Основные понятия курса «Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью»

ПЕДАГОГИКА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Контрольная работа

по курсу «Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью»

 

Выполнил:

Студентка442гр.ОЗО Рыболовлева Н.В.

                      Проверил:      

Преподаватель кафедры возрастной педагогики и психологии

Масленникова Татьяна Васильевна

 

Нижний Тагил

2010

Содержание

1. Основные понятия курса «Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью»........................................................................................2

2. Нормативно – правовая база образования лиц с интеллектуальной недостаточностью и ЗПР...............................................................................6

3. Рецензия на программу обучения детей с интеллектуальной недостаточностью..........................................................................................11

4. Основные направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.......................................19

5. Список литературы........................................................................................27

 

Основные понятия курса «Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью»

Правильное определение понятия «интеллектуальная недостаточность» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия «интеллектуальная недостаточность» - значит, объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки (Сухарева Е.Г., 1986).

Причиной интеллектуальной недостаточности является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб и т. д.).  Интеллектуально недостаточным называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Анализ определения показывает, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех указанных в нем признаков (Рубинштейн С.Я., 1999).

 Для правильного суждения о наличии всех обязательных признаков, характеризующих интеллектуальную недостаточность, необходимо заключение, по крайней мере, двух специалистов: врача-психоневролога, патопсихолога или педагога-дефектолога. Первый дает заключение о состоянии центральной нервной системы ребенка, второй - заключение об особенностях познавательной деятельности. Так в настоящее время практически совместно решается вопрос об интеллектуальной недостаточности ребенка и о целесообразности его обучения во вспомогательной школе (Рубинштейн С.Я., 1999). Следует обратить внимание на то, что понятие «интеллектуально недостаточный ребенок» не равнозначно понятию «олигофрен». Поня-тие «интеллектуально недостаточный» является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития (Певзнер М.С., 1972).

Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

Олигофрения, означает «малоумие», и не является названием какой-либо определенной болезни. Олигофрения - это клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, т. е. примерно до года-двух лет жизни. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреждения зародыша, природовые травмы и асфиксии, а также другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка примерно до двухлетнего возраста (Рубинштейн С.Я., 1999).

Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Коррекция в специальной педагогике - исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью социальной системы педагогических приемов и мероприятий.

Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

 Компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных функций психических путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи.

Адаптация (от лат. adaptore - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект - общий для человека и животных - включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды; температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций. Психологический аспект  (частично перекрывается понятием Адаптации социальной) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными по-требностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии, с целью формирования социальноустойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальной среде; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..

Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.

Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

Социализация [от лат. socialis — общественный] — а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Одним из базовых показателей успешной социализации является уровень социальной адаптации личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: