Обращаясь к понятию рынок, можно выделить два основных подхода к его
определению.
Первый основан на выделении политико- идеологического и философского
содержания, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:
· рынок как способ организации общественного производства;
· рынок как способ поведения хозяйственных объектов;
· рынок как способ мышления.
Строго говоря, в практическом маркетинге абстрактное понятие рынка не
применяется. Рынок всегда конкретен. Но прежде чем приступить к его
исследованию, необходимо определить, на каком рынке работает предприятие.
Для этого необходимо выделить конкретные товарные рынки, к числу которых
относится и рынок туризма.
Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление,
объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи
туристского продукта в данное время и в определенном месте.
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:
|
|
· основным предметом купли-продажи являются услуги;
· кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка
включается значительное количество посреднических звеньев, которые
обеспечивают связь спроса и предложения;
· спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим
разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям
и мотивам;
· эластичностью: индивидуальностью и высокой степенью
дифференциации; большой замещаемостью: отдаленностью по времени и месту
от туристского предложения;
· туристское предложение также характеризуется рядом отличительных
характеристик: товары и услуги в ту имеют тройственный характер
(природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость
отрасли; низкая эластичность; комплексность.
Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма небольшой. В его
структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим
существует достаточно много признаков классификации туристского рынка.
Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для
маркетинговых исследований.
С точки зрения пространственных характеристик (характер охвата),
выделяют рынки:
· пригородного туризма (поездки горожан за город в период отпусков или в выходные дни);
· внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона);
· внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные рамками государственных границ страны);
· международного туризма (поездки за пределы страны).
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности,
|
|
выделяются следующие рынки:
· целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается
реализовывать свои цели;
· бесплодный, т.е. рынок не имеющий перспектив для реализации
определенных услуг;
· основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;
· дополнительный, продажа некоторого объема услуг;
· растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста
объема продаж;
· прослоенный, т.е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком.
Туристские ресурсы Великого Новгорода
Великий Новгород обладает большим потенциалом туристских ресурсов, объектами культурно-исторического наследия и возможностями развития туризма и туристской индустрии, которые в совокупности способны стать реальным доходообразующим сектором экономики региона. Сфера туристской индустрии обладает высокой инвестиционной привлекательностью, особенно для отечественных предпринимателей. Туристская деятельность активно генерирует рабочие места для местного населения в различных сферах услуг и производств, способствует повышению показателю занятости населения и дохода.
11 сентября перспективы этого направления для Великого Новгорода мэр города Юрий Бобрышев обсудит с президентом Национального фонда содействия бизнесу и туризму Юрием Кузнецовым. Планируется подписание Соглашения о сотрудничестве в экономической, научно-технической, культурной и социальной областях между Администрацией Великого Новгорода и Национальным фондом содействия бизнесу и туризму на 2008 - 2012 годы.
Концепцию развития туризма и туристской индустрии в Великом Новгороде и программу мероприятий по ее реализации готов представить Национальный фонд содействия бизнесу и туризму. Работа над концепцией завершится созданием региональной целевой программы "Развитие туризма и туристской индустрии в Великом Новгороде на период до 2020 г.", в которой раскрываются задачи и конкретные мероприятия по формированию туристского комплекса региона, развитию инфраструктуры туризма и смежных отраслей, в первую очередь системы перевозок, а также гостеприимства и аттракций, созданию нового регионального туристского продукта, его продвижению на туристские рынки, генерации информационных потоков для мотивации потребителей к поездкам в регион, аспекты привлечения международных и внутренних туристских потоков, их параметры, повышение аттрактивности туристских объектов и туристского продукта.
На данный момент Великий Новгород обладает такими ресурсами:
Всего туроператоров -8
1. ООО «Новтуринвест»
2. ООО «Интурист - Новгород»
3. Туристическое агентство «Стиф»
4. ООО «Новгородское бюро путешествий и экскурсий»
5. ООО «Аркада»
6. «Сервис - Тур»
7. «Туристская фирма «Росновелтур»
8. ООО «Туристическое агентство «Садко»