Социотип педагога и стиль его работы

[ii]Стиль педагогической деятельности, носящий, естественно, индивидуальный характер, зависит от многих факторов: от психического склада человека, его ценных ориентации, уровня образования и общей культуры, влияния ближайшего социального окружения и авторитета людей, оказавших наибольшее воздействие на процесс социализации педагога (особенно это характерно для молодых преподавателей). Мы ставим перед собой задачу рассмотреть только один из аспектов: выяснить, как сказывается социотип педагога на стиле его работы.

Социотип представляет собой некую константу, определяющую способ организации психической деятельности. Именно из его природы вытекает ориентация на те или иные формы и методы преподавания и воспитания, характер общения со обучающимися. Мы выделяем четыре стиля педагогической деятельности; каждый из них имеет и свои подстили.

1. Вдохновляющий. Подстили: завораживающий; артистический.

2. Социализирующий. Подстили: располагающий, дипломатический.

3. Теоретизирующий. Подстили: абстрактно-теоретизирующий, теоретико-прикладной.

4. Дисциплинирующий. Подстили: распорядительно-регулирующий; волевой.

В основу типологиии положены следующие критерии: в зависимости от ориентации педагога на объект, то есть содержание преподаваемой дисциплины (что присуще логическим типам) или на отношение учащихся к предмету и самому преподавателю (этические типы), а также в зависимости от того, какие цели преследует педагог - формирование устойчивого интереса к своему предмету (что характерно для интуитивных типов) или твердое усвоение строго определенного объема знаний по программе (сенсорные типы).

Подчеркнем, что ни один из перечисленных стилей не может быть назван идеальным. Каждому присущи не только сильные, но и слабые стороны. Мастерство руководителя, организатора учебно-воспитательного процесса в том и состоит, чтобы найти оптимальное применение каждому, грамотно сочетая их друг с другом.

Стиль «Вдохновляющий» (интуитивные + этические)

Он характерен для интуитивно-этических и этико-интуитивных типов. Его отличает стремление к реализации в ходе обучения человеческого потенциала, к раскрытию перспективных возможностей как учащихся, так и самого преподавателя. Преподаватель ориентирован не столько на конкретный результат, сколько на процесс объяснения материала и формирования у обучающихся стойкого интереса к изучаемому предмету. Сильная сторона - умение преподавателя тонко чувствовать настроение группы, распознавать внутреннее состояние учащегося, строить с ним отношения, вести равноправный диалог. Преподаватель предпочитает работать со способными студентами, но при этом обладает умением увидеть в каждом студенте скрытые возможности, стимулировать его активность. Педагоги с усиленными функциями этики и интуиции отличаются не только глубоким знанием своего предмета, но и богатством методических приемов подачи материала. Они обладают языковым чутьем, прекрасно владеют словом, речью. Склонны к импровизации. Характерная черта «завораживающего» подстиля - перенос основного акцента в работе на новое, необычное именно в содержании изучаемого материала, на его нетрадиционность, магическую привлекательность. Преподаватель творит, импровизирует с использованием методических приемов, позволяющих ему привлечь внимание учащихся к обсуждаемой проблеме, «заворожить» их.

«Артистическому» подстилю присуща повышенная эмоциональность в изложении материала, образность, «красивость» его подачи, богатство мимики, жестов, интонаций и тембра голоса, т.е. невербальных средств воздействия. Преподаватель как бы играет роль, вживается в нее, импровизируя на основе прочувствованного и принятого на веру материала.

К числу недостатков следует отнести невнимание к частностям, деталям. Это проявляется в том, что для объяснения на занятии преподаватель отбирает наиболее интересный материал, остальной, хотя и важный, оставляет на самостоятельную работу. На занятиях могут быть недостаточно представлены закрепление и повторение пройденного, контроль знаний учащихся. Преподаватель часто затрудняется в четкой постановке целей, глубоком анализе результатов своей деятельности, оценке знаний учащихся. Ему с трудом дается составление планов, конспектов. Администрации при анализе результатов деятельности такого педагога следует проявлять максимум такта и внимания. Желательно предоставлять ему больше свободы для творчества, сочетая ее с контролем, но не мелочным, а мягким, доброжелательным. Необходимо иметь в виду, что для этико-интуитивных и интуитивно-этических типов педагогическая деятельность - это та сфера, где наиболее полно могут проявляться их способности и таланты. Поэтому такие преподаватели могут долгое время работать на энтузиазме, не получая должного вознаграждения, и, даже покинув учебное заведение, испытывать внутренний дискомфорт, сожалеть о своем поступке.

Стиль «Социализирующий» (сенсорные + этические)

Он предполагает наличие способности организовать такое взаимодействие с учащимися, которое имеет ярко выраженный воспитательный эффект и направлено на формирование актуальных, социально заданных качеств личности. Целью педагогического воздействия в данном случае является не столько стремление раскрыть перед учащимися всю глубину изучаемого предмета, сколько твердое усвоение определенного объема знаний, отработка конкретных, жизненно необходимых умений и навыков. Лучше всего с такой задачей справляются этико-сенсорные и сенсорно-этические типы.

Сильная сторона - способность преподавателя четко организовать учебный процесс. На занятии постоянно присутствуют все виды работ: объяснение, повторение, закрепление изучаемого материала, контроль за знаниями учащихся. Большое внимание преподаватель уделяет методической стороне своей деятельности, используя разнообразные, тщательно отработанные приемы. Часто меняет виды работ, практикуя коллективное обучение, игры. Стремится к вовлечению в активную деятельность всех учащихся. Равное внимание уделяет сильным и слабым студентам.

Хорошо чувствуя психологический настрой группы, внутреннее состояние учащихся, педагог стремится расположить их к себе. Для него крайне важна обратная связь. Чутко следит за обстановкой на занятии, умеет снять психологическое напряжение, внимателен и заботлив.

«Располагающий» подстиль характеризуется умением педагога создать на занятии доброжелательную, располагающую атмосферу. Преподаватель стремится получить отклик на свои эмоции, но в отличие от «артиста» действует достаточно стандартно. Играя некую роль, не вживается в нее, тщательно рассчитывает воздействие на учащихся.

Девиз «дипломатического» подстиля: «Выглядеть достойно!» Педагог создает имидж, образ, чаще прогрессивного, строгого, доброжелательного преподавателя, которого неукоснительно придерживается. Стремясь к популярности среди студентов, может манипулировать отношениями.

Основные проблемы этого стиля связаны с особенностями мышления этико-сенсорных и сенсорно-этических типов. Их слабость - недостаточно развитое умение видеть перспективу, поэтому преподаватель плохо видит потенциальные возможности учащихся, почти не представляя, что от них можно ожидать в будущем. Это создает опасность, что в своих действиях педагог ориентируется преимущественно на «среднего» студента, не уделяя должного внимания наиболее способным.

Еще один недостаток - преобладание эмоциональности над рефлексивностью. Преподаватель не всегда бывает объективным, может эмоционально «надавить», подчинить своему влиянию. Плохо рассчитывает время на занятии. Испытывает затруднения в планировании. Такие преподаватели больше воспитатели, чем предметники. Именно в организации воспитательной работы с набольшей полнотой реализуются их сильные качества. Они требуют внимательного отношения к себе. В основу взаимодействия с ними рекомендуется положить сочетание требовательности с доверием. Не следует забывать, что эти педагоги скорее тактики, но не стратеги.

Стиль «Теоретизирующий» (интуитивные + логические)

Он характерен для деятельности интуитивно-логических и логико-интуитивных типов. Преподаватель ориентирован главным образом на предмет, его содержание, глубину изучаемого материала, основную цель, результат своей деятельности он видит не в конкретной сумме знаний, а в формировании интереса к предмету, в развитии способностей учащихся к самостоятельному, логическому мышлению. Сильная сторона - высокий теоретический уровень учебного материала, нестандартность подхода к нему. Чтобы привлечь внимание учащихся, заинтересовать их, преподаватель нередко идет на привлечение новой, дискуссионной информации, выходит за рамки программы. В своих действиях он ориентирован преимущественно на сильных учащихся - единомышленников или оппонентов. В общении с учащимися внимателен, доброжелателен, демократичен, проявляет уважение к чужой точке зрения. Не имеет склонности завышать оценки, считается педагогом объективным, строгим, но справедливым.

«Абстрактно-теоретизирующий» подстиль направлен на раскрытие перспективных тенденций, альтернативных сторон, глубинной сути изучаемых явлений и процессов. Преподаватель заостряет внимание учащихся на противоречиях, требующих умения рассуждать на достаточно высоком уровне абстракции. Хорошо работает на стыке предметов.

«Теоретико-прикладной» подстиль увязывает рассмотрение теоретических проблем с реальной действительностью. Широкая эрудиция сочетается здесь с хорошим знанием жизни. Для рассуждений характерно движение от практики к теории, теоретическое осмысление конкретных явлений. Педагоги любят задавать учащимся каверзные вопросы, чтобы проверить их способность применять полученные знания в сложных ситуациях.

Существенный недостаток «теоретизирующего» стиля - то, что подходит он не для всех, а главным образом для сильных учащихся. Установка на предмет, его содержание часто приводит к тому, что гораздо меньше внимания педагог уделяет методической стороне своей деятельности, доступности изложения материала, отработке конкретных умений и навыков.

Такому преподавателю желательно предложить работу в группах с углубленным изучением отдельных предметов, при разработке концепций, новых идей, анализе и планировании. Но при условии, что на него не оказывается давление и ему предоставлена свобода творчества.

Стиль «Дисциплинирующий» (сенсорные + логические)

Этот стиль педагогической деятельности, свойственный сенсорно-логическим и логико-сенсорным типам, более всех остальных можно уподобить управлению производственным процессом. Его сильными чертами являются адекватное планирование учебного процесса, оптимальный отбор содержания изучаемого материала, четкий контроль знаний.

Предпочтение на занятиях отдается репродуктивной работе. Преподаватели используют только апробированные методики. Работают в рамках программы, согласовывают свои требования с уровнем общепринятых стандартов. Строго следуют правилам, инструкциям. Направляют усилия на отработку конкретных умений и навыков. Важное значение придают наглядности, опыту, практике. Преподаватели умеют вовлечь в работу всех учащихся, не только сильных. Склонны к дисциплинарным методам воздействия. Объективны при оценке ответов. Прекрасные организаторы. Умеют подчинить любое действие достижению поставленной цели. Любят во всем порядок, не терпят неразберихи.

Однако могут быть властными, оказывать волевое давление, вспылить, если попадешь «под руку». В моменты срывов проявляют жесткие, отрицательные эмоции. С трудом разбираются в способностях учащихся, не знают, чего от них можно ожидать в будущем. «Распорядительно-регулирующий» подстиль характеризуется продуманной технологией работы на занятии, большим вниманием к организационным моментам. Высокая требовательность сочетается с проявлением заботы о том, чтобы на занятии были все условия для усвоения материала. Обучение предполагает отработку методов рационального решения поставленной задачи, более эффективного, экономичного способа достижения цели. Ставка делается на здравый смысл, разумность, ответственность учащихся. Доверие неотделимо от контроля.

«Волевой» подстиль - это требовательность к учащимся в выполнении своих обязанностей и строгий контроль. Дисциплина поддерживается на страхе наказания. Педагог добивается четкости ответа до малейших деталей. Не любит оппонентов, всегда стоит как бы над учащимся, не стремясь его возвысить до своего уровня. Производит впечатление сильной личности. Его побаиваются. По сравнению с другими типами преподавателей гораздо большее внимание уделяет контрольно-оценочному этапу учебной деятельности, опасается предоставлять учащимся возможность действовать самостоятельно. Ориентируется на волевые качества учащихся. Руководству желательно использовать прекрасные организаторские способности представителей данного стиля, их дисциплинирующее воздействие не только на учащихся, но и на преподавателей. Следует отмечать результаты их трудовой деятельности, лучше в осязаемой форме. Следует также учитывать, что к такому преподавателю нужно проявлять больше требовательности, чем доверия.

Рассмотренные стили педагогической деятельности можно дробить еще дальше, раскрывать еще глубже, выделив шестнадцать их разновидностей в соответствии с соционической типологией организации человеческой психики. Как мы видим, каждый из них обладает и сильными и слабыми сторонами. Их знание, позволяет деканату реально взвешивать возможности педагогов в решении тех или иных задач учебно-воспитательного процесса.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: