Рассматривая причины столь кардинального усиления внимания государства к созданию государственных корпораций, я могу выделить следующие основные факторы.
Первое. Существенно усилился дисбаланс между обновленным (расширенным) составом приоритетных задач социально-экономического развития (диверсификация экономики, переход к инновационному типу развития) и имеющимися в распоряжении государства инструментами их решения. Торможение и выхолащивание разумных инициатив по совершенствованию инструментов реализации экономической политики в ходе межведомственных согласований, низкая эффективность администрирования применения многих из существующих инструментов привели к сдвигу от совершенствования косвенных инструментов стимулирования экономического роста, развития институциональной среды к расширению и усилению механизмов прямого воздействия государства.
Второе. Недостаточное качество административной системы, ее преимущественная ориентированность на решение текущих задач, проблемы в формировании и осуществлении системы мер по развитию новых секторов экономики обусловили потребность в формировании дополнительных субъектов реализации государственной политики, определенной трансформации отдельных ведомств для решения долгосрочных задач. Выбор организационно-правовой формы «государственная корпорация» определялся в ряде случаев возможностями наделения соответствующих субъектов полномочиями, функциями органов государственного управления вне рамок стандартных процедур реформирования административной системы.
|
|
Третье. Значимым фактором «переключения» внимания государства на создание государственных корпораций представляется ограниченность времени до вероятной смены (репозиционирования) властных элит в сочетании со стремлением в этих условиях дополнительно зафиксировать отдельные приоритеты в государственной политике, сформировать под них необходимые имущественно-финансовые заделы. [10]
Уже в 2006 году стало очевидным, что процесс создания крупных государственных структур в форме ОАО с государственным участием слишком длителен и занимает иногда несколько лет (в значительной степени это определялось объективной необходимостью выполнения норм законодательства о приватизации). В дополнение к этому в начале 2007 года появился опыт разработки и обсуждения в Государственной Думе РФ проекта закона «О банке развития», предусматривающего создание государственной корпорации, и, соответственно, сработал «фактор примера».
По моему мнению, при принятии решений о создании госкорпораций соответствующие риски и проблемы достаточно четко осознавались в политических элитах, однако низкие издержки создания государственных корпораций в известной мере «перевесили» высокие издержки обеспечения их эффективной работы.
|
|
Таблица 5 – Отдельные характеристики государственных корпораций, созданных в 2007 году
Внешэкономбанкбанк | Роснано | Фонд содействия развитию ЖКХ | Олимпстрой | Ростехнологии | Росатом | |
Компенсация «провалов рынка» в финансировании инвестиций, инноваций | + | + | ||||
Повышение эффективности выполнения отдельных государственных функций | + | + | ||||
Реструктуризация государственных производственных активов, формирование интегрированных структур | + | + | ||||
Наличие в составе имущественного взноса РФ крупных производственных активов | + | + | ||||
Наличие в составе имущественного взноса РФ крупных денежных средств на длительную перспективу | + | + | + | |||
Передача определенных полномочий, прав от государственных органов управления | + | + | ||||
Финансирование деятельности корпорации в рамках специальной долгосрочной программы | + | + | ||||
Широкое представительство стейкхолдеров в наблюдательном совете | + | + | + | |||
Высокий административный уровень руководителя корпорации | + | + | + | + | ||
Прозрачность принципов деятельности и принятия решений | + | + | ||||
Возможности использования ранее накопленного опыта (навыков) | + | + | + |
Глава 2. Основные категории (модели) государственных корпораций
1. Финансовые институты развития;
2. Агенты Правительства, операторы по выполнению отдельных функций государственных органов управления;
3. Квази-холдинги (конгломераты);
4. Квази-министерства.
Определяющими для такой классификации госкорпораций являются признаки наличия или отсутствия у корпорации: (1) прав и функций министерств (ведомств); (2) значимых производственных активов.
А. Финансовые институты развития
К данной категории, безусловно, можно отнести Внешэкономбанк, а также с определенными допущениями - ГК «Роснанотех». Для первой корпорации характерна ориентация на компенсацию «провалов рынка» при достаточно четком определении областей и направлений ее деятельности, чтобы она не «вторгались» в сферы, где достаточна предпринимательская инициатива и не нарушала условия для справедливой конкуренции, для второй – на компенсацию как «провалов рынка», так и «провалов государства» (в плане недостаточно эффективной административной системы для стимулирования развития новых секторов экономики).
Обе корпорации в известной мере автономны и могут сосредоточиться на решении долгосрочных стратегических задач, так как, с одной стороны, получили значительные стартовые денежные ресурсы, позволяющие им осуществлять свою деятельность вне зависимости от средств федерального бюджета, по крайне мере, в ближайшие 5-7 лет, а с другой стороны, приобрели довольно высокий статус в системе государственного управления. Для обеих корпораций характерен бессрочный характер деятельности, а также широкий выбор направлений и инструментов достижений поставленных задач.[6]