Городской пассажирский общественный транспорт является
важнейшим элементом транспортной системы, который обеспечивает ежедневную
транспортную подвижность двух третей населения России.
Конкурентоспособность ГПТ будет определяться уровнем качества услуг
ГПТ и их ценовой доступностью для основной массы населения.
Реформа ГПТ направлена на создание устойчиво функционирующей,
экономически эффективной и доступной для большинства слоев населения
системы городского и пригородного пассажирского транспорта.
Экономическим содержанием реформы ГПТ является повышение
экономической эффективности операторов, создание равных условий для
операторов различных форм собственности и развитие конкуренции, переход
от покрытия убытков операторов к рыночным отношениям между заказчиком
перевозок и оператором.
Реформа осуществляется на основе следующих принципов:
муниципальной ответственности и полномочий (орган местного
самоуправления несет полную ответственность за организацию транспортного
обслуживания, но при этом является собственником соответствующей
инфраструктуры и маршрутной сети);
постепенного выравнивания уровней транспортной обеспеченности
городов на основе единых социальных стандартов;
предоставления государственной поддержки развития ГПТ городам, где
успешно осуществляются институциональные преобразования, в том числе
приватизация муниципального транспорта;
развития конкурентности при свободе выбора конкурентной модели.
Реформа ГПТ подкрепляется совершенствованием системы социальных
мандатов, отказом от льгот, не подкрепленных финансированием, реализацией
механизмов гарантированного финансирования сохраняемых льгот.
Этапность и механизмы реализации транспортной стратегии
К основным механизмам реализации Транспортной стратегии относятся:
повышение эффективности управления реализацией Транспортной стратегии;
развитие механизмов привлечения инвестиций.
Повышение эффективности управления реализацией Транспортной стратегии включает:
1создание системы мониторинга и управления реализацией государственных, федеральных и ведомственных программ в сфере транспорта и Транспортной стратегии;
2внесение дополнений в систему статистического учета, необходимых для ведения транспортно-экономического баланса;
3развитие организационных механизмов реализации стратегии - подготовка отраслевых и региональных программ, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, региональных постановлений, регламентов.
Основными прямыми механизмами реализации Транспортной стратегии являются государственные, федеральные, ведомственные и региональные программы. Такие программы необходимо разрабатывать в соответствии со стратегическими приоритетами, целями, направлениями транспортной политики и задачами Транспортной стратегии.
Развитие и реформирование морского транспорта
Морской транспорт оказывает существенное влияние на развитие внешней
торговли, а также на экономическое развитие субъектов Российской
Федерации, достижение геополитических, экономических и социальных целей.
Увеличение численности и тоннажа флота судов под флагом России
зависит от создания в Российской Федерации налоговых условий,
обеспечивающих конкурентоспособность судовладельцев, а мировом фрахтовом
рынке. Достижению этой цели может способствовать создание Российского
международного реестра судов.
Реформирование системы управления в морских торговых и
специализированных портах направлено на совершенствование системы
государственного управления и регулирования в целях:
обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту;
обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и портовых
сооружений; привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры портов и развития
государственно-частного партнерства в этой сфере;
обеспечения баланса интересов государства, пользователей услуг
морского порта и организаций их оказывающих;
предотвращения загрязнения морской среды.
Для достижения этих целей необходимо:
совершенствовать деятельность Администраций морских портов с
административно-властными полномочиями и контрольными функциями по
обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, а также
в зоне ответственности Российской Федерации;
создать благоприятные условия для устойчивого функционирования и
развития морских портов, роста их конкурентоспособности на российском и
международном рынках за счет поэтапного увеличения размера платы за их
использование, не превышающей роста уровня тарифов естественных монополий
на морском транспорте.
Развитие внутреннего водного транспорта и реформирование системы