Нейропсихологическое исследование

Нейропсихологическое исследование и психологические лабораторные эксперименты с детьми и взрослыми, имеющими аутизм или синдром Ас­пергера, представили содержательную картину, которая может рассматри­ваться в свете последних достижений в области эмпатии, теории мышле­ния, целостности восприятия и исполнительных функций. Во-первых, давайте вкратце определим эти 4, только что упомянутые, концепции.

Эмпатия - это способность всех нормальных людей постигать мыш­ление и чувства других людей (произошло от греческих слов "эм-" и "па-тос", которые были скомбинированы немецкими врачами в начале 20 ве­ка для описания "е1п<'иЫип§" - «вчуствование»). Теория мышления -концепция, объясняющая развитие способности (после нескольких лет развития) осознавать психическое состояние других людей («иметь пред­ставление о том, что думают люди»). Целостность восприятия - поня­тие, используемое для обозначения тенденции (при нормальном разви­тии) собирать части предметов вместе, взглянуть на них как детали, из которых формируется "целое", т. е. связывать предметы (явления) воеди­но. Исполнительные функции включают в себя планирование, мотивацию, управление импульсами и внутреннее чувство "времени".

Только благодаря определению этих понятий становится ясно, что эти функции (или скорее дисфункции) определяют развитие синдрома аутизма.

В соответствии с тестом определения I?, таким как таблица опреде­ления умственных способностей детей Векслера (\У18С) дети с аутизмом -группа, имеющая низкий уровень интеллекта или уровень развития мыс­лительной деятельности, соответствующий умственной отсталости. Око­ло 80% имеют I? ниже 70 и относятся к "умственно отсталым". Дети с синдромом Аспергера обычно по таким же тестам имеют нормальные или высокие показатели. Дети с диагнозом аутизма часто имеют более низкие вербальные, чем невербальные показатели, хотя дети с синдро­мом Аспергера очень часто (даже без разброса значений) имеют обрат­ные показатели в этом отношении.

Показатели по некоторым субтестам \У18С у маленьких детей с ау­тизмом и заболеваниями аутистического спектра типично низкие. Резуль­таты тестов по последовательному расположению картинок (ребенок дол­жен расположить набор картинок, изображающих действия людей, в правильной последовательности, например, собрать какую-то "комиче­скую полоску" по "теме"), и по выявлению уровня мышления (ребенку задают такой вопрос как "Что ты будешь делать, если ударишь себя?" и ожидают от него ответа здравого смысла, не просто утверждения, что у него или у нее потечет кровь) почти всегда намного ниже среднего уров­ня по сравнению с показателями других тестов. С возрастом дети с син­дромом Аспергера часто показывают лучшие результаты по субтесту на понимание, но отстают по результатам теста "Собери предмет" (состав­ная картинка-загадка, в которой ответ представлен очертанием изобра­жаемого объекта [машина, лицо, лошадь], а не просто формой частей). Результат сборки фрагментов (теста, требующего от ребенка скопировать геометрический образец выстроенных в ряд кубиков в определенном по­рядке) обычно высокий при аутизме, но может варьироваться при син­дроме Аспергера.

Эти результаты были приведены в целях демонстрации того, что дети с аутизмом имеют тяжелые нарушения понимания хода мыслей ("мышле­ния") других людей и поэтому имеют недостаточно развитые навыки эм-патии. Эти трудности ведут в особенности к неспособности правильно расположить картинки, что предполагает непонимание внутреннего со­стояния людей, изображенных на различных картинках.

Недостаточность понимания будет также наблюдаться у детей с низ­кими вербальными способностями, имеющих низкое развитие мышле­ния, так как они будут иметь конкретный характер и не будут учитывать состояние других людей. Это то, что мы находим при аутизме. Имея бо­лее высокую вербальную способность, "правильные ответы" теста на вы­явление уровня понимания могут быть выучены или заучены наизусть людьми с высоким уровнем интеллектуального развития, имеющими за­болевания аутистического спектра. Это то, что мы с течением времени обнаружили в синдроме Аспергера.

Сборка фрагментов является тестом, при котором люди с более раз­витым вниманием к деталям, чем к целому образу, будут проигрывать. При составлении картинки дело обстоит по-другому.

Люди со сниженным уровнем целостности восприятия могут пока­зывать хорошие результаты при сборке фрагментов, но возможно потер­пят неудачу при сборке картинки. Так, люди с аутизмом и заболеваниями аутистического спектра предположительно будут хорошо выполнять за­дание на сборку фрагментов, но плохо выполнять задание на составление картинки. Это основное, что было нами установлено. Однако при син­дроме Аспергера моторная неуклюжесть и расстройство зрительного вос­приятия иногда являются важной чертой, ведущей к зрительно-моторным затруднениям при выполнении задач, влияют на относительную неудачу при сборке фрагментов.

По другим тестам, таким как "Сортировка карточек" теста Висконси­на, люди с заболеванием аутистического спектра показывают ограничен­ную, негибкую и низкую способность планировать и низкий уровень чув­ства времени. Такие нарушения отражают дефициты специфически важных функций. Для этого теста у психолога есть "скрытое" правило для правильной сортировки карточек различных цветов. Все дети вскоре понимают, является ли их стратегия "правильной" или "неправильной". Затем это "скрытое" правило изменено так, что предыдущая стратегия становится неверной. Нормальные дети меняют свою стратегию очень быстро после того, как им сказали, что ответы, даваемые ими, неправиль­ные. При синдроме Аспергера очень часто этого не происходит, и ребе­нок будет продолжать работу, давая неправильные ответы, упрямо утвер­ждая, что он прав.

Несколько тестов специально составлены для определения отстава­ния в развитии мышления при аутизме. Тест "Разноцветные шарики" является хорошим примером такого вида тестов. Детям показывается типичная коробочка-цилиндр (цилиндрическая коробочка с ярко окра­шенными леденцами, контейнер хорошо известный детям, по крайней ме­ре, в Великобритании, где было произведено первое исследование) и за­дает вопрос: "Что это?". Нормальные дети, говорящие дети с синдромом Дауна и аутисты все скажут: "Леденцы", так как они знают, что коробоч­ка, выглядящая как коробочка из-под леденцов, обычно содержит леден­цы. Затем коробочка открывается, и содержимым оказываются каранда­ши. Коробка закрывается - карандаши внутри - другой человек (Питер), который не знает, что было обнаружено детьми, входит в комнату. Детей спрашивают: "Что ответит Питер на вопрос о содержании коробочки?". Нормальные дети и дети с синдромом Дауна ответят: "Леденцы", так как обычно они верят в то, что у Питера свое отдельное мышление, которое не имеет той же информации, имеющейся у детей. Дети с аутизмом обыч­но отвечают: "Карандаш", - возможно потому, что они не могут понять, что Питер имеет свое собственное мышление, отличающееся от мышле­ния ребенка.

Заключение.

Нейропсихологические тесты, проведенные с людьми (детьми и взрослыми) с аутизмом и заболеваниями аутистического спек­тра, показывают, что у них имеется расстройство развития навыков эмпа-тии (=дефицит мышления), они больше обращаются к деталям, чем к це­лому, плохо переключаются при решении проблемы и имеют недостаточно развитое чувство времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: