений, и не должны выполнять функций государственного суверенитета (которые им, в частности, могло бы делегировать государство).

В-третьих - автономность, т.е. самостоятельность в управлении, неподконтрольность ни государству, ни коммерческим структурам.

Четвертый критерий - неприбыльность. Это не означает запрет на коммерческую деятельность вообще, но вся прибыль должна инвестироваться на достижение уставных целей.

И, в конце концов, добровольность [50].

Б. Хлєбников подвергает критике такой подход за жесткость и вместе с тем расплывчатость отдельных признаков [50]. Здесь, в частности, не учитываются организационно недооформленные или временные структуры, не четко формулируется понятие неприбыльности и т.п.. И вообще подход, который категорически разделяет политическую, экономическую, социальную сферу, является непроизводительным. Ведь в современном обществе эти сферы взаимопроникающие. В частности, социальная сфера. Это характерно и для политической жизни, поскольку ей теперь присущи все формы социальности - от неформальных сетей через социальные движения, политические партии и, в конце концов, формализованные государственные структуры.

Нельзя не отметить, что существование общественных организаций целиком возможно и при условиях несформированности гражданского общества. В этом случае общественная инициатива прямо или опосредованно инициируется государственной властью и, соответственно, общественные объединения (и даже и трудовые коллективы, как это было закреплено в Конституции СССР) включаются в политическую систему в качестве „винтиков” партийно-государственного механизма. Бесспорно, за своей сущностью подобные объединения очень отличаются от объединений гражданского общества, хотя нельзя отбрасывать и возможности их постепенной трансформации. По крайней мере, возможность существования подобных переходных форм нужно учитывать при анализе типологии общественных учреждений так называемых переходных обществ, к которым принадлежит ныне и Украина [22].

Общественные организации - это формализованные самостоятельные (неправительственные) неприбыльные объединения граждан, направленные на реализацию разнообразных коллективных интересов и защиту коллективных прав. В таком широком значении к разряду общественных организаций попадают довольно различные по сути учреждения - политические партии, собственно общественные организации, организации по интересам, благотворительные фонды и т.п. Очевидно, эти группы организаций необходимо рассматривать отдельно, хотя, с другой стороны, нельзя не видеть их общей сущности как организаций гражданского общества.

Укажем в этой связи, что Закон Украины „Про объединения граждан” (1992 г.) [3] считает таким объединением „добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод” (ст. 1). Под это определение попадают как политические партии, так и общественные организации. Общественной организацией в узком смысле закон считает „объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других совместных интересов” (ст. 3). Кроме этого, существуют профессиональные союзы, религиозные, кооперативные организации; объединения граждан, основной целью которых является получение прибыли; коммерческие фонды; органы местного и регионального самоуправления (в том числе рады и комитеты микрорайонов, уличные, квартальные, сельские, поселковые комитеты); органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и т.п.); другие объединения граждан. Все это разнообразие вообще подпадает под категорию объединений граждан (хотя, в силу их специфики, в правовом отношении их деятельность регулируется разными законами).

Следует отметить, что детальная классификация общественных объединений в политологической науке практически не разработана - в отличие, скажем, от классификации политических партий (правда, и в последнем вопросе существует значительное расхождение мнений). Объяснить это можно, с одной стороны, огромным разнообразием этих институтов общественной жизни как внутри стран, так, особенно, между разными странами. Скажем, существует значительное различие между американской практикой, которая основывается на принципах плюрализма и определенная исторически тем, что новые жители американских штатов были объективно вынуждены объединяться в ассоциации для достижения как абстрактных политических, так и ежедневных практических целей вне любого влияния или контроля государства, и это выработало определенные привычки самоорганизации для решения политических и общественных вопросов; и европейской корпоративистской или неокорпоративистской практикой, которая признает большую роль государства как регулятора социальных отношений [7]. С другой стороны, причиной может быть их меньшая сравнительно с политическими партиями задействованность в политической жизни, которая, естественно, не стимулирует внимание к ним со стороны политологов. Специфическим моментом является также то, что в нашей стране характер и статус этих организаций принципиально изменяется последними годами, но это изменение (т.е. преобразование огосударствленных общественных организаций на организации гражданского общества) еще далеко недостаточно осознается даже самими практиками этого процесса и не получило еще достаточного теоретического обоснования.

Классификация общественных организаций возможна по несколькими критериями [23].

1. По уровню политизированности или местом в политической системе (политические партии, общественно-политические организации, общественные организации по интересам).

2. По уровню коммерциализации (некоммерческие и неприбыльные организации, благотворительные фонды, кооперативы).

3. По характеру организованности (партии, движения, организации).

4. По степени иерархии (местные, региональные или общегосударственные организации; первичные организации или их объединение, ассоциации).

5. По направлению деятельности, сфере интересов (профессиональные, демографические, творческие, спортивные, культурно-просветительские, научно-технические и т.п.).

6. По уровню стабильности (постоянно действующие или временные).

Ниже приведена несколько иная типология общественных организаций. Рассмотрим эту типологию общественных организаций, представленную по следующим критериям [34]:

1. По своим задачам — политические, профессиональные, научные, творческие и т.п. организации.

2. По типу членства — только индивидуальное членство (партия, профсоюзы), только коллективное членство (ассоциации городов и предприятий), смешанное членство (научное общество), без членства (общественные движения, жен-советы) и по специализации.

3. По общественной роли выделяют массовые организации, ориентированные на дела всего общества и преимущественно на потребности и интересы своих членов.

4. По отраслям деятельности (см. Приложение 1.1).

Среди первого типа организаций, ориентированных на дела общества, можно выделить три следующие группы организаций: политические, проблемные и творческие. Политические организации, или партии, претендуют на влияние и руководство обществом и важнейшими его сферами. Проблемные организации ориентированы на решение какой-то отдельной общественной проблемы, не связанной прямо с нуждами ее членов. Обычно членство в такого рода организациях связано с проявлением альтруизма, с чувством собственной ответственности за глобальные проблемы (Красный Крест, спасение на водах, охрана природы, памятников культуры и т.д.). Творческие организации — на создание новых ценностей: знаний, техники, искусства. В них сочетаются решение важных социальных задач и удовлетворение личных профессионально-творческих интересов участников. Это довольно многочисленные по составу организации артистов, художников, литераторов, ученых, изобретателей и т.д.

Ко второму типу организаций, организаций, ориентированных на интересы участников, относятся следующие три группы организаций: корпоративные, взаимопомощи и любительские. Корпоративные организации — это разного рода кооперации, которые создаются для удовлетворения интересов участников (потребительская кооперация, общества рыболовов, охотников, собаководов, коллекционеров и т.д.), также корпоративные интересы выражают профсоюзы и союзы предпринимателей. Организации взаимопомощи могут создаваться либо с целью компенсации распространенных недугов (общества слепых, глухонемых), либо для улучшения материального положения их участников (потребсоюзы, жилкооперативы и т.п.). Любительские организации — это организации клубного характера, которые позволяют удовлетворять непрофессиональные интересы и увлечения своих членов (общества спортсменов, коллекционеров и т.д.).

Кроме того, говоря о типологии общественных организаций, необходимо определить место общественных организаций в более высоких уровнях организации гражданского общества, что раскрыто на приведенном ниже рисунке 1.1.

Так, А. И. Пригожин [40] выделяет в обществе четыре типа организационных образований, два первых — собственно организации, а два последних типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних — это полуорганизации.

И, наконец, приведем третий тип классификации, являющийся более полным и обобщенным [34]:

Критериями классификации общественных организаций выступают их базовые характеристики, а именно: порядок осуществления легализации; организационная структура и характер членства; статус и территория действия; субъекты деятельности; вид организационно-правовой формы; мотивационные аспекты создания; сфера общественной жизни, в которой действует соответствующая организация; тип и направленность деятельности организации.


 

Рис. 1.1. Типы организационных образований в обществе [34].

 

Согласно этим критериям предлагается различать следующие основные виды общественных организаций:

1) по субъектам деятельности - молодежные, детские, женские организации, объединения ветеранов, союзы работодателей, предпринимателей и др.;

2) по видам организационно-правовой формы - общественное движение, союз, общество, общественный / благотворительный фонд, ассоциация, конгресс, общественное / благотворительное учреждение, благотворительная организация (фундация, миссия, лига и т.п.);

3) по сфере общественной жизни - культурные, просветительские, спортивные, экологические, творческие и др.;

4) по типу и направленности деятельности организации относительно субъекта, который ее образовал - профессиональные союзы, благотворительные организации, правозащитные организации, организации национальных меньшинств, общественно-политические движения и др.

Кроме того, отдельного внимания заслуживают работы Э.Гидденса [15] в области социальной структуризации общественных организаций. В частности им предложена так называемая «структуральная» двухмерная типология общественных объединений, где предалагается оригинальная наглядная схема классификации различных общественных объединений по двум "структуральным" параметрам-"правилам", определяющим деятельность объединения, и "ресурсам", существующим у такого объединения.

Согласно данной теории любая структура представляет собой набор правил и ресурсов. Правила по Э.Гидденсу делятся на конститутивные или «образующие» и регулятивные [15].

Основные характеристики правил, существенные с точки зрения социологического анализа, Э.Гидденс описывает как несколько дихотомических пар: «интенсивные – поверхностные», «неявные – дискурсивные», «неформальные – формализованные», «слабо санкционированные – сильно санкционированные». Например, с этой точки зрения законы, действующие в государстве, относятся к дискурсивным и формализованным правилам, а степень их интенсивности и сила санкций за нарушение меняется от одного закона к другому.

Ресурсы Э.Гидденс также делит на две группы – аллокативные (материальные) и авторитативные. Ко вторым относятся ресурсы нематериальной власти и влияния – пространственно-временной порядок коммуникаций и принятия решений, отношения людей внутри данного сообщества, наличие шансов и направлений для саморазвития системы и ее составляющих и др [15].

Теперь вернемся к нашему объекту рассмотрения – общественным организациям. Можно легко увидеть, что в каждой из них есть свой набор правил и свои ресурсы для развертывания деятельности.

При этом у любых общественных организаций есть правила «образующие» (Устав, Положение и т.д.), и есть правила «регулятивные» – например, регламент проведения заседаний, и т. д. Где-то правила «жесткие», регламентирующие множество сторон жизни объединения и его членов, где-то очень «либеральные».

Отличаются объединения и по ресурсам. У кого-то есть помещение для работы, средства связи, сайт, газета, деньги на проведение мероприятий. У кого-то ресурсная база слабая.

Кроме того, с точки зрения удовлетворения потребностей членов конкретной организации по мнению социальных психологов можно выделить несколько различных мотиваций, а именно: потребности общения, творчества, участия и власти.

В качестве итога, все вышесказанное можно изобразить в виде следующей схемы классификации общественных организаций по Э. Гидденсу [15]:

1 уровень (потребности общения):

– Малые общественные организации (мало правил и мало ресурсов).

2 уровень (потребности творчества):

– Общественные организации среднего уровня (небольшое количество и ресурсов и правил).

3 уровень (потребности участия):

– Общественные организации сетевого типа (есть ресурсы, среднее количество правил);

– Традиционные общественные организации («целевого типа») (есть правила, среднее количество ресурсов);

– Общественные организации-движения (среднее количество и правил и ресурсов).

 4 уровень (потребности власти):

– Идеологические организации, корпоративные союзы (в т.ч. проф-союзы);

– Религиозные организации (много правил, небольшое или среднее количество ресурсов);

– Политические партии (много правил и много ресурсов).

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: