2.1 Характеристика ООО “Fraterium Group”
ООО «Fraterium Group» представляет собой холдинг, состоящий из 4 подразделений: Fraterium production, Fraterium distribution, Fraterium rent и Fraterium logistics, каждое из которых выполняет определенную функцию в деятельности холдинга на территории РФ и ближнего зарубежья. Кроме того, существует Fraterium Europe, в ведении которого находится дистрибьюция и экспорт товаров в Западную Европу.
Fraterium production - это производственный комплекс, объединяющий 3 предприятия:
· ООО «Курская масложировая компания», которая занимается производством майонезов, соусов, кетчупов, томатной пасты.
· ООО «Курский квас», производящее натуральный квас брожения, напитки, минеральную воду.
· ООО «Термопласт», выпускающее полиэтиленовую и полипропиленовую упаковку.
Рис. 3 Схема холдинга «Fraterium»
Первым предприятием, основанным в рамках холдинга, стало ООО «Альтернативные технологии», которое впоследствии было переименовано в ООО «Курская масложировая компания». Оно было основано в 1999 году. Деятельность предприятия началась с производства легких майонезов по оригинальной рецептуре, которая разрабатывалась совместно с Всероссийским НИИ жиров. Первоначально жирность выпускаемых майонезов не превышала 20-35%, однако позднее ассортиментная линейка была дополнена майонезом «Добавкин» классический 67% жирности.
|
|
Бренд «Добавкин» разрабатывался известным московским агентством SOLDIS. Он быстро приобрел заслуженную популярность у потребителей, что дало возможность выпуска продукции под «зонтичным» брендом. В 2002 году компания начала выпуск продукции «красной группы» - кетчупов и соусов четырех видов, томатной пасты.
В 2004-2005 году введена в эксплуатацию собственная линия по изготовлению упаковки. Новейшее оборудование итальянского производства обеспечивает высокое качество конечных изделий.
В 2003 году было основано ООО «Курский квас», где начал производиться бутилированный натуральный квас брожения под торговой маркой «Утоляев».
В 2006 году на базе ООО «Курский квас» открыто производство безалкогольных газированных напитков.
В управлении предприятием применяется линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.
Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения вопросов, связанных с руководством процессом производства; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т. д.
|
|
Рис.4 Линейно-функциональная структура управления
Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП – функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства.
На этой схеме не отражены подробно действительные подразделения компании. Однако данная организационная структура действует на каждом предприятии холдинга, где включает в себя около 20 подразделений.
Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ:
• быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим,
• рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;
• стабильность полномочий и ответственности за персоналом.
• единство и четкость распорядительства;
• оперативное принятие и выполнение решений;
• личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности;
• профессиональное решение задач специалистами функциональных служб.
Таблица 2. Недостатки линейно-функциональной структуры управления
Отмечаемые недостатки | Причины недостатков | Пути устранения недостатков |
Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности | Разделение функций линейных и функциональных специалистов никогда не может быть проведено на 100% | - |
Медленное принятие решений | Недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями | Четкое разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями. Применение процессного подхода |
Нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения | Недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями | Четкое разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями |
Возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства | Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты компании | Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. |
Разногласия между линейными и функциональными службами; | Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты компании | Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. |
Противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов | Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты компании | Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. |
Неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами | Недостаточная квалификация персонала, отсутствие четких регламентов | Повышение квалификации, четкое регламентирование |
Таким образом, отмечаемые недостатки лежат не в плоскости конкретной линейной организационной структуры управления, а в плоскости организации работ компании, и могут быть устранены заменой части бюрократических элементов.
|
|
Аппарат управления предприятием построен таким образом, чтобы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Во главе ООО «Fraterium Group» стоит генеральный директор. Он разрабатывает стратегию деятельности предприятия, решает ключевые вопросы. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками.
Исполнительный директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности фирмы, распоряжается имуществом, заключает договоры, в том числе по найму работников. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность организации, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.
Коммерческий директор. Он осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования.
Структура управления компании состоит из 20 подразделений, каждое из которых выполняет определенную функцию в ее деятельности.
Служба по персоналу и организационному развитию. Проводит разноплановые инновационные мероприятия, нацеленные на улучшение климата в коллективе; всестороннее развитие сотрудников предприятия и улучшение взаимосвязи между подразделениями.
|
|
Отдел по работе с персоналом. Осуществляет первоначальный отбор и тестирование сотрудников. Обозначает должностные обязанности и следит за их исполнением. Занимается оформлением трудовой документации и ведением личных дел сотрудников. В отдел по работе с персоналом входят: инспектор по кадрам; менеджер по персоналу; инженер по охране труда.
Административно-хозяйственный отдел. Решает организационные вопросы компании. Обеспечивает движение документооборота. Проводит предварительную работу с клиентами. В административно-хозяйственный отдел входят: заместитель генерального директора по организационным вопросам; офис-менеджер; секретарь; курьер; водитель; повар.
Финансово-экономическая служба. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Контролирует выполнение финансовых, расчетных и кредитных операций. В финансово-экономическую службу входят: финансовый директор и два экономиста.
Бухгалтерия. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ. В бухгалтерию входят: главный бухгалтер; заместитель главного бухгалтера по производству; заместитель главного бухгалтера по налогам; старший бухгалтер по заработной плате; старший бухгалтер по производству; бухгалтер-кассир и 5 бухгалтеров.
Служба АСУ. Обеспечивает информационную поддержку трудовой деятельности. Отвечает за программное обеспечение и средства связи на предприятии. В службу АСУ входят: начальник отдела; 2 администратора 1С; программист 1С; системный администратор.
Коммерческая служба. Разрабатывает стратегию завоевания рынка. Планирует объемы продаж продукции по регионам. В коммерческую службу входят: коммерческий директор; заместитель коммерческого директора; Заместитель коммерческого директора по развитию.
Отдел закупок. Занимается закупкой сырья и расходных материалов. В отдел закупок входят: начальник отдела; 2 менеджера по закупкам; 2 экспедитора.
Клиентский отдел. Обеспечивает работу с клиентами. Отвечает за ведение переговоров, заключение договоров, несет ответственность за предъявляемые претензии. В клиентский отдел входят: начальник отдела; 2 менеджера-координатора.
Отдел региональных продаж. Обеспечивает оптимальное распределение продукции по регионам. Сотрудничает с региональными дистрибьюторами. Менеджеры принимают и оформляют заказы на изготовление продукции. В отдел региональных продаж входят: 9 региональных менеджеров; 2 ассистента менеджеров; управляющий продажами; супервайзер в г. Воронеж; торговый представитель в г. Воронеж; торговый представитель в г. Орел, торговый представитель в г. Тамбов.
Отдел мерчендайзинга. Отвечает за размещение продукции в торговых точках. Организует распределение товара на полках. Пополняет ассортимент продукции в точках конечных продаж. В отдел мерчендайзинга входят: супервайзер по г. Курск; 10 мерчендайзеров.
Отдел маркетинга и рекламы. Изучает рынок и его тенденции. Разрабатывает и проводит программы продвижения продукции, включающие в себя различные виды рекламы, BTL-акции. Исследует спрос на продукцию и потребительские предпочтения. Анализирует эффективность проводимых рекламных мероприятий. В отдел маркетинга и рекламы входят: начальник отдела; специалист по BTL-акциям; аналитик; PR-менеджер.
Отдел логистики. Несет ответственность за доставку продукции в различные пункты назначения, доставку сырья и расходных материалов на предприятие. В отдел логистики входят: начальник отдела; менеджер по логистике; бухгалтер-оператор; 6 водителей.
Техническая служба. Обеспечивает техническое обслуживание всех отделов предприятия. В техническую службу входят: главный инженер; главный механик; главный энергетик; инженер-электрик.
Цех по производству майонеза, кетчупа. Управление осуществляют: директор по производству; начальник отдела производственного персонала; заместитель начальника по производственному персоналу; заведующий складом сырья; оператор ПК.
Подобным образом осуществляется управление производством кваса, а также производством тары и упаковки.
Технологический отдел. Несет ответственность за строгое соблюдение технологических процессов при изготовлении продукции. В технологический отдел входят: начальник лаборатории; главный технолог.
Служба качества. Отвечает за качество производимой продукции. Осуществляет входной и выходной контроль. Проводит лабораторные исследования сырья и готовой продукции. В службу качества входят: старший специалист по качеству и специалист по качеству.
Юридическая служба. Обеспечивает юридическую поддержку финансовых и прочих операций.
Охрана. Отвечает за безопасность и сохранность имущества предприятия.
Несмотря на то, что перед каждым подразделением холдинга и перед каждым сотрудником в отдельности стоит своя задача, существуют общие цели предприятия, в достижение которых каждый делает свой посильный вклад. Основными целями развития предприятия являются:
· Разработка и выпуск нового бренда высококалорийного майонеза;
· Разработку и выпуск нового бренда напитков;
· Расширение географических границ рынка;
· Увеличение доли существующей продукции компании на общероссийском рынке;
· Увеличение представленности продукции на общероссийском рынке;
· Увеличение доли экспорта продукции.
Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:
· Проведение маркетинговых исследований потребительских предпочтений и рынках масложировой продукции и напитков;
· На основе полученных результатов разработать и внедрить креативную концепцию для каждого брэнда;
· Разработка нового дизайна упаковки;
· Поиск и установление контактов с новыми поставщиками упаковочных материалов;
· Анализ ценопредставленности марок конкурентов в выбранном сегменте рынка;
· Определение базовой цены на новую продукцию;
· Разработка стратегии рекламной кампании для вывода на рынок новых брендов;
· Расширение дистрибьюторской сети;
· Разработка стратегии рекламной кампании для увеличения доли существующей продукции на общероссийском рынке.
Большую роль в решении поставленных задач играет маркетинговая и рекламная деятельность предприятия.