Методика Шуберта «Готовность к риску» (RSK)

 

Инструкция: При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме: Ваш ответ: Кол-во балловполностью согласен, полное «да» 2

больше «да», чем «нет» 1

ни «да», ни «нет», нечто среднее 0

больше «нет», чем «да» -1

полное «нет» -2

Вопросы:

1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Таллинна до Москвы?

15. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?

19. Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?

20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток.

21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23. Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?

24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Ключ:

Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от - 50 до +50 баллов.

Результат:

Меньше -30 баллов: слишком осторожны;

от -10 до +10 баллов: средние значения;

свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования, проведенные психологами, дали также следующие результаты:

1. с возрастом готовность к риску падает;

2. у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

3. у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

4. у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

5. с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску; в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.



Приложение Е

Тест по методике Томаса «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях».

Инструкция: Этот тест поможет Вам определить, какие стратегии в конфликтных ситуациях чаще Вами используются. Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из двух предлагаемых ответов – который в большей степени соответствует Вашим взглядам, мнению.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов, другого и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь успокоить другого, главным образом - сохранить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избегать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить все окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы в спорном вопросе.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилие, чтоб добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я стараюсь найти компромиссное решение.

11. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по – моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

б)Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувства другого.

б)Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настаивать на своем.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу.

19. а) Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить все окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я стараюсь найти позицию, которая находиться посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять. на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из - за каких -то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувства другого.

б) Я стараюсь занимать такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успех.

Ключ: подсчитайте количество баллов по следующему принципу.

За каждый ответ присваивается 1 балл. Стратегии «избежание» соответствуют вопросы: 1а), 3б), 5б), 6а), 7а), 9а), 12а), 15б), 17б), 19б), 23б), 27а), 29б). Стратегии «приспособление» соответствуют вопросы: 1б), 4б), 15а), 16а), 18а), 21а), 24а), 25б), 27б), 30а). Стратегии «сотрудничество»: 2б), 5а), 8б), 11а), 14а), 19а), 23а), 26б), 28б), 30б). Стратегии «компромисс»: 2а), 4а), 7б), 10б), 11б), 12б), 13а), 18б), 20б), 22а), 24б), 26а), 29а). Стратегии «соперничество»: 3а), 6б), 8а), 9б), 10а), 13б), 14б), 16б), 17а), 20а), 21б), 22б), 25а), 28а). Какому типу стратегии будет соответствовать большее количество баллов, та стратегия поведения в конфликтных ситуациях применяется тестируемым.



Приложение Ж

 

Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич)

 

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.

 

Методика "Ценностные ориентации" (м. Рокич)

Бланк тестируемого________________

Список А (терминальные ценности):

1. – активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2. –жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3. – здоровье (физическое и психическое);

4. – интересная работа;

5. – красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6. – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7. – материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8. – наличие хороших и верных друзей;

9. – общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10. – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11. – продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12. – развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13. – развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14. – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15. – счастливая семейная жизнь;

16. – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17. – творчество (возможность творческой деятельности);

18. – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Список Б (инструментальные ценности):

1. – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2. – воспитанность (хорошие манеры);

3. – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4. – жизнерадостность (чувство юмора);

5. – исполнительность (дисциплинированность);

6. – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7. – непримиримость к недостаткам в себе и других;

8. – образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9. – ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

10. – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11. – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12. – смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13. – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14. – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15. – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16. – честность (правдивость, искренность);

17. – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);       

18. – чуткость (заботливость).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: