У некоторых аутистических людей социальное развитие улучшается в течение подросткового и взрослого периода жизни. Небольшое количество детей делают значительный шаг вперед в течение подросткового периода и после пубертатного периода значительно лучше функционируют по сравнению с ранними годами жизни.
Относительно большая группа людей с аутизмом проходит через подростковый период с небольшими трудностями и без каких-либо особых достижений в социальном развитии.
К сожалению, большая часть людей с аутизмом (около 40%, согласно некоторым исследованиям) обнаруживают основные проблемы в подростковый период. В основном, это ухудшение симптомов, характеризующих проблемы ранних лет жизни. Также встречается нарушение Фрэнка (примерно в 1/3—1/2 случаев, что показывает некоторый уровень ухудшения симптомов). Некоторые дети, хорошо развивавшиеся в течение периода раннего школьного возраста 12—14 лет, затем начинают регрессировать до уровня социального развития дошкольного возраста с более выраженной замкнутостью, аутичной холодностью и отверганием других людей.
|
|
Некоторые даже теряют приобретенные ранее навыки, в особенности некоторые навыки самообслуживания. Небольшое количество даже утрачивают навыки речи, которыми они с трудом овладели в предподростковый период. Типично небольшое обострение таких нарушений как гиперактивность, нанесение себе повреждений и стереотипность движений.
Взрослая жизнь
По достижении взрослого возраста аутистические люди обычно имеют развитый тип личности, который соответствует одной из 3-х категорий: (1) аутист-уединенный; (2) активный, но странный; (3) пассивный и дружелюбный. Эти виды, отражающие основные модели социального "взаимодействия", часто проявляются у них намного раньше, но только в старшем возрасте они значительно яснее различаются по этим направлениям. Относящиеся к первой группе остаются замкнутыми, часто отказываются выходить из комнаты или активно избегают других людей. Вторая группа делает одностороннюю попытку контакта с другими людьми. Они могут физически дотрагиваться до других людей социально совершенно не принятыми формами. Они, в основном, воспринимаются как "трудные", и их активное обращение обычно не понимается. Третья группа пассивно принимает компанию других людей и может восприниматься окружающими их людьми "как явно не аутичными". Однако в случае перемены распорядка их жизни или увеличения уровня социального и академического стресса может появиться возврат к основным симптомам аутизма.
ПОВЕДЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
|
|
Все люди с аутизмом обнаруживают нарушения поведения с первых лет жизни. Эти особенности поведения предположительно отражают ухудшенное, ограниченное воображение, позволяющее демонстрировать только лимитированный репертуар поведения. Раньше (например, в ранних работах Каннера) предполагалось, что дети с аутизмом имели "богатый внутренний мир", способности воображения, иногда превышающие уровень этих же способностей нормальных детей, имеющих высокий уровень развития интеллекта. Только в течение последних двух десятилетий ученые начали считать, что люди с аутизмом в значительной степени ограничены в своем воображении. Это не означает, что у них ограничены навыки воображения. Однако даже те отдельные больные, которые демонстрируют наличие воображения, обычно делают это только в очень ограниченной форме (зеленые монстры, капитан Немо, утенок Дональд, герои наиболее известных трагедий Шекспира и т. д.).
Стереотипы и стереотипные поведения. Многие дети с типичным и сложным аутизмом развивают моторные стереотипы уже в первый год жизни. Моторный стереотип - это повторяющееся движение одной или нескольких частей тела человека. Оно может быть похожим на тик и, конечно, иногда невозможно отличить его от тика.
Тик является (обычно непроизвольным) принудительным, спазматическим, обычно ритмическим сокращением мускула или группы мускулов, которое только частично находятся под волевым контролем.
Наиболее типичные стереотипы, встречающиеся у очень маленьких детей с аутизмом - это махание рукой, вращение рукой или взмахи руками. Не являются редкими случаи, когда дети, получившие поздний диагноз аутизма, получают прозвище "Рука!". Одна из рук может держаться с распростертыми пальцами близко к лицу ребенка, напротив одного из глаз. Рука может двигаться назад и вперед, и дети могут смотреть через пальцы, как будто их внимание привлекает произведенный световой эффект.
Возможно, что наиболее распространенными вариантами моторных стереотипов, встречающихся при аутизме, являются следующие: симметричное взмахивание обеими руками, локтями в максимальном сгибе, легкие удары пальцами (одной или обеих рук), раскачивание телом, потряхивание головой или вращение и хлопки различных типов. Стереотипная негибкость ("замерзание") всего тела или его части и хождение высоко на носках в ускоренном темпе тоже являются очень частыми повторяющимися формами поведения, которые могут появляться при возбуждении или чрезмерной стимуляции. Некоторые стереотипные формы поведения перерастают в действия нанесения себе повреждений, такие как удары по лицу, удары по глазам, повреждения головы, кусание кистей и хлопки по бедрам. При часто встречающейся сниженной болевой чувствительности у многих людей с аутизмом нанесение себе повреждений становится хроническим.
В одной из групп аутистических людей особенно часто появляются стереотипичные движения в первые годы жизни. В другой группе такой тип поведения проявляется редко в возрасте до 4 лет, затем обнаруживается средняя степень тяжести проявлений стереотипичного поведения в течение 1—3 лет, а позже появляется менее выраженное поведение такого типа в более позднем возрасте. Средняя выраженность стереотипного поведения (оттягивание пальцев, легкие постукивания руками и пальцами) могут оставаться, но могут и не наблюдаться у людей с аутизмом, которые осознают, что другие люди рассматривают это поведение выходящим из нормы. Также существует группа людей с аутизмом, у которых отсутствует период ярко выраженного моторного стереотипного поведения, но обычно обнаруживается множество других видов стереотипной деятельности. Особенно у тех людей с аутизмом, у которых имеется высокий уровень развития интеллекта, можно обнаружить смесь моторных стереотипов, которые, хотя не являются целенаправленными, но в какой-то степени являются намеренными, и у них же могут быть обнаружены тики.
|
|
У некоторых аутистов имеются различные голосовые (вербальные) стереотипы, которые иногда очень тяжело отличить от тиков. Они могут снова и снова повторять определенные звуки, слова или без конца стереотипно задавать один и тот же вопрос.
Многие аутисты живут, придерживаясь строгого распорядка и неизменяющихся ритуалов. Они могут 10 раз входить и выходить из ванной комнаты прежде, чем зайти в нее с целью выполнения обычных процедур. Или, например, утром они могут несколько раз кружиться вокруг себя прежде чем согласиться одеться, требовать от мамы перемешать не-
Тик является (обычно непроизвольным) принудительным, спазматическим, обычно ритмическим сокращением мускула или группы мускулов, которое только частично находятся под волевым контролем.
Наиболее типичные стереотипы, встречающиеся у очень маленьких детей с аутизмом - это махание рукой, вращение рукой или взмахи руками. Не являются редкими случаи, когда дети, получившие поздний диагноз аутизма, получают прозвище "Рука!". Одна из рук может держаться с распростертыми пальцами близко к лицу ребенка, напротив одного из глаз. Рука может двигаться назад и вперед, и дети могут смотреть через пальцы, как будто их внимание привлекает произведенный световой эффект.
Возможно, что наиболее распространенными вариантами моторных стереотипов, встречающихся при аутизме, являются следующие: симметричное взмахивание обеими руками, локтями в максимальном сгибе, легкие удары пальцами (одной или обеих рук), раскачивание телом, потряхивание головой или вращение и хлопки различных типов. Стереотипная негибкость ("замерзание") всего тела или его части и хождение высоко на носках в ускоренном темпе тоже являются очень частыми повторяющимися формами поведения, которые могут появляться при возбуждении или чрезмерной стимуляции. Некоторые стереотипные формы поведения перерастают в действия нанесения себе повреждений, такие как удары по лицу, удары по глазам, повреждения головы, кусание кистей и хлопки по бедрам. При часто встречающейся сниженной болевой чувствительности у многих людей с аутизмом нанесение себе повреждений становится хроническим.
|
|
В одной из групп аутистических людей особенно часто появляются стереотипичные движения в первые годы жизни. В другой группе такой тип поведения проявляется редко в возрасте до 4 лет, затем обнаруживается средняя степень тяжести проявлений стереотипичного поведения в течение 1—3 лет, а позже появляется менее выраженное поведение такого типа в более позднем возрасте. Средняя выраженность стереотипного поведения (оттягивание пальцев, легкие постукивания руками и пальцами) могут оставаться, но могут и не наблюдаться у людей с аутизмом, которые осознают, что другие люди рассматривают это поведение выходящим из нормы. Также существует группа людей с аутизмом, у которых отсутствует период ярко выраженного моторного стереотипного поведения, но обычно обнаруживается множество других видов стереотипной деятельности. Особенно у тех людей с аутизмом, у которых имеется высокий уровень развития интеллекта, можно обнаружить смесь моторных стереотипов, которые, хотя не являются целенаправленными, но в какой-то степени являются намеренными, и у них же могут быть обнаружены тики.
У некоторых аутистов имеются различные голосовые (вербальные) стереотипы, которые иногда очень тяжело отличить от тиков. Они могут снова и снова повторять определенные звуки, слова или без конца стереотипно задавать один и тот же вопрос.
Многие аутисты живут, придерживаясь строгого распорядка и неизменяющихся ритуалов. Они могут 10 раз входить и выходить из ванной комнаты прежде, чем зайти в нее с целью выполнения обычных процедур.
Синдром Аспергера.
Этот тип нарушения развития был описан Гансом Аспергером, и синдром сейчас носит его имя.
Специалистами проводятся важные обсуждения места, занимаемого синдромом Аспергера, в отношении к "классическому" аутизму: является ли он достаточно экстремальным вариантом обычного развития с более слабой способностью к коммуникации и воображению?
Является ли этот синдром обычным аутизмом с более высоким 10 и лучше развитыми вербальными способностями? Или же это отдельное нарушение развития?
Для тех, кто хочет взглянуть за рамки поверхностных проявлений, этот синдром, как показывает практика, имеет во всех случаях много характеристик классического аутизма.
Социальные нарушения, встречающиеся при синдроме Аспергера, часто не имеют такой степени тяжести, как встречающиеся при аутизме с низким интеллектуальным развитием. Эгоцентризм с небольшим или полным отсутствием желания или способности взаимодействовать со сверстниками является отличительным признаком нарушения.
Характерными являются социальная наивность, чрезмерная правдивость и смущение после замечаний, сделанных незнакомыми взрослыми или детьми.
Также типичными являются примеры интересов, когда человек интенсивно изучает или чрезмерно увлекается предметами, которые могут казаться странными для возраста или культурного уровня больного. Один ребенок в раннем школьном возрасте имел особый интерес к "Умершим композиторам". Именно это увлечение так заинтересовало психотерапевтов, что они в течение 2-х лет пытались проанализировать содержание и смысл этого, так и не придя к значимому заключению. Действительный интерес этого мальчика сводился к увлечению компакт-дисками. Он любил наблюдать за их вращением в проигрывателе. Как и многие другие, имеющие синдром Аспергера, он мечтал о "полной коллекции" компакт-дисков. Одним из путей достижения этого была концентрация на умерших композиторах: если они умерли, то по крайней мере, он мог быть уверен, что они не напишут еще одного музыкального произведения.
Распорядок и ритуалы могут быть "более высокого уровня" (и могут быть даже более тщательно разработанными), чем те, которые встречаются при аутизме. Один 10-летний мальчик требовал, чтобы родители возили его, брата и сестру на машине каждым субботним утром так, чтобы он мог сидеть на заднем сидении и записывать в своем перечне, по которому определял, проехали ли они около каждого фонтана в нижней части их родного города.
Развитие языка может быть поздним или запоздалым по сравнению с братьями и сестрами, но появившись, речь и разговорный язык развиваются очень быстро, так что в возрасте 5 или 6 лет она выглядит как правильная, педантичная, не по годам развитая и чрезмерно похожая на взрослую. Часто запоминая речевые штампы, ребенок может выглядеть понимающим разговор. Однако у него существуют значительные трудности или полнейшее отсутствие способности быть настоящим собеседником. Специалисты по нарушениям речи обычно называют этот тип проблем термином "семантическое прагматическое нарушение", означающим, что несмотря на
нормальные или хорошо выраженные навыки речи, существует неспособность использования языка для коммуникации в практических условиях реальной жизни. Тональность голоса может быть нарушенной (слишком сильный, сиплый, чрезмерно низкий), темп речи увеличенным или заниженным. Слова часто произносятся излишне ровно и монотонно.
Кроме этих языковых нарушений, при синдроме Аспергера существуют другие трудности коммуникации. Взгляд, в основном, необычен и сам Аспергер подчеркивал его фиксированный характер. Имеется бедность выражения лица, жестов и языка тела. Некоторым могут ошибочно поставить диагноз депрессии на основании лишь единственного признака - офаниченной выразительности лица.
И, наконец, люди с синдромом Аспергера могут быть неуклюжи в движениях.
Координация движений нарушена в большей степени, чем мелкая мо-торика. Возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. Они могут создавать впечатление крайне неуклюжих людей. Это, в основном, можно наблюдать в социальных условиях, в окружении многих других людей. Движения мелкой мускулатуры (моторика пальцев) могут быть значительно лучше, в особенности если человек с синдромом Аспергера манипулирует объектами, его интересующими.
КУДА ЭТО ВЕДЕТ?
Мы обращались к проблемам классического аутизма и синдрома Аспергера. В целях сохранения законченности изложения должно быть также упомянуто, что существуют другие заболевания, известные как заболевания "аутистического спектра". Такого рода заболевания иногда имеют симптомы, похожие на аутистические.
Уровни показателей при аутизме, синдроме Аспергера и других, похожих на аутизм заболеваниях, очень разнообразны, они варьируются от низких до высоких.
В классических случаях аутизма психосоциальные показатели, в основном, очень ограничены, и только 5% больных развивают достаточные навыки самообслуживания и сопереживания с перспективой быть способными вести самостоятельную жизнь. Около 2/3 людей, которым в дошкольном возрасте был поставлен диагноз аутизма, в большой степени в начальный период взрослой жизни зависят от других людей в обеспечении финансирования, жилья.
Почти 1/3 способны выполнять "нормальную" работу и жить самостоятельно, хотя обычно не могут осуществлять и то, и другое. Самых способных - 5% из общего количества больных - во многих случаях нельзя отличить от нормальных людей, но проблемы адаптации могут быть обнаружены при нейропсихологическом тестировании.
Раннее установление уровня I? и уровня владения речью могут очень хорошо прогнозировать результаты. Те, у кого уровень тестирования 10 ниже 50 (менее половины уровня нормального развития), почти все принадлежат к 2/3, имеющих низкие прогностические показатели. Те, у кото-
рых уровень 10 более 70, имеют более 50% шансов относится к категории с лучшими показателями прогноза. Чем раньше развивается язык, тем лучше показатель. Эпилептические припадки (присутствующие в 1/3 случаев аутизма, см. следующую главу) увеличивают риск возможности низких прогностических показателей, но существует много исключений из правил. Наличие дополнительных тяжелых неврологических расстройств (таких как туберозного склероза, см. следующую главу) уменьшает возможность получения хороших результатов приспособления к жизни.
Намного меньше известно о психосоциальных показателях синдрома Аспергера. Однако известно, что в некоторых случаях эти показатели бывают разными, и больной может овладеть хорошими академическими навыками и, хотя намного реже, жить "нормальной семейной жизнью". Также ясно, что многие следуют "маршрутами психиатрического больного" и нуждаются в психотерапии, медикаментозном лечении и длинном периоде реабилитации. Какое количество из них находятся между этими двумя экстремальными положениями, остается неизвестным.
При сходных с аутистическими, и не относящихся к синдрому Аспергера, случаях показатели похожи на обнаруживающиеся при классическом аутизме. По данным некоторых исследований, их уровень может быть немного хуже, следуя из того, что тяжелые неврологические расстройства могут более ассоциироваться с этим "диагнозом" ("похожие на аути-стические"), чем с диагнозом "классического аутизма". Однако в некоторых клиниках похожие на аутистичные заболевания или "РОС" обнаружены у большого количества людей, включая имеющих нормальный и высокий уровень умственного развития, и показатели этой переходной группы могут быть значительно лучшими, чем при других расстройствах аутичного спектра.
Все это подводит нас к проблеме диагностики.
МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА И ЗАБОЛЕВАНИЙ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
КЛАССИЧЕСКИЙ АУТИЗМ ИЛИ СИНДРОМ КАННЕРА
Аутизм (инфантильный аутизм, детский аутизм, аутистическое расстройство) - нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями (см. Гилберг и Конеман, 1992).
Все существующие основные диагностические системы (ДСМ-Ш-Р, ДСМ-1У, и М КБ-10) сходятся в том, что для диагностики аутизма должны присутствовать 3 основные нарушения: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном репертуаре поведения. Эти 3 группы симптомов, когда они проявляются вместе, очень часто называются "триадой" (Уинг, 1989).
Должна быть выявлена триада симптомов, которые не могут рассматриваться только как отставание в основном развитии. Несмотря на это, такое отставание очень распространено.
Мы обратимся к некоторым деталям, относящимся к диагностическим критериям аутизма. Они могут казаться излишними, но в действительности, это - необходимый шаг в попытке - с медицинской точки зрения - определить аутизм.
Будет ли человеку поставлен или нет диагноз аутизма, зависит в значительной степени от того, какие диагностические критерии, приемлемые в настоящее время, использует врач.
В целях определения нейропсихиатрических синдромов выбор часто останавливается на ДСМ (ручная диагностика и статистика), подготовленная и проверенная ААП (Американской Ассоциацией психиатров). В настоящее время большинство врачей основывают свою диагностику на ДСМ-Ш-Р, которая является третьим пересмотренным изданием (Р-обозначает - пересмотрено). Однако, в настоящее время стала доступной ДСМ-1У
Перед вами представлены критерии ДСМ-1У для определения аутизма.
Таблица 2 Аутизм. Диагностические критерии по ДСМ-1У (ДАЛ (1994))
А. Общее количество показателей из разделов (I), (2) и (3) - 6: по крайней мере - 2 показателя из раздела (I) и, по меньшей мере -) показатель из каждого раздела (2) и(3);
(1) Качественное нарушение в социальном взаимодействии, представленное, по крайней мере, двумя показателями из следующих:
(а) заметное нарушение в использовании многообразных невербальных типов поведения, таких как взгляд глаза-в-глаза, выражениях лица, позах и жестах тела в целях регуляции социального взаимодействия;
(б) неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
(в) отсутствие спонтанного (непроизвольного) поиска обмена интересами, радостью или достижениями с другими людьми (отсутствие показа или указывающих жестов на интересующие объекты);
(г) отсутствие социальной или эмоциональной взаимности;
(2) Качественное нарушение коммуникации, представленное, по крайней мере, одним из следующих:
(а) отставание или полное отсутствие развития разговорной речи (не сопровождающееся попыткой компенсации через такие альтернативные модели коммуникации, как жесты или мимика);
(б) у людей с адекватной речью заметное нарушение способности инициировать или поддерживать разговор с другими;
(в) стереотипное и повторяющееся использование языка или идиосинкразическая речь;
(г) отсутствие разнообразной, спонтанной игры или игры по социальной имитации, соответствующей уровню развития;
(3) Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности, представленные, по меньшей мере, одним из следующих:
(а) активная деятельность по одному или нескольким стереотипным и ограниченным типам интересов, которая является нарушенной либо по интенсивности, либо по направлению;
(б) явное негибкое придерживание специфических нефункциональных распорядка и ритуалов;
(в) стереотипные и повторяющиеся механические действия (такие как размахивание или поворачивание пальцами, руками или комплекс движений телом);
(г) постоянные действия с частями предметов.
Б. Отставание или нарушенное функционирование, хотя бы в одной из следующих областей, начавшееся до 3-х лет:
(1) социальные взаимодействия;
(2) речь при использовании в целях социальной коммуникации;
(3) символическая или творческая игра.
В. Отклонение в большей степени не относится к расстройству Ретта или детскому дезинтегративному расстройству.
Затем существуют определения Всемирной Организации Здравоохранения, включенные в МКБ- ] 0 (Международной классификации болезней):
Таблица 3
Детский аутизм. Диагностические критерии по МКБ-10 (МЖО (1993))
Качественные нарушения в социальном взаимодействии, представленные, по меньшей мере, двумя из пяти нижеследующих:
(1) неспособность адекватно использовать взгляд глаза-в-глаза, выражения лица, поз и жестов тела для регулирования социального взаимодействия;
(2) неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;
(3) редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения;
(4) отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми;
(5) отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной или девиантной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом; или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения.
Качественные нарушения в коммуникации, представленные, по крайней мере, одним из следующих:
(1) отставание или полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
(2) отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной игры-имитации;
(3) относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор;
(4) стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений.
Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные типы поведения, интересов или деятельности, представленные, по меньшей мере, одним из следующих четырех:
(1) активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов;
(2) явно выраженное обязательное нридерживание специфическим не функциональным распорядку и ритуалам;
(3) стереотипные и повторяющиеся механические движения;
(4) действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала.
Для постановки диагноза должны присутствовать признаки нарушения развития в течение первых трех лет жизни.
Отражая попытки достижения диагностического консенсуса в этой области, можно заметить, что различия между 2-мя последними диагностическими критериями не велики.
Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся в аутизме, но не считающиеся основными для постановки диагноза. Однако, они заслуживают внимания; это - гиперактивность (особенно в раннем детстве или подростковом возрасте), слуховая гипер- и гипочувствительность и различные реакции на звук (четко проявляются в особенности в течение первых 2-х лет жизни, но обычно присутствуют периодически или постоянно и у взрослых), гиперчувствительность к прикасанию, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, нанесение себе повреждений, заниженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения. Они встречаются, по меньшей мере, у 1/3 людей, имеющих это расстройство.
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Сейчас считается очевидным, что кроме "классических" форм специфического типа аутизма Каннера, существуют также "спектральные расстройства" (такие как синдром Аспергера), которые разделяют многие характеристики с основным синдромом без полного набора критериев. Целую группу аутистических заболеваний и заболеваний, похожих на аутизм (Стефенбург и Гилберг, 1986), иногда относят к "Расстройствам ау-тистического спектра", "аутистическому континууму" или "глубокому нарушению развития" (РОС).
Было время, когда "детские психозы" и "детская шизофрения" понимались как разделы области аутизма и нарушений аутистического спектра. Детская шизофрения сейчас рассматривается как отдельное расстройство, очень редкое и отличающиеся от аутизма.
СИНДРОМ АСПЕРГЕРА
Только совсем недавно синдром, первоначально описанный Гансом Аспергером (1944), привлек широкое внимание в области детской и взрослой психиатрии (Уинг, 1981;Гилберг, 1985;Тантам, 1988; Фрит, 1991). Он встречается, как уже упоминалось, у людей с нормальным или по всем показателям хорошим, а иногда даже высоким интеллектуальным уровнем. Но что-то нарушено у этих детей, и это "что-то" тесно связано с теми же функциями, которые являются нарушенными при классическом аутизме.
Синдром Аспергера диагностируется различными системами немного по-разному. В системах ДСМ-1У и МКБ-10 были опубликованы почти идентичные критерии, кроме того, что в ДСМ-1У требуется наличие "клинически значимого нарушения в социальной или других важных областях функционирования", критерии, не используемые МКБ-10. Обе анкеты диагностирования указывают, что раннее развитие языка является нормальным, и что заинтересованность в окружающем и навыки адаптации не нарушены. Не включены также в диагностические критерии и нарушения коммуникации (вербальной и невербальной).
Синдром Аспергера устанавливается, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации. Однако большинство врачей соглашаются, что для людей с заболеваниями аутистического спектра абсолютно нормальное развитие речи настолько редко, что включение "нормального развития речи" как критерия диагностики не имеет никакого значения.
Гилберг и Гилберг (1989) опубликовали диагностические критерии синдрома Аспергера, которые основывались на клиническом описании пациентов, подготовленном самим Гансом Аспергером. Эти критерии, в начале рассчитанные для исследования, были позднее усовершенствованы Гилбергом (1991). По этой системе критериев, люди, имеющие диагностические критерии синдрома Аспергера, могут иногда квалифицироваться как имеющие диагноз аутистического расстройства и наоборот. Была сделана попытка изучения возможной области пересечения (переходной области) аутизма у людей с высоким интеллектуальным развитием (обычно имеется ввиду "аутизм с 10 выше 70") и синдрома Аспергера.
В клинической практике, однако, кажется приемлемым дополнение специализирующего критерия, чтобы избежать постановки диагноза синдрома Аспергера, когда встречаются все критерии аутичного расстройства (последний диагноз имеет "преимущество"). Это привело к данному набору критериев.
Таблица 4
Диагностические критерии синдрома Аспергера
Диагноз | Литература | Диагностические критерии |
Синдром Аспергера | Гилберг и Гилберг (1989); Гилберг(1991) | Тяжелое нарушение в социальном взаимодействии, проявляющееся, по меньшей мере, в двух из следующих 4-х: - неспособность взаимодействовать со сверстниками нормальным образом; - отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками; - отсутствие понимания намеков; - социально и эмоционально неприемлемое поведение; Все исключающий узкий интерес, проявляемый, по меньшей мере, одним из следующих 3-х: исключение другой деятельности; повторяющееся строгое повторение правил; более развитое механическое запоминание, чем логическое; Следование распорядку и поддержка интересов, проявляющаяся, по меньшей мере, в 1 из следующих двух: - возложение на себя рутин и интересов в различных сферах жизни; - возложение рутин и интересов на других; Языковые и речевые проблемы, проявляющиеся, по меньшей мере, в трех из последующих пяти: задержка развития речи; внешне правильная экспрессивная речь; формальная педантичная речь; плохая просодика, необычные голосовые характеристики; - нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию литературных подразумевающих значений. |
Синдром Аспергера | Сзатмари и др.(1989) | Проблемы невербальной коммуникации, проявляющиеся, по крайней мере, в одном из последующих пяти: ограниченное использование жестов; неуклюжий / неловкий язык движений; ограниченные выражения лица; не подходящие выражения; странный фиксированный взгляд. Моторная неуклюжесть, которая представлена низкими показателями при исследовании психического развития |
Синдром Аспергера | МКБ-10(\УНО (1993)) | Одиночество, проявляемое, по меньшей мере, 2 из последующих 4-х: - нет близких друзей; - избегает других людей; - нет интереса в приобретении друзей; - одиночка. Нарушенное социальное взаимодействие, проявляющееся, по крайней мере, водном из следующих пяти: - обращается к другим только со своими нуждами; - неуклюжее социальное обращение; - одностороннее отношение со сверстниками; - трудности в осознании чувств других. Нарушенная невербальная коммуникация, проявляющаяся, по меньшей мере, в одном из следующих семи: - ограниченное выражение лица; - не способен читать эмоции по выражению лица ребенка; - не способен передавать информацию с помощью глаз; - не смотрит на других; - не использует руки для самовыражения; - жесты большие и неуклюжие; - подходит слишком близко к другим. Плохая речь. проявляющаяся, по меньшей мере, в 2-х из следующих 6: - нарушения в интонации; - говорит слишком много; - говорит слишком мало; - неспособность включится в разговор; - идиосинкразическое употребление слов; - повторяющаяся речь. Не подходит под критерии аутичного развития. Отсутствие любого клинического значительного Отставания в произносимой и воспринимаемой речи или развитии мышления. Установление диагноза требует, чтобы произнесение одиночных слов было развито до 2-х лет или ранее, и чтобы коммуникативные фразы использовались до 3-х лет или ранее. Навыки самообслуживания, адаптация и любознательность в окружающей среде в течение первых 3-х лет жизни должны быть на уровне нормального интеллектуального уровня. Основы моторного развития могут быть каким-то образом нарушены, и моторная неуклюжесть обычное явление (хотя и не обязательный признак). Изолированные отдельные навыки, часто относящиеся к нарушенной деятельности, встречаются часто, но не требуются для постановки диагноза. Качественное нарушение в социальном взаимодействии (тот же критерий, что и при аутизме). Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность (тот же критерий, что и при аутизме). |
Синдром Аспергера | ДСМ-1У (ААП ^(1994)) | А. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся, по меньшей мере, в 2-х из следующих: (1) заметное нарушение в использовании невербального поведения, такого как взгляда глаза-в-глаза, выражений лица, поз тела и жестов, регулирующих социальное взаимодействие; (2) неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития; (3) отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается отсутствием показа, принесения или указывания на объекты интереса другим людям); (4) отсутствие социальной или эмоциональной взаимности. В. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность, проявляющееся, по меньшей мере, в одном из следующих: (1) деятельность по одному или более стереотипному и ограниченному интересу, который является нарушенным или по интенсивности, или по направлению. (2) явная жесткая приверженность к специфическому и функциональному распорядку или ритуалу. (3) стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивания руками-выкручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом). (4) постоянные действия (с частями объектов). С. Нарушение, являющееся причиной клинически значимой дисфункции в социальной деятельности или в других важных видах деятельности. Д. Отсутствие клинически значимого нарушения в социальной, профессиональной или других важных видах деятельности. Е. Отсутствие клинически значимого отставания в развитии мышления или развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптации и в развитии любознательности об окружающем мире в детские годы. Р. Критерии не подходят под специфическое первазивное(дезинтегрированное)расстройство развития или шизофрению. |
Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Не ясно, представляют ли они или нет различные виды аутистического спектра. Выли определены 2 интересные модели для объяснения связи между аутизмом и синдромом Аспергера, основанные на 10 и уровне развития сопереживания (эмпатии).
Было предположено, что "эмпатия" может рассматриваться как функциональная способность, концептуально похожая на 10, и имеющая сильные конституциональные корни. Согласно этой модели, у основной популяции существуют различные уровни развития эмпатии.
Мы рассматриваем возможность постановки диагноза аутистическо-го спектра только в тех случаях, когда уровень "эмпатии" опускается намного ниже значимого уровня. При таких чрезмерно низких уровнях может быть поставлен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера.
Следуя другой модели, единственным признаком, который дифференцирует аутизм от синдрома Аспергера, является уровень I? (или вербальный 10). Низкий 10 (низкий уровень вербальных навыков) ведет к постановке диагноза аутизма, а более высокий уровень 10 (более высокий уровень вербальных навыков) ведет к постановке диагноза синдрома Аспергера у людей, в основном, имеющих одинаковые типы и уровни социальных нарушений.
Эти 2 модели отношений между аутизмом и синдромом Аспергера должны быть взаимоисключающими.
Как уже рассматривалось, диагностика синдрома Аспергера не является очень сложной. Проблема в том, что он часто совершенно не принимается во внимание.