Пути повышения эффективности деятельности ООО «Макаров и компания» в условиях изменяющейся внешней среды

  Для более эффективного функционирования исследуемого предприятия разработаны рекомендации, касающиеся факторов среды прямого воздействия, так как именно на них организация может оказывать влияние в процессе их взаимодействия.

  Рассмотрим возможные способы повышения эффективности деятельности ООО «Макаров и компания» при работе с поставщиками:

  1. Работа на взаимовыгодных условиях с надежными поставщиками – тесное сотрудничество позволяет разработать оптимальные условия поставок (объем, сроки, периодичность поставок, различные варианты оплаты, возврат нереализованной продукции). Налаженные взаимоотношения с поставщиками принесут реальною экономию ресурсов и повышение эффективности работы всей сети магазинов.

  2. Привлечение мерчендайзера каждого поставщика – правильная выкладка товара на полках играет особую роль при его восприятии покупателем, поэтому необходимо соблюдать условия, при которых за определенный период времени будет продано большее количество товара. К таким условиям относятся следующие:

  – на полках, находящихся на уровне глаз потребителей располагается товар, пользующийся наибольшим спросом;

  – на верхних полках стеллажа располагается дорогой товар, в свою очередь, на нижних полках правильно разместить дешевый, также на нижние полки выставляются товары, занимающие большое пространство (например, соки, объемом два или три литра);

  – товары для детей располагаются невысоко, на уровне их глаз, чтобы каждый мог выбрать то, что его интересует без помощи родителей, а они, в большинстве случаев, не могут отказать своему ребенку в покупке выбранного лакомства.

  3. Заключение договоров сотрудничества с местными поставщиками, в качестве которых могут выступать фермерские хозяйства, а также сельскохозяйственные предприятия Муромского района, занимающиеся производством и переработкой овощной, мясной, молочной продукции. Сотрудничество с местными поставщиками позволит снизить себестоимость продукции за счет сокращения транспортных и складских расходов, это позволит увеличить периодичность доставки, следовательно, в продаже всегда будет свежая продукция.

  4. Поиск новых поставщиков возможен при посещении профильных выставок, либо через сеть Интернет. В этом случае отделу закупок исследуемого предприятия представится возможность заключения договоров с более выгодными условиями поставок, а также ввода в продажу нового товара, имеющегося только у данного поставщика, что будет способствовать расширению ассортиментного ряда, а, следовательно, предоставлению большего выбора потребителю при совершении покупки.

  5. Заключение новых дистрибьюторских соглашений – работа напрямую (без посредников) с производителями позволит контролировать цены на существенное количество продуктов, а также вести переговоры о дополнительных скидках. Рассчитаем возможный размер дополнительного дохода, который компания может получить, заключив дистрибьюторское соглашение, например, на поставку мясопродуктов готовых к употреблению.

  Исходя из данных диаграммы «Структура продаж различных групп товаров в объеме выручки» доля реализации всех мясопродуктов составляет 14,7% от общей выручки торговой сети, а доля мясопродуктов готовых к употреблению составляет 9,6%. За 2006 год общая выручка составила 59890 тыс. рублей (по данным отчета о прибылях и убытках), следовательно, выручка от реализации мясопродуктов готовых к употреблению составила: 59890 тыс. руб. * 9,6% = 5749,4 тыс. руб. Торговая надбавка на продукты питания данной группы составляет 17,5%, то есть закупочная цена равна 5749,4 тыс. руб. / 117,5 * 100 = 4893,1 тыс. руб.

   При заключении дистрибьюторского соглашения цена поставки снижается на 5-7%, следовательно, организация заплатит за поставку такого же объема мясопродуктов готовых к употреблению: 4893,1 тыс. руб. * 5% = 4648,4 тыс. руб. Видно, что реальная экономия составляет 244,7 тыс. рублей. В данной ситуации предприятие может выбрать один из двух вариантов действий: в первом случае, в связи с уменьшением закупочной цены организация может уменьшить цену реализации данного вида продукции, сохранив имеющуюся торговую наценку, что позволит привлечь новых покупателей. Во втором случае, предприятие может увеличить торговую наценку для извлечения дополнительной прибыли, сохранив прежний уровень цен на данную группу продукции, при этом дополнительная прибыль составит 244,7 тыс. рублей.

  При достижении предприятием 100% поставок по дистрибьюторским соглашениям дополнительная прибыль составит: 47338 тыс. руб. (себестоимость проданных товаров за 2006 год) * 5% = 2336,9 тыс. руб.  

  Рассмотрим практические рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Макаров и компания» при взаимодействии с потребителями:

  1. Повышение качества обслуживания – следует помнить, что человек становится покупателем тогда, когда у него есть возможность удовлетворить свои потребности, что люди покупают не товары, а надежду, ожидания, эмоционально-психологическую выгоду от совершаемых покупок. Корректное и доброжелательное отношение продавца к покупателю, его участие и совет при выборе товара, красочный плакат в магазине «Мы рады видеть Вас вновь!» положительно влияет на покупателей магазина и в дальнейшем они обязательно придут за покупками именно в этот магазин. Но для того, чтобы качество обслуживания клиентов повышалось, необходимо не только обучение персонала, выполнение желаний покупателей, но и техническое совершенствование, оперативное реагирование на изменение отношения потребителей, а также управление формирующимися ожиданиями покупателей и воздействие на эти ожидания. Следует отметить, что прекрасное обслуживание клиентов часто определяется тем, как организация реагирует на неизбежные и, в некоторых случаях, непредсказуемые проблемы, возникающие в процессе реализации товаров, однако в первую очередь необходимо стремиться предупредить появление подобных проблем.

  2. Изучение желаний потребителей – проведение в магазинах анкетирования покупателей с целью выявления наиболее предпочтительных для них видов и марок продовольственных товаров. По итогам данного анкетирования имеет смысл откорректировать номенклатурный перечень товаров в магазинах «Макаровский», а именно, отказаться от менее предпочтительных покупателем видов и марок товара и ввести новый вид товара, который интересен покупателю, но ещё не представлен в данных магазинах.

  3. Для привлечения новых потребителей необходимо проводить различного рода лотереи, конкурсы, о которых заранее должно быть сообщено в рекламе местных СМИ. Известно, что во время проведения подобных розыгрышей магазины посещает большее количество народа, поэтому существует вероятность того, что таким образом магазины «Макаровский» приобретут новых постоянных клиентов.

  4. Формирование идеи нового товара – в крупных магазинах «Макаровский» необходимо переоборудовать входные двери таким образом, чтобы можно было выйти из магазина с тележкой и разгрузить ее непосредственно около автомобиля. Это очень удобно, так как в настоящее время многие люди закупают продукты питания не на один день, а на всю рабочую неделю. Также для экономии времени покупателей можно формировать продуктовую корзину, включающую продукты питания первой необходимости. При формировании таких корзин следует учитывать возможности покупателей с различным уровнем доходов и как следствие потребностей, предлагая определенный перечень продуктов с различными стоимостными характеристиками. Дополнительным стимулом для приобретения подобных корзин покупателем станет снижение общей стоимости сформированной корзины, в отличие от цены каждого отдельного товара. Предприятие же в данном случае увеличивает объем реализации продукции и уменьшает срок оборачиваемости активов. 

  Рассмотрим возможные способы повышения эффективности деятельности ООО «Макаров и компания» относительно его конкурентного окружения:

  1. Создание особого бренда компании, отличающего ее от множества подобных организаций – брендинг осуществляется с помощью определенных приемов, методов, способов, которые позволяют довести разработанный бренд до покупателя и не только формировать в его сознании имидж марки товара, но и оказать помощь в восприятии покупателем функциональных и эмоциональных элементов товара. Брендинг помогает покупателю ускорить выбор товара и принятие решения о покупке. Создание бренда – творческая работа, требующая глубокого знания рынка, потребителя и конкурентов, это достаточно длительный, сложный и дорогостоящий процесс, поэтому к разработке бренда следует привлечь профессиональную, специализированную фирму.

  2. Снижение цен на товары-индикаторы – к товарам-индикаторам относятся такие продукты питания, за которыми люди идут в магазин специально: хлеб, молоко, макароны, сахарный песок и некоторые другие. Если цену на эти товары снизить даже незначительно, спрос на них резко возрастет. Но, приходя в магазин, люди также покупают продукты, не относящиеся к товарам-индикаторам, на которые торговая наценка может быть установлена чуть выше нормы и тем самым увеличивается общая выручка магазина. В сети магазинов «Макаровский» средняя сумма чека составляет 110 рублей. При выручке 59890 тыс. рублей средняя проходимость в магазинах сети составляет: 59890 тыс. руб. / 0,11 тыс. руб. / 12 мес. = 45371 чел. в мес.

  Целью снижения цены на товары-индикаторы и проведения акций по снижению цен на отдельные товары является привлечение новых покупателей. Увеличение числа покупателей в сети магазинов на 30 человек в день приведет к увеличению месячной выручки на 100,4 тыс. рублей (0,11 тыс. руб. * 30 чел. * 365 дней / 12 мес.), или 1205,4 тыс. рублей в год.

  3. Изучение и освоение новых рынков сбыта – дальнейшее расширение сети путем открытия новых магазинов самообслуживания «Макаровский» как в городе Муром, так и  в других населенных пунктах Владимирской области и близ лежащих регионов.

  Неотъемлемой составляющей повышения эффективности деятельности организации является разработка и внедрение системы менеджмента качества. Практический менеджмент качества начинается, прежде всего, с определения объекта управления. Понятие «качество» – слишком общее для того, чтобы на нем можно было основываться при построении работающей системы менеджмента качества, ведь даже для одного и того же предприятия на разных этапах его развития под «качеством» будет пониматься разное. Как объект управления следует рассматривать наиболее важные с точки зрения предприятия характеристики продукции, соответствием требованиям которых необходимо управлять.

  Система менеджмента качества призвана обеспечить стабильное качество услуг, которое складывается из следующих характеристик:

  – качество взаимодействия с поставщиками и потребителями – соблюдение установленных правил общения и процедур в процессе их взаимоотношений;

  – качество продукции – это ее способность обеспечить потребителям получение желаемых выгод от совершения покупок;

  – качество упаковки – состояние упаковки, исключающее потерю и (или) порчу продукции;

  – качество финансовых документов – соответствие финансовых документов требованиям законодательства, внутренним правилам компании.

  После того, как составляющие соответствующей продукции определены, нетрудно установить, какая деятельность необходима, чтобы управлять характеристиками качества или идентифицировать процессы, необходимые для системы менеджмента качества. Таким образом, видна четкая необходимость использования подхода, предполагающего построение сети процессов, охватывающей деятельность всего предприятия.  

  В завершение следует отметить, что опыт развития малого и среднего бизнеса, как в России, так и за рубежом, показал, что эффективность системы человеческих взаимоотношений в процессе труда является мощным резервом повышения производительности и увеличения общей эффективности сбыта продукции.        

 

 

       

 

Заключение

  В результате проведенного исследования установлено, что внешняя среда организации – совокупность факторов, оказывающих влияние на организацию с точки зрения эффективности ее работы и выживаемости, также это совокупность активных хозяйствующих субъектов, в числе которых экономические, общественные и природные условия, национальные и межгосударственные институциональные структуры и другие внешние условия и факторы, действующие в окружении предприятия и влияющие на различные сферы его деятельности. 

  Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы, совершенствуется налоговая система, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха.

  Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как она существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.

  В современных рыночных условиях анализ внешней среды – это важный для выработки стратегии организации и сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих изменений, их правильной оценки и установления связи между факторами и теми сильными и слабы­ми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Орга­низация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвиже­ние к достижению целей, вырабатывает стратегию взаимодействия, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.

  Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля за жизненно важными для нее внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние по отношению к фирме воздействия; влиять на взаимоотношения с поставщиками и конкурентами, на спрос потребителей.

  В первой главе данной дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты, характеризующие внешнюю среду организации. Были раскрыты такие ее особенности, как взаимосвязанность факторов, сложность, подвижность, неопределенность. Также в первой главе приведена классификация факторов внешней среды организации, включающая среду прямого воздействия (микросреда) и среду косвенного воздействия (макросреда), были рассмотрены основные методы анализа внешней среды.

  Во второй главе детально рассмотрены факторы внешней среды конкретного предприятия ООО «Макаров и компания». Был проведен подробный анализ поставщиков данной организации, ее потребителей и возможного конкурентного окружения (среда прямого воздействия), также рассмотрено влияние на организацию социокультурных, технологических, экономических, политических, экологических факторов. В заключение был проведен SWOT-анализ и STEP-анализ внешней среды данной организации.

  В третьей главе размещены практические рекомендации по повышению эффективности деятельности ООО «Макаров и компания» в условиях изменяющейся внешней среды. Рекомендации коснулись факторов прямого воздействия, так как именно на них организация может оказать свое непосредственное влияние.

  Организация не имеет возможности жестко контролировать внешнюю среду, но может и должна эффективно приспосабливаться к ней, непрерывно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать на них.

Список литературы

1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Союз, 2002. – 463 с. – (Серия «Высшая школа»).  

2. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2005. – 647с.

3. Андрушкив Б.М., Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2003. – 316 с.

4. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. – СПб.: Питер, 2005. – 368с. – (Серия «Учебник для вузов»).   

5. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов – М.: Экономика, 2003. – 703 с.

6. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

7. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2003. – 456с.

8. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2002. – 347 с.

9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.    

10. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2004. – 569с.

11. Гайденко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2005. – 480 с. 

12. Давыдова Л.А., Фальцман В.К. Экономика и управление предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2003г. – 510с.

13. Данько Т.П. Управление маркетингом. – М.: Инфра-М, 2001. – 349с.

14. Дафт Р. Менеджмент. – 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 864 с. – (Серия «Классика МВА»).  

15. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. – М.: Вильямс, 2004. – 357с.

16. Ермаков В.В. Менеджмент организации: Учеб. пособие. – Воронеж.: МОДЭК, 2005. – 208с. – (Серия «Библиотека менеджера»).  

17. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. – М.: Олимп Бизнес, 2004. – 278с.

18. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. – М.: Проспект, 2003. – 336с.  

19. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. – СПб.: Издательский дом «МиМ», 2002. – 318 с.

20. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – Москва-Новосибирск, Инфра-М, 2001. – 345 с.

21. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н.Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 410с.            

22. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. В.А. Алексунина. – М.: Маркетинг, 2004. – 516 с.

23. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 591 с.

24. Менеджмент: Учебник / Под редакцией П.А. Кохно, В.А. Микрюкова, С.Е. Коморова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 373 с.

25. Менеджмент организации / Под редакцией З.П. Румянцевой. – М.: Лига, 2004. – 377 с.

26. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 2005. – 720 с.

27. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Предпринимательство: Учебник. – СПб.: Лань, 2001. – 696 с.

28. Нордстрем Кьелл А., Риддерстрале Йонас. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001. – 279 с.

29. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2002. – 250 с.

30. Попов С.А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело, 2003. – 345с.

31. Портер М. Конкурентная стратегия. – М.: Альпина Бизнес-бук, 2005. – 301с.

32. Томпсон А. А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 387 с.

33. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2003. – 641 с.

34. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону, 2002. – 480 с.

35. Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. – М.: Инфра-М, 2002. – 311 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: