Анализ экономических показателей ООО «Агроторг» магазин №650

 

Оборот торговой организации является одним из основных показателей ее деятельности, поэтому статистический анализ оборота имеет большое значение в работе торговых организаций.

Анализ ведется по показателю «выручка от продажи товаров», т.е. оборот за минусом НДС, акцизов и обязательных платежей. Источниками являются данные бухгалтерского и оперативного учета (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» строка 010, оборотно-сальдовая ведомость, оборотная ведомость по счету 41 и т.д.).

Процесс продажи товаров является коммерческой деятельностью торгового предприятия. Экономическое содержание данного процесса отражает оборот, являющийся одним из необходимых экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. Объем оборота оказывает влияние на валовой доход, прибыль, рентабельность и т.д.

Ассортиментное предложение магазина насчитывает около 5 000 наименований. Ассортиментное предложение сети отличается высокой долей свежих продуктов и алкоголя, а также небольшой долей высококачественных сопутствующих товаров. При этом, несмотря на то, что сопутствующие товары занимают менее 5% всех торговых площадей, они обеспечивают более 9% товарооборота. Ведущими товарными категориями товаров по объему продаж являются алкоголь, фрукты и овощи, кулинария и молочные продукты, сыры, кондитерские товары. В каждую категорию продовольственных товаров входят деликатесные предложения. Их доля колеблется от 29% до 47%.

 


 

 

 

Рисунок 2.2 Динамика и структура товарооборота основных товарных групп 2008–2009 гг. ООО «Агроторг» магазин №650

 

В таблице 2.2 приведён анализ товарооборота ООО «Агроторг» магазин №650.

На рисунке 2.2 приведено сравнение динамики и структуры товрооборота основных товарных групп 2008–2009 г. ООО «Агроторг» магазин №650

Из таблицы видно, что наибольшую прибыль дают продовольственные товары, по сравнению с 2008 она увеличилась с 4953,15 тыс. руб. до 5226,60 тыс. руб., в сумме 273,45 тыс. руб.

 

Таблица 2.2. Анализ структуры товарооборота ООО «Агроторг» магазин №650 (тыс. руб.)

Группа товаров

Наименование товарных групп

2008 год

2009 год

Темп роста

%

Отклонение, (+ ,–)

тыс. руб. уд вес. % тыс. руб. уд вес. % Абсолю-тное, тыс. руб. Относи-тельное, %

Продовольственные товары

Фрукты, овощи 39100 7,1 42100 7,2 104,2 3000 0,1
Готовая кулинария 44615 8,3 45600 8,2 100,1 985 -0,1
Бакалея 30200 6,0 31300 5,8 100,9 1100 -0,2
Рыба 44400 7,8 47600 8,0 105,9 3200 0,2
Мясные деликатесы 50000 8,5 52300 8,5 102,5 2300 0
Сыры 42600 7,8 46700 7,9 104,4 4100 0,1
Хлебобулочные изделия 49700 8,5 51400 8,4 101,5 1700 -0,1
Торты и пирожные 20500 4,7 21700 4,6 101,4 1200 -0,1
Кондитерские изделия 39600 7,8 44900 7,9 105,2 5300 0,1
Алкоголь 50200 8,6 51460 8,5 102,6 1260 -0,1
Соки, воды 30400 6,0 31400 6,0 100,7 1000 0
Молочные товары 39000 7,1 40800 7,0 101,5 1800 -0,1
Табачные изделия 15000 2,5 15400 2,5 102,0 400 0

 

Итого по прод. товарам 495315 90,6 522660 90,5 102,5 27345 -0,2

Непродовольственные товары

Бытовая химия 21300 2,8 22000 2,8 103,3 700 0
Средства личной гигиены 15200 2,0 15300 2,0 100,7 100 0
Игрушки 13300 1,7 14000 1,8 105,3 700 0,1
Посуда 10350 1,4 11100 1,4 107.2 750 0
Диски, фильмы 11250 1,5 12100 1,5 107,6 850 0

 

Итого по непрод. товарам 71400 9,4 74500 9,5 104,8 3100 0,1
  Итого по двум группам 566715 100 597160 100 103,7 30445 0,1

 

Непродовольственные товары также повлияли на прибыль, выручка увеличилась по сравнению с 2008 годом с 71400 тыс. руб. до 74500 тыс. руб. в 2009 г. Абсолютное отклонение составило 30445 тыс. руб. по двум группам. Темп роста составил 103,7%. Наибольший удельный вес пришёлся на группы товаров:

· кондитерские изделия, их удельный вес составил -7,9%;

· алкоголь – 8,5%;

· хлебобулочные товары -8,4%;

· мясные деликатесы – 8,5%;

· рыба -8%.

Ассортиментная политика ООО «Агроторг» магазин №650

– результат целенаправленной деятельности в области товарного обеспечения рынка, основанной на долгосрочном планировании и регулировании ассортимента товаров сети, направленной на удовлетворение спроса потребителей супермаркетов ООО «Агроторг» магазин №650 и обеспечения рентабельности деятельности сети в целом.

Основополагающими принципами формирования ассортиментного предложения сети являются:

Сбалансированность: лучшие по качеству бренды во всех подгруппах товаров в каждой ценовой категории; популярные марки класса premium и деликатесов в каждой подгруппе товаров.

Устойчивость/стабильность: бесперебойное наличие в реализации основного рабочего ассортимента магазинов.

Динамичность:своевременное поступление новых марок и продуктов улучшенного качества; ротация за счет вывода из ассортимента слабооборачиваемых малодоходных позиций.

Ассортиментная политика сети реализуется категорийным менеджментом компании, который осуществляет целостное управление категориями товаров и относящимися к ним продуктам: от определения ассортиментного портфеля и закупки до контроля реализации в магазинах сети.

Валовой доход является основным источником формирования прибыли. Основную долю валового дохода составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам. Валовой доход выражается в тысячах рублей и в процентах.

За счет валового дохода возмещаются издержки обращения и образуется прибыль. Валовой доход представляет разность между суммой реализованных товаров по продажной цене (выручка от продаж за минусом НДС) и себестоимостью проданных товаров.

Кроме стоимостной оценки валовой доход может быть выражен в процентах. Это уровень валового дохода, т.е. отношение валового дохода к обороту.

Валовой доход по сравнению с 2008 годом в 2009 году увеличился на 32500 тыс. руб. Темп роста составил113,7% (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3. Основные экономические показатели деятельности ООО «Агроторг» магазин №650 за 2008–2009 гг. (тыс. руб.)

№ п/п

Показатели

Единицы

измерения

2008 год

2009 год

Темп

роста, %

Отклон.

(+,–)

1

Выручка от продажи товаров

тыс. руб.

566715

597160

105,3

30445
2

Себестоимость проданных товаров

тыс. руб.

440315

458260

99,4

-2055

3

Валовая прибыль

тыс. руб.

126400

138900

113,7

32500

%

22,3

23,4

-

1,1

4

Издержки обращения

тыс. руб.

18010

19600

199,3

1590

%

31,7

32,6

-

0,9

5

Прибыль от продаж

тыс. руб.

108390

119300

232,3

10910

%

13,0

17,0

-

4,0
6

Прочие операционные расходы

тыс. руб.

5200

6300

121,1

1100
7

Внереализационные доходы

тыс. руб.

3500

3850

110,0

350

8

Налог на прибыль (20%)

тыс. руб.

7500

8200

109,3

700

%

11,0

13,5

-

2,5

9

Чистая прибыль

тыс. руб.

92190

100950

104,5

8760

%

35,0

42

-

7,0

10

Рентабельность

%

19,1

20,0

-

0,9

                           

Общая сумма валового дохода на анализируемом торговом предприятии формируется за счет доходов, полученных от реализации товаров.

Величина валового дохода зависит от ряда факторов, основными из которых являются: объем оборота и уровень валовых доходов к обороту.

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до покупателя. Издержки обращения отражают расходы на транспортировку, хранение и приведение товара в удобную для реализации форму, а также расходы по продаже товаров.

При анализе используется относительный уровень издержек обращения в процентах (УИО), который рассчитывается как отношение суммы издержек обращения (ИО) к обороту торговой организации (О).

Издержки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросли на 1590 тыс. руб., что связано с расширением деятельности компании В структуре издержек обращения большую часть в 2009 г. занимают 3 группы расходов

– оплата труда,

– содержание зданий и оборудования

– амортизация основных средств

Прежде всего это можно объяснить тем, что продажа товаров является главным видом деятельности предприятия, часть прибыли уходит на оплату труда персонала, а также на содержание и строительство новых магазинов и складских помещений или их ремонт.

Финансовые результаты хозяйственной деятельности торговой организации характеризуются показателями прибыли от продаж, прибыли до и после налогообложения и выражается в тысячах рублей или в процентах к обороту (рентабельность).

Прибыль от продаж (ПО) определяется как разница между валовым доходом (ВД) и издержками обращения (ИО).

Прибыль до налогообложения (ПДН) определяется как разность между прибылью от продаж (По) и суммой внереализационных доходов (расходов) и прочих операционных доходов (расходов).

Чистая прибыль (ЧП) определяется как прибыль после налогообложения (ПДН) за минусом налога на прибыль.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли организация получила с каждого рубля проданного товара. Цель: в ходе анализа динамики изменения прибыли необходимо сравнить финансовые результаты отчетного года с предыдущим, определить темп роста прибыли различных видов, сравнить темп их роста с темпом роста основных экономических показателей (оборота валового дохода, издержек обращения). Особенно тщательно надо проанализировать внереализационные доходы и расходы, которые возникают в большинстве случаев в результате отсутствия контроля за расходами (дебиторской задолженности и т.д.). Задача: в случае образования убытка найти причины его образования и увеличения расходов по каждой позиции.

Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации.

В компании наблюдается рост товарооборота, валового дохода при росте себестоимости товаров и снижении уровня издержек обращении. Темп роста ВД составил 113,7%. В результате по показателям эффективности присутствуют положительные изменения по издержкам обращения за рассматриваемый период, но отклонение не велико и составляет 0,2%. Все же, компании следует искать пути снижения ИО.

Товарообороты магазина в 2009 г. возросли на 103,7% или на 30445 тыс. руб., что говорит о том, что предприятие не стоит на месте, а развивается.

Уровень издержек обращения – это отношение их величины в денежной форме к обороту. Уровень издержек обращения выражен в%, он отражает долю, которую занимают данные издержки в розничной стоимости товаров (в 2009 г. доля издержек в стоимости товаров составила 13,6%, что составило на 0,9% больше, чем в 2008 г.).

Прибыльность компании растет, т. к. прибыль в отчетном году по сравнению с базисным увеличилась на 104,5%.

На прибыль и рентабельность компании оказывают влияния различные факторы. Определим влияние их на прибыль и рентабельность финансово-хозяйственной деятельности ООО «Агроторг» магазин №650:

1. Влияние выручки от продаж на прибыль = рентабельность продаж базисного периода * отклонение товарооборота отчетного периода от оборота базисного периода/100%.

20,0 * 30445 / 100% = 6089 тыс. руб.

2. Влияние среднего уровня валового дохода на прибыль = сумма оборота отчетного периода * (уровень валового дохода отчетного периода – уровень валового дохода базисного периода) /100%.

597160 * 1,1 / 100% = 6568 тыс. руб.

3. Влияние издержек обращения на прибыль = – (товарооборот отчетного периода * величина отклонения уровня издержек отчетного периода от предшествующего).

– 597160 * (-0,9) / 100% = 5374 тыс. руб.

Проведенные расчеты говорят о том, что увеличение выручки от продаж, валового дохода и снижения показателя издержек положительно повлияло на величину прибыли и составляет 32500 тыс. руб.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: