Автосцепка СА-3, показанная на рисунке 2, является тягово-ударной нежесткого типа.
Рисунок 2 - Автосцепка СА-3
Корпус автосцепки состоит из хвостовика 8, в котором имеется отверстие 9 для размещения клина, соединяющего автосцепку с тяговым хомутом. Внутренняя часть автосцепки имеет большой 1 и малый 4 зубья. В пространство между малым и большим зубьями, в так называемый зев автосцепки, выступают замок 3 и замкодержаталь 2, взаимодействующие в сцепленном состоянии со смежной автосцепкой.
Большой зуб имеет три усиливающих ребра: верхнее, среднее и нижнее, плавно переходящие в хвостовик и соединенные между собой перемычкой. Голова автосцепки заканчивается сзади упором 7, предназначенным для передачи при неблагоприятном сочетании допусков жесткого удара на хребтовую балку через концевую балку рамы вагона и ударную розетку.
Внутри корпуса имеется:
- Со стороны малого зуба прилив 16 с отверстиями 15 для валика подъемника и запорного болта;
- В ударной стенке зева имеются два окна: большое для выхода в зев замка и малое для выхода лапы замкодержателя;
- Серповидный прилив вверху на внутренней стенке малого зуба, ограничивающий перемещение замка внутрь кармана;
- Нижняя часть прилива переходит в полочку12, на которую опирается верхнее плечо предохранителя;
- Со стороны малого зуба имеется отверстие с приливом снаружи для размещения толстой цилиндрической части стержня валика подъемника;
- Со стороны большого зуба - отверстие для тонкой цилиндрической части стержня;
- Приливы, служащие опорами для подъемника;
- Шип 13 для навешивания замкодержателя;
На дне кармана корпуса имеются:
- отверстие 14 для сигнального отростка;
- отверстие 17 для направляющего зуба замка;
- отверстие 18 для выпадания мусора, случайно попавшего в карман;
- отверстие для соединения ошибочно расцепленных автосцепок.
По всей высоте малого зуба проходит вертикальное отверстие, которое выполнено для уменьшения массы корпуса и улучшения технологии литья.
Корпус служит для размещения деталей механизма автосцепки и для сцепления единицы подвижного состава, а также для передачи тяговых и ударных нагрузок. В корпусе как показано на рисунке 3 размещены:
Рисунок 3 – Детали автосцепки
- Замок, показанный на рисунке 3, своей замыкающей частью 1, западающий при сцеплении за замок соседней автосцепки и тем самым запирающий сомкнутые автосцепки. Утолщение замыкающей части к наружной кромке препятствует выжиманию замка из зева внутрь кармана корпуса. На цилиндрический шип 2 навешивается предохранитель. Через овальное отверстие 3 проходит валик подъемника. Имеет направляющий зуб 6, препятствующий перемещению опоры замка по дну кармана, сигнальный отросток 4 (окрашен красной краской), по которому судят о положении замка при наружном осмотре сбоку вагона
- Замкодержатель, показанный на рисунке 3,который вместе с подъемником удерживает замок в расцепленном положении до разведения автосцепок, кроме того, в сцепленном состоянии противовес 7 замкодержателя служит упором для верхнего плеча предохранителя от саморасцепа, препятствующего перемещению замка внутрь головы автосцепки во время движения. Лапа 9 замкодержателя взаимодействует со смежной автосцепкой. Имеет овальное отверстие 10 для навешивания на шип корпуса.
- Предохранитель (имеет верхнее и нижнее плечо), показанный на рисунке 3, который надевается на шип замка и, взаимодействуя с замкодержателем, предохраняет сцепленные автосцепки от самопроизвольного расцепления. Имеет овальное отверстие 16 для навешивания на шип замка.
-Подъемник замка (имеет широкий и узкий палец), показанный на рисунке 3,служащий для удержания вместе с замкодержателем замка в расцепленном положении до разведения вагонов, для подъема предохранителя и перемещения замка из зева внутрь кармана корпуса. Широкий палец 13 поднимает предохранитель и уводит замок, а узкий палец 12 подъемника скользит по расцепному углу замкодержателя, приподнимает его и по проходу угла замкодержатель опускается вниз, при этом узкий палец упирается в расцепной угол 8, а широкий удерживает замок в утопленном положении. Подъемник замка имеет отверстие11, предназначенное для квадратной части стержня валика подъемника.
-Валик подъемника, показанный на рисунке 3, предназначен для поворота подъемника замка при расцеплении автосцепок и ограничения выхода замка из кармана корпуса в зев собранной автосцепки. Валик подъемника закреплен болтом и тем самым удерживает в собранном состоянии все детали механизма автосцепки. Имеет: балансир 20, соединяемый с цепью расцепного привода, облегчает возвращение валика в исходное положение после разведения автосцепок; стержень валика 19, состоящего из толстой и тонкой цилиндрических и квадратной частей.
Размещение автосцепного устройства на раме вагона производится в соответствии с ГОСТ 3475-81. Из всех регламентированных установочных размеров частые осложнения в производственных условиях вызывает обеспечение требуемой высоты h продольной оси автосцепки от уровня головок рельсов. У новых порожних вагонов она должна быть не менее 1040 мм и не более 1080 мм, а у груженых с изношенными частями - не менее 950 мм. Однако вследствие неблагоприятного сочетания допусков в размерной цепи деталей, определяемой эту высоту, размер h иногда выходит за установленные пределы (чаще в сторону увеличения).