Цель 4.3. Развитие местного сообщества и общественных инициатив

История развития промышленных предприятий показывает, что решение задачи восстановления полноценной экономической, социальной, культурной, в исторически короткий период – 3-7 лет – невозможно без формирования у населения хозяйского отношения к своему населенному пункту, чувства ответственности за его судьбу и участия во всех сферах его жизни.

Информированное инициативное консолидированное самостоятельное и ответственное местное сообщество – необходимое условие позитивного развития города и муниципалитета в целом. Принимая стратегически важные для муниципалитета управленческие решения, власть должна опираться на мнение граждан. Формирование общности, местной идентичности, чувства принадлежности одному сообществу не происходит естественным образом, это всегда результат планомерных социотехнологических действий, направленных на укрепление доверия между гражданами, между различными социальными группами и малыми сообществами, между жителями и органами власти, между жителями и бизнес сообществом.

Подобного рода работы, как правило, предполагают, с одной стороны, выстраивание механизмов общественной коммуникации и партнерства, а с другой стороны – наработку жителями, неформальными группами и организациями практического опыта совместной реализации малых дел и конкретных проектов.

Программы активизации и развития местного сообщества чаще всего представляют собой пакет взаимосвязанных и скоординированных с другими программами развития муниципалитета проектов, направленных на разные группы жителей (целевые группы) и имеющих различную предметную направленность. Такие программы относятся к разряду среднесрочных и разрабатываются сроком на 3-5 лет и уже на этапе разработки могут стать предметом конструктивного диалога между общественностью и органами местного самоуправления.

Одним из наиболее эффективных инструментов развития гражданских инициатив является внедрение проектного подхода в социальной сфере. Он позволяет повысить вовлеченность граждан в решение социальных проблем сообщества, нацелить их на поиск конструктивных решений и повышение эффективности использования бюджетных средств. Внедрение проектного подхода на муниципальном уровне возможно через организацию различных конкурсов, грантов, проведение Ярмарок социальных проектов, Форумов грантополучателей, создание Фонда местного сообщества.

Реализация проектов представляет собой пакет массовых общественных мероприятий (конкурсы, праздники, субботники, семинары, соревнования и т.п.), направленных на определенную целевую группу и проводимых с участием ее представителей, сопровождающихся специально организованными информационными кампаниями (специальные рубрики, передачи, репортажи, в СМИ, объявления, листовки, специальные уроки в школах, и др.) и завершающихся заметными физическими изменениями муниципальной среды (отремонтированные подъезды, детские площадки, вычищенные водоемы, разбитые цветники, ликвидированные свалки и др.)

Подобные проекты должны иметь яркое, звучное название – девиз, ориентирующий потенциальных участников на действие.

На настоящем этапе развития местного сообщества можно утверждать, что жители обладают определенным опытом самоорганизации и совместных действий. Вместе с тем, сегодня от большинства жителей не приходится ожидать активной позиции и организованных действий, направленных на развитие. Поэтому сейчас акцент должен ставиться на включение жителей в информационный обмен между разными группами интересов, активизацию контактов с органами местного самоуправления.

Ключевым элементом формирования доверия между жителями и органами местного самоуправления является наличие постоянно действующих коммуникативных каналов и площадок, на которых обсуждаются проблемные вопросы развития города. Наиболее традиционными и технологичными (наряду с печатными и электронными СМИ) механизмами являются опросы населения, создание системы мониторинга и различных форм общественного контроля, выездные, открытые заседания представительных органов и администрации, а также общественные слушания и тематические консультативные советы.

Максимальное использование потенциала местных сообществ, власти и бизнеса для дальнейшего развития гражданского сообщества на территории Свирска с целью устойчивого социально-экономического развития города возможно при условии, что постоянно будет осуществляться:

- развитие системы социального партнерства с бизнесом, властью и внутри сектора общественных и некоммерческих организаций (НКО);

- формирование и развитие системы кадрового потенциала общественного сектора;

- институциональное развитие общественного сектора, в частности посредством создания новых НКО (Фонд местного сообщества и др.), государственной регистрации уже действующих;

- развитие системы социальных услуг с максимальным привлечением общественного сектора для ее эффективной работы;

- развитие и поддержка общественных инициатив, направленных на снижение социальных рисков и на устойчивое социально–экономическое развитие города, причем на основе конкурсного и проектного подходов;

- формирование и внедрение механизмов гражданского участия в муниципальном управлении;

- доработка муниципальной целевой программы «Молодежь города Свирска» с учетом интересов молодых инвалидов и общественных организаций, представляющих интересы молодых инвалидов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: