Толкование правовых норм

Введение

 

Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. Практически, права и свободы человека были ущемлены и выродились в обязанности.

Весь мир приветствует перемены, происходящие в последнее время в России. Оно свидетельствует о возрастающей открытости общества, о расширении прав и свобод людей. Создается новое демократическое общество. Этот путь непрост, и длительный.

В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Гражданское общество - это спутник правового государства, т.е. правовое государство, появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Тема гражданского общества и правового государства долгое время существовала лишь на страницах зарубежных изданий, так как в советский период считалось хорошим тоном выискивать недостатки в организации общественного и государственного устройства стран Запада и преподносить их в средствах массовой информации.

Для многих людей в нашей стране понятие демократическое правовое государство в применении его к России несет в себе негативный смысл. Это связано с тем, что с первых дней "Перестройки" и перехода к рыночной экономике люди, должны были ориентироваться на развитие собственной инициативы, активизацию трудовой активности, умение вписываться в новые условия жизни. Однако не все граждане смогли найти свое место в экономических структурах. В обществе появились значительные слои неимущего населения, живущего ниже черты бедности.

право правоотношение правовая норма

Любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель жизнеустройства. В нынешних условиях отсутствует представление о контурах гражданского общества и правового государства, которое мы хотим построить. Поэтому раскрытие понятий и признаков гражданского общества и правового государства, которое мы хотим построить, автору реферата в настоящее время представляется весьма актуальным.



Право в системе общественных отношений

 

Понятие и сущность права

 

Право - один из видов регуляторов общественных отношений; общепризнанного определения права не существует. В "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона" указывалось: "Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе".

Различные ученые выделяют различные признаки права, однако практически все теории признают следующие признаки:

· Нормативность.

· Общеобязательность.

· Обеспеченность государством.

· Носит объективный характер.

· Формальная определенность - нормы права выражены в официальной форме.

· Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем.

· Справедливость содержания юридических норм.

· Системность. Право - это внутренне согласованный, упорядоченный организм.

· Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность.



Правовые отношения

 

Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.

Правоотношение характеризуется следующими признаками:

· Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);

· Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);

· Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;

· Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:

1) субъектов правоотношения;

2) объекта правоотношения;

3) юридического содержания правоотношения.

Субъекты правовых отношений - это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения, то есть это лица наделённые правами и обязанностями, это непосредственные участники правоотношения. Субъектами правоотношений могут быть:

· граждане;

· иностранцы;

· лица без гражданства;

· юридические лица;

· государственные и муниципальные образования.

Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.

Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.

Вопрос об объекте правоотношения в правовой науке является спорным. В целом, под ними понимают материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение.

Правовая культура

 

Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности. В рамках одного государства может существовать одновременно несколько правовых культур. Особенно это характерно для многонациональных и мультирелигиозных обществ. Так, в России существует русская, элементы мусульманской, обособленная правовая культур у цыган и некоторых других этнических общностей. При этом можно говорить о правовой культуре как общности (общества) в целом, так и правовой культуре отдельной личности (индивидуума). В правовой теории существует оценочный подход к зрелости правовой культуре: говорят о "высокой" и "низкой", о необходимости повышения правовой культуры общества и личности, В то же время применительно к общностям (обществам) высказывается мнение о несопоставимости разных видов правовой культуры, самоценности каждой из них.

Правовая культура человека проявляется в умении и навыках пользоваться правом, ориентации собственной деятельности на право, а также в оценке собственных знаний права.

Система права

 

Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Предмет правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения. Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.



Норма права

 

Норма права регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.

Признаки правовой нормы:

· Норма права - правило общего характера, имеет неперсонифицированный характер, обращено ко всему населению или к группе лиц, объединенных одним признаком (например, пенсионерам).

· Норма права всегда обращена в будущее и рассчитана на многократное применение.

· Норма права имеет определенную внутреннюю структуру.

Структура правовой нормы:

· Гипотеза (если…) - элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты).

· Диспозиция (то…) - элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).

· Санкция (иначе…) - элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности).

Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений - отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются в правовые институты.



Источник права

 

Как правило, под термином " источник права " понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех норм права, система права). В этом смысле источниками права являются:

· Правовой обычай - обычай, включённый государством в систему правовых норм и признаваемый источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычное право. В России обычаи в качестве источников права официально признаются в первую очередь в сфере гражданского права, где действуют так называемые обычаи делового оборота.

· Нормативный договор представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

· Судебный прецедент - решение определённого суда по конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы. В качестве источника права прецедент доминирует в системах общего права.

· Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику, может становиться источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права в системе римского права.

· Нормативно-правовой акт -документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. В России и ряде других стран существенно деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые исполнительной.

Реализация права

 

Реализация права - способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни. В теории права нет общей точки зрения на вопрос о право реализации.

Существует несколько классификаций форм реализации права. Наиболее распространенной является разделение реализации по способам совершения правообразующих действий и того, какие предписания реализуются (субъективное право, юридическая обязанность или правовой запрет). Соответственно выделяют: использование (осуществление), исполнение и соблюдение. В качестве особой формы реализации права выделяют применение права.

Толкование правовых норм

 

Толкование (интерпретация) права - это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм - два важнейших результата процесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы "для себя", без сообщения этого результата другим субъектам.

Способы толкования - специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений. В зависимости от задач интерпретатора способы толкования права делятся на:

· языковой (лингвистический, филологический, грамматический). Содержание правовой нормы выражается в тексте НПА. Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

· функциональный.

· исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

· систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

Толкование права дифференцируется и по его субъектам. Так, различается обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей), специально-юридическое (осуществляется юристами - судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр. - в их профессиональной деятельности), доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).

Юридическая наука и правоприменительная практика выработали набор правил толкования правовых норм, важнейшими из которых являются следующие:

· "золотое правило" (терминам и иным словам текста законодательного акта придаётся значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для придания им отличного значения);

· научным, техническим и иным специальным терминам, употреблённым в тексте законодательного акта, придаётся то значение, которое они имеют в соответствующей области знания, если в законе не установлено иное содержание конкретного термина;

· при наличии аутентичного (то есть данного законодателем) или легального (то есть данного официальным уполномоченным органом) разъяснения термина, используемого в тексте закона, интерпретатор должен следовать этому разъяснению;

· при неясности, неоднозначности текста нормы при толковании должно отдаваться предпочтение наиболее справедливому, с точки зрения конкретной правовой системы и социальных отношений, возможному содержанию;

· при толковании необходимо учитывать аналогичные конституционные принципы, международные договоры, практику высших судебных органов государства, а также общепризнанные доктринальные воззрения специалистов в данной отрасли права;

· в отдельных случаях при толковании должно быть установлено, какими целями руководствовался законодатель, создавая толкуемую норму права.

Правонарушение

 

Правонарушение - деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом.

Структура:

· Субъект - лицо, совершившее нарушение нормы права.

· Субъективная сторона правонарушения - психическое состояние отношения лица, совершившего правонарушение.

· Объект - то, на что направлено правонарушение.

· Объективная сторона правонарушения - само деяние, обстоятельство.

Признаки:

· Правонарушением может быть как действие, так и бездействие.

· Противоправность: всегда представляет собой нарушение норм, содержащихся в правовых актах. Впрочем, законом предусмотрен ряд обстоятельств, исключающих противоправность деяния и освобождающих лицо от юридической ответственности.

· Общественная опасность - принесение вреда или создание угрозы вреда. При ее отсутствии правонарушение не считается таковым.

· Виновность - волевой выбор лицом варианта неправомерного поведения.

· Деликтоспособность лица, совершившего противоправное деяние.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления. В свою очередь они могут быть дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: