Масла и смазки. 3. Технология очистки базовых масел

 

Для смазки автомобильных двигателей согласно ГОСТ 17479-72 (введён с 1 января 1974г.) применяют следующие масла: М6Б,М8В,М10Г и т.д. в обозначении масла первая буква указывает на его назначение (М - моторное); цифры – кинематическую вязкость масла в сантистоксах (сСт) при 100°С; вторая буква – группу масла. Моторные масла по эксплуатационным свойствам делят на шесть групп: А,Б,В,Г,Д и Е. группы масел отличаются количеством и эффективностью введённых присадок. Меньше всего присадок в маслах группы А, а в каждой последующей больше, чем в предыдущей.

Масла группы Д и Е используют для специальных двигателей. Масла групп Б,В и Г вырабатывают двух видов: Б1, В1 и Г1 – для карбюраторных двигателей; Б2, В2 и Г2 – для дизелей. Универсальные масла, предназначенные для применения как в карбюраторных двигателях, так и в дизелях, обозначают буквой без цифрового индекса, например М10Г (ГОСТ17479-72).

Для смазки двигателей необходимо применять масла только тех сортов, которые рекомендует завод. В тёплое время года применяют масла с большей вязкостью, а в холодное время – масла с меньшей вязкостью или всесезонные.      

Существует 3 основных способа: кислотно-лужёная, кислотно-контактная и селективными кислотами.

Кислотно-лужёная и кислотно-контактная очистка.

Главным способом реагентом есть серная кислота, которую добавляют в дистилянтные масла до 6%, а в оставшиеся до 10%. Серная кислота уничтожают смолистно-асфальтные и ненасыщенные сполуки, которые вместе с непрореагонированной кислотой выпадают в осадок, образуя кислый гудрон. При этом главными для масел есть непарафированые углеводы. После выделения кислого гудрону масла промывают водным луженым растворителем, который нейтрализует остатки серной кислоты и кислого гудрону. Очистка заканчивается промыванием масла водой и просушиванием перегретым паром или горячим воздухом. Из этого способа очистки масел образуются стойкие водомасляные эмульсии, поэтому обработку лугами заменяют контактной фильтрацией с использованием отбеливающих глин, которые имеют большую абсорбирующую способность полярно-активных растворителей.

У кислотно-контактной очистки 2 недостатка, это:

- большая стоимость и дефицит серной кислоты,

- образование кислого гудрона, очень токсичного и опасного для окружающей среды.

Очистка масел селективными растворителями. Это современный и эффективный способ очистки масел. Сначала подбирают растворитель (фенол,фурицилол и др.), который при определённых tє и количественному отношении с очищенным маслом выборочно (селективно) растворяет все вредные присадки и плохо, или совсем не растворяет масло. При этом получают 2 шара: масло и шар растворителя с вредными присадками. Шары разделяют, очищенное масло дочищают отбеливающими глинами, а экстрат раствора с вредными присадками поддают регенерации, после чего растворитель используют повторно. Для обеспечения качественной очистки высоковязких остальных масел используют способ парных растворителей. При этом один из них имеет выборочно растворить вредные присадки, а другой- очищенное масло. В этом разе для растворения присадок используют креозол с 30..50% фенола, а для растворения очищенного масла (рафината)- пропан. С целью поддержки пропана в жидком состоянии очистку проводят под давлением 2МПа.

Очистка масел гидрогенизацией.

Этот способ наисовременнейший. Процесс подобен гидроочистке топлива. Проводят его под давлением до 2 МПа в присутствии водорода при tє 380…400єC.

Для улучшения низкотемпературных особенностей зимних и северных масел их поддают деасфальтации и депарафинизации.

Качество масел регламентируется условиями, в которых они работают, и оцениваются проявлением специфических особенностей: вязко-температурных, смазывающих, защищающих и коррозийных, а также наличием присадок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: