Общественными организациями

 

Разнообразная юридическая помощь гражданам оказывается общественными организациями, деятельность которых основывается на положениях Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». При этом для прокурора, осуществляющего надзор, наиболее важное и существенное значение имеет юридическая помощь гражданам, которая исходит от адвокатов, нотариусов и патентных поверенных, поскольку обязанность оказывать профессиональную юридическую помощь законодательно закреплена именно за этими субъектами правоотношений.

Адвокатская деятельность является основным средством обеспечения гарантируемого ч. 1 ст. 48 Конституции РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Данный вид деятельности регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Оказывая юридическую помощь, адвокат: дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; представляет интересы доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве; участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве; участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях; участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях; оказывает иную юридическую помощь (ст. 2 Закона об адвокатуре).

Нотариусы призваны обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Патентные поверенные осуществляют деятельность, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, распоряжением такими правами.

Большую роль в обеспечении населения квалифицированной юридической помощью играют правозащитные организации, общественные приемные политических партий.

Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» юридическая помощь оказывается в виде консультаций по правовым вопросам, а также путем составления документов правового характера по всем отраслям законодательства. За консультациями, как правило, обращаются студенты, пенсионеры, безработные, военнослужащие, работники бюджетной сферы.

Московская Хельсинкская группа – старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций. Ее уставная цель – содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Красноярский краевой общественный комитет по защите прав человека оказывает бесплатную правовую помощь осужденным при их обращениях с жалобами и по многим делам добился изменения судебных приговоров. Комитет в соответствии с его уставом является региональной организацией, поэтому занимается делами, которые были рассмотрены судами Красноярского края. Если юристы Комитета находят нарушение, то используются все возможности, вплоть до обращения в Верховный Суд РФ, а в некоторых случаях в Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека.

Московская общественная правозащитная организация общественное движение «За социальную справедливость» ставит своей уставной целью защиту жителей столицы от недобросовестных работодателей и чиновничьего произвола.

Общественный комитет помощи беженцам «Гражданское содействие» – общественная организация, основной задачей которой является оказание разносторонней помощи вынужденным мигрантам.

Союз комитетов солдатских матерей России объединяет более 200 организаций солдатских матерей, занимается помощью матерям и семьям военнослужащих срочной службы, пострадавших в результате несения военной службы.

Союз потребителей Российской Федерации объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений по защите прав потребителей России. Основная деятельность – защита потребителей – консультации, составление претензий и исков, ведение дел в судах, независимая потребительская экспертиза безопасности и качества товаров и услуг, проверки соблюдения правил торговли и бытового обслуживания, потребительское просвещение и образование – ведется Союзом и входящими в него общественными объединениями на основе потребительского законодательства.

Значительную юридическую помощь гражданам в соответствии с основными целями своей деятельности оказывают такие организации, как Межрегиональная правозащитная группа
«За права человека», Российский союз ветеранов Афганистана, Международное общество «Мемориал», Общероссийское общественное политическое движение «За гражданское достоинство», Всероссийский фонд cоциально-правовой защиты и реабилитации инвалидов, Фонд защиты гласности, Фонд «Информатика для демократии» (ИНДЕМ) и др.

1.6. Оказание юридической помощи
в правовых клиниках вузов страны

 

Для рядовых граждан важным социальным явлением стало создание правовых клиник, которые нацелены на оказание квалифицированной юридической помощи, прежде всего, малоимущим. Прокурору необходимо учитывать, что в данном случае речь идет не о надзоре, а о взаимодействии прокуроров с юридическими вузами, их правовыми клиниками, в которых осуществляется теоретическая и практическая подготовка будущих юристов. Прокуратура как координирующий правоохранительный орган заинтересована в высокопрофессиональной подготовке юридических кадров, приобретении ими правовой культуры в процессе применения полученных знаний на практике. В связи с этим решением коллегий Генеральной прокуратуры РФ и Минобрнауки России от 27.03.2008 предусмотрено развитие взаимодействия и сотрудничества с Санкт-Петербургским государственным университетом по вопросам организации и проведения юридических консультаций для малоимущих граждан.

Возникновение правовых клиник в высших юридических образовательных учреждениях в странах Европы и США исследователи относят к первой половине XX в.[10] В России прообразом правовой клиники рассматривают опыт работы профессора
Д.И. Мейлера в Казанском университете с 1840 г.

В настоящее время под эгидой Ассоциации юристов России в ряде крупнейших университетов страны реализуется полномасштабный проект по предоставлению бесплатной юридической помощи населению. В рамках данного проекта студентами и преподавателями юридических факультетов ведется прием граждан, в ходе которого гражданам предоставляется бесплатная правовая помощь, что позволяет осуществлять эффективную защиту прав и свобод населения и одновременно повышать уровень практической подготовки студентов.

В современной России возникновение правовых клиник в вузах продиктовано Посланием Президента РФ Федеральному Собранию на 1999 год «Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)». Приказом Министерства образования РФ от 30.09.1999
№ 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» решено поддержать создание правовых консультаций («правовых клиник») для населения на правах структурных подразделений вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, и утвержден перечень вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, на базе которых предусмотрено открытие правовых клиник для населения (первая очередь).

В настоящее время в стране создано и действует почти полторы сотни правовых клиник[11].

Получение гражданами юридической помощи в правовых клиниках при вузах можно отнести к квалифицированной юридической помощи. При этом профессионализм правовых студенческих клиник при вузах достигается принятой системой профессорско-преподавательского контроля юридических консультаций, оказываемых социально незащищенным гражданам, наличием системного программного обучения по специализированному курсу «Правовая клиника».

Наиболее эффективно проводится работа по оказанию бесплатной правовой юридической помощи в Санкт-Петербурге. Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета с 1998 г. организовал работу правовой клиники по оказанию правовой помощи малоимущим гражданам. Эта организационная структура основана на взаимодействии преподавателей и студентов.

Студенты допускаются к работе после специального курса обучения комплексу практических навыков и умений, являющихся базовыми для всех видов специализации юристов. Обучение студентов ведется на основе собственного учебника «Навыки юриста».

В работе участвуют более 30 преподавателей юридического факультета университета. С 2006 г. оказание бесплатных юридических услуг населению в правовой клинике является обязательной программой учебного процесса для студентов дневного отделения.

В МГУ им. М.В. Ломоносова для оказания правовой помощи также было создано «Юридическое товарищество «Совет», цель которого – предоставление бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Прием граждан осуществляют студенты третьего, четвертого и пятого курсов. В качестве стажеров на приеме присутствуют второкурсники. Следует подчеркнуть, что качество оказываемой студентами юридической помощи является достаточно высоким, поскольку ее оказание контролируется и курируется высококвалифицированными профессионалами – преподавателями университета. Консультации оказываются по различным отраслям права, при этом более половины из них составляют гражданские дела. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности за правовой помощью в правовые клиники обращаются в большинстве своем граждане по вопросам защиты своих трудовых прав. В ходе разрешения обращений консультантами составляются процессуальные и иные документы.

В оказании правовой помощи малоимущим гражданам активно участвуют студенты юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). Они принимают участие в работе Центра оказания правовой помощи населению при общественной приемной полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе (далее – Центр). Работа студентов в Центре осуществляется в соответствии с Положением о практической работе студентов в юридической клинике, утвержденным Ученым советом юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Зачисление студентов в юридическую клинику осуществляется приказом декана. При этом обучение и практическая работа студентов в юридической клинике проводятся без отрыва от процесса обучения на юридическом факультете в свободное от основных занятий время.

При реализации программы оказания бесплатной юридической помощи социально незащищенным гражданам между правовыми клиниками университетов, участвующих в эксперименте, осуществляется постоянное взаимодействие. На базе юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета действуют краткосрочные курсы по подготовке специалистов, разработано и внедрено большое число методических документов.

Объем оказываемых бесплатных услуг свидетельствует о востребованности такой правозащитной деятельности. Так, правовая клиника юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета ежегодно проводит более 700 консультаций, юридическая клиника юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского – более 500, студенческая консультация юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова – более 400. В условиях финансового кризиса количество проведенных консультаций резко возросло. Следует отметить, что указанная работа проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 № 534.

Оказание студентами и преподавателями бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам имеет положительный социальный эффект, так как способствует повышению правовой культуры населения. Создание правовых клиник на базе юридических вузов – один из эффективных способов защиты прав и свобод граждан и, прежде всего, их социальных прав.

 

2. Государственный контроль и прокурорский надзор
в сфере соблюдения прав граждан на получение
квалифицированной юридической помощи

2.1. Государственный контроль в сфере соблюдения
конституционных прав граждан на получение
квалифицированной юридической помощи

 

Реализации прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи способствует деятельность большинства государственных органов и органов местного самоуправления, в структурные подразделения которых граждане могут обращаться с заявлениями и обращениями. Проводя текущий контроль за деятельностью таких служб, органы государственной власти и органы местного самоуправления тем самым осуществляют государственный и муниципальный контроль за соблюдением конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Специальные контрольно-надзорные функции в сфере оказания гражданам квалифицированной юридической помощи выполняет Министерство юстиции Российской Федерации. В соответствии с положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, Минюст России наделен следующими полномочиями, осуществление которых имеет непосредственное значение для получения гражданами квалифицированной юридической помощи:

контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам;

контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

составление протоколов об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

организация приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений и др.

К ведению Минюста России относятся федеральные государственные учреждения – государственные юридические бюро, которые были созданы на основании постановления Правительства РФ от 22.08.2005 № 534.

Минюст России координирует и контролирует деятельность государственных юридических бюро.

Территориальные органы Минюста России в субъектах Российской Федерации: рассматривают жалобы на действия (бездействие) работников госюрбюро; заслушивают отчеты их начальников о состоянии работы по оказанию бесплатной юридической помощи; анализируют деятельность госюрбюро и ежеквартально представляют в Минюст России доклад о результатах работы этих бюро.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор),положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 300, осуществляет контроль и надзор:за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования; за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации; осуществляет лицензирование, в том числе контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности, и государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам; надзирает за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области образования.

Надзорная деятельность Рособрнадзора имеет непосредственное отношение к обеспечению качества получаемого студентами юридического образования, в том числе в рамках их участия в работе правовых клиник.

С целью реализации предоставленных полномочий Рособрнадзор в соответствии с п. 6.4 указанного Положения имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее – Роспатент) в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 316-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 299, которым было утверждено положение об этой службе, осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных Российской Федерации, а также выдачу им регистрационных свидетельств.

В целях осуществления контроля за деятельностью патентных поверенных Роспатент создает апелляционную комиссию, которая рассматривает: жалобы лиц на действия представляющих их права и законные интересы патентных поверенных, совершенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В случае нарушения патентным поверенным законодательства Российской Федерации, в результате чего права и (или) законные интересы представляемых им лиц нарушаются, с учетом наступивших последствий апелляционной комиссией может быть принято одно из следующих решений:

 

1) вынесение патентному поверенному предупреждения;

2) обращение в Роспатент с рекомендацией о направлении в суд иска о применении к патентному поверенному мер взыскания (приостановление деятельности патентного поверенного или исключение его из Реестра).

Таким образом, в законодательстве имеется достаточно правовых оснований для того, чтобы прокурор при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи мог опираться на установленные требования к деятельности контрольно-надзорных органов, выявлять и устранять нарушения в этой сфере.

 

 

2.2. Предмет, объекты, цели и задачи
прокурорского надзора в сфере соблюдения
конституционных прав граждан на получение
квалифицированной юридической помощи

 

Прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов, регулирующих оказание квалифицированной юридической помощи, в деятельности следующих органов:

исполнительных органов государственной власти, оказывающих квалифицированную юридическую помощь в рамках своей профессиональной компетенции;

органов государственной власти, обеспечивающих конституционную гарантию по оказанию квалифицированной юридической помощи;

адвокатских палат в части организации обеспечения гарантий прав граждан на квалифицированную юридическую помощь;

нотариальных палат в части организации оказания нотариальных услуг;

апелляционных комиссий Роспатента.

Российское законодательство не регулирует порядок оказания юридической помощи гражданам хозяйствующими субъектами и общественными (правозащитными) организациями, в связи с чем такие проверки находятся вне пределов прокурорского надзора и были бы вмешательством в деятельность названных организаций.

Предметом надзора за соблюдением конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии со ст. 21, 26 Закона о прокуратуре РФ и с учетом специфики рассматриваемых отношений являются:

1) соблюдение закрепленных в Конституции РФ прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации в области предоставления такой помощи гражданам, федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями организаций, оказывающих юридическую помощь гражданам;

2) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

В основе установленного требования о необходимости соответствия законам издаваемых ими правовых актов лежит закрепленный в ст. 4 Конституции РФ принцип верховенства закона. Правовые акты вышеназванных органов и их должностных лиц имеют подзаконный характер и должны соответствовать законам, в целях реализации и на основе которых эти правовые акты принимаются. Издание противозаконного правового акта может привести к ущемлению прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, подрыву авторитета государственной власти и местного самоуправления и другим неблагоприятным последствиям.

Законодатель акцентировал внимание правоприменителей на двух аспектах прокурорского надзора, хотя, по сути, речь в обеих частях ст. 21 Закона о прокуратуре РФ идет об одном и том же правовом явлении: исполнении законов упомянутыми в статье физическими и юридическими лицами. Исполнение требования законодательства о соответствии законам правовых актов, издаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями организаций, является также одной из форм исполнения законов.

Объектами надзора применительно к рассматриваемой сфере отношений являются:

структурные подразделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления общей и специальной компетенции, их должностные лица, которые в соответствии с федеральным и региональным законодательством при рассмотрении жалоб, обращений и заявлений граждан наделены полномочиями решать правовые вопросы, оказывая тем самым юридическую помощь гражданам;

органы государственного контроля и надзора, органы, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции, – Минюст России и его территориальные органы, Роспатент, их должностные лица;

органы управления и руководители организаций в сфере оказания квалифицированной юридической помощи гражданам, в отношении которых законодательством предусмотрена обязанность оказания квалифицированной юридической помощи населению.

Поднадзорными прокуратуре организациями, осуществляющими деятельность в сфере оказания квалифицированной юридической помощи гражданам, являются:

1) квалификационные комиссии и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации в лице своих советов – органы, осуществляющие контроль за исполнением профессиональных обязанностей адвокатами и обеспечивающие доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в установленных законом случаях;

2) нотариальные палаты – органы, осуществляющие контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами;

3) апелляционные комиссии Роспатента – органы, осуществляющие контроль за проведением аттестации кандидатов в патентные поверенные и деятельностью патентных поверенных.

Определяя круг органов, относящихся к прокурорско-надзорным отношениям в сфере нотариата, необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в постановлении от 19.05.1998 № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, где указано, что контрольные полномочия нотариальных палат не исключают существование и иного государственного контроля за деятельностью как нотариусов, так и нотариальных палат: органы юстиции регистрируют уставы нотариальных палат и, следовательно, проверяют их соответствие закону, а также совместно с нотариальными палатами осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, правил нотариального делопроизводства; выполнение нотариальной палатой предписанных законом обязанностей поднадзорно прокуратуре. Отказ нотариуса совершить нотариальное действие или неправильное совершение им нотариального действия обжалуются в судебном порядке.

Цели и задачи прокурорского надзора в рассматриваемой сфере отношений обусловлены общими установками, определенными для прокурорского надзора в Законе о прокуратуре РФ, приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

Цельпрокурорского надзора в рассматриваемой сфере отношений – обеспечение средствами прокурорского надзора верховенства закона, единства и укрепления законности при реализации гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи; исполнение возложенных полномочий органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами – при осуществлении регулирования и контроля в области предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи; исполнение обязанностей организациями, которые в силу требований законодательства и своего статуса оказывают профессиональную юридическую помощь гражданам.

Одной из целей прокурорского надзора является профилактика правонарушений. Это подчеркивается в приказе Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», п. 14 которого предписано «стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел».

Профилактика правонарушений в сфере предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи обеспечивается:

через информирование органами прокуратуры в соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре РФ федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правозащитных организаций, а также населения о состоянии законности, в том числе при рассмотрении жалоб и обращений
граждан в государственных органах и органах местного самоуправления;

посредством работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению граждан.

К числу основных задач надзора органов прокуратуры за соблюдением конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи относятся:

осуществление целенаправленного, действенного надзора за точным, единообразным исполнением государственными органами контроля и надзора, органами местного самоуправления и их должностными лицами в сфере оказания квалифицированной юридической помощи населению, а также обеспечения соответствия закону издаваемых ими правовых актов;

обеспечение эффективного надзора за выполнением органами государственного контроля и надзора в сфере предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи и возложенных на них законом функциональных обязанностей;

выявление нарушений конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, совершаемых органами федеральной исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями организаций, в том числе выявление изданных указанными органами и должностными лицами незаконных правовых актов; своевременное устранение выявленных нарушений;

требование от органов государственного контроля и надзора проведения проверок в подконтрольных организациях;

проверка полноты и законности принятых органами государственного контроля и надзора мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности;

соответствие мер реагирования, применяемых прокурорами по фактам выявленных нарушений конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, характеру, тяжести и распространенности правонарушений;

адекватность и своевременность актов прокурорского реагирования, применяемых по фактам выявленных нарушений;

предупреждение нарушений этого вида законодательства, которое достигается реализацией названных задач: прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов и законностью правовых актов и добиваясь предоставленными ему полномочиями устранения нарушений конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи и привлечения нарушителей к ответственности, тем самым предупреждает рецидивы нарушений;

обеспечение постоянного взаимодействия прокуроров с контролирующими, общественными и правозащитными органами и организациями в сфере оказания гражданам квалифицированной юридической помощи;

проведение профилактической работы по предупреждению нарушений прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Непосредственные задачи прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи формулируются исходя из особенностей конкретной ситуации, указывающей на высокую степень актуализации проблемы укрепления законности при предоставлении гражданам квалифицированной юридической помощи средствами прокурорского надзора.

 

3. Организация прокурорского надзора
за соблюдением конституционных прав граждан
на получение квалифицированной юридической помощи

3.1. Типичные нарушения конституционных прав
граждан на получение квалифицированной
юридической помощи

 

Прокурору, осуществляющему проверку соблюдения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, важно знать, какого рода нарушения совершаются в этой сфере правоотношений. Как показал анализ правоприменительной практики, главной проблемой в сфере получения гражданами квалифицированной юридической помощи является невозможность для простых граждан, в том числе социально незащищенных – пенсионеров, малоимущих, несовершеннолетних, – получить квалифицированную юридическую помощь от лиц, уполномоченных государством на оказание такой помощи. Несмотря на принимаемые меры, доступность и качество юридической помощи продолжают оставаться серьезной проблемой для простых граждан. Нарушения допускают адвокаты, нотариусы, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. Чиновниками находятся многочисленные причины, чтобы отказать гражданам в приеме. А если помощь оказывается, то это часто делается формально и некачественно.

К числу распространенных нарушений прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи следует отнести следующие:

неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей лицами, которые в силу требований законодательства обязаны оказывать гражданам качественную, своевременную и квалифицированную юридическую помощь;

работниками госюрбюро допускаются необоснованные отказы в предоставлении бесплатной юридической помощи малообеспеченным гражданам;

между госюрбюро и адвокатскими кабинетами не заключаются и (или) не пролонгируются срочные договоры на оказание юридической помощи;

должностные лица административно-юрисдикционных органов не информируют привлекаемых к административной ответственности лиц об их праве воспользоваться квалифицированной помощью адвоката или представителя;

нарушаются процессуальные права адвоката в суде и со стороны лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях;

должностные лица или организации отказываются удовлетворять адвокатские запросы, чем нарушается закрепленное в Законе об адвокатуре право адвоката на сбор доказательств;

нарушаются права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе нарушается порядок рассмотрения обращений, жалоб и заявлений граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ;

ненадлежащим образом финансируется деятельность госюрбюро из бюджета, что приводит к задержке выплат заработной платы работникам этих учреждений;

в бюджете субъектов Федерации не предусматриваются или не выделяются денежные средства на оплату адвокатских услуг по делам, которые в силу требований законодательства адвокаты оказывают клиентам бесплатно.

Одним из распространенных обстоятельств, ведущих к нарушению конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, является неполучение адвокатами компенсации расходов за юридическую помощь, оказываемую бесплатно. Согласно п. 9 ст. 25 Закона об адвокатуре порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Обязанность определить порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь бесплатно, в соответствии со ст. 26 Закона об адвокатуре возложена на субъекты Российской Федерации Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Субъекты Российской Федерации в соответствии с принимаемыми ими законами и иными нормативными правовыми актами о регулировании оказания юридической помощи гражданам бесплатно и о порядке компенсации расходов адвокатам полностью или частично должны возмещать эти расходы за счет собственных бюджетных средств.

Имеют место факты нарушения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, возникающие из-за несоблюдения требований законодательства органами дознания, предварительного следствия, судами в результате непрофессионализма самих защитников.

Так, например, в 2007–2008 гг. Верховным Судом Республики Башкортостан в кассационном порядке ввиду нарушения прав подсудимых на получение квалифицированной юридической помощи пересмотрены приговоры в отношении 6 лиц. Приговором Б. районного суда Республики Башкортостан Ш. осужден по ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 119, ч. 1
ст. 228, ч. 2 ст. 69 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан приговор в отношении Ш. отменен, уголовное дело направлено на новое рассмотрение. Одним из оснований к отмене приговора явилось нарушение права подсудимого на защиту, так как из протокола судебного заседания следовало, что подсудимый Ш. оспаривал наличие в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ. В то же время адвокат З., осуществлявшая защиту подсудимого в судебном заседании, в прениях сторон просила осудить ее подзащитного по ч. 1 ст. 228 УК РФ к 1 году лишения свободы. Адвокат не вправе была занимать такую позицию, поскольку это не соответствовало позиции подсудимого. Такие действия адвоката следует рассматривать как непрофессиональное и неквалифицированное оказание юридической помощи.

В другом уголовном деле кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан по доводам кассационного представления прокурора отменен приговор районного суда в отношении Г., осужденного по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 2 ст. 161, ст. 70 УК РФ к 2 годам 7 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Основанием к отмене приговора явилось нарушение права подсудимого на защиту, так как адвокат Ш., защищавший интересы Г. на основании соглашения, о месте, дате и времени судебного заседания не извещался, вместо этого Г. для защиты его интересов судом был предоставлен адвокат по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ. В данном случае суд не обеспечил право подсудимого Г. пригласить защитника по своему усмотрению, что является существенным нарушением уголовно-процессуального законодательства, права на защиту и права на получение квалифицированной юридической помощи.

Допускаются нарушения прав несовершеннолетних лиц на получение квалифицированной юридической помощи при их привлечении к уголовной ответственности.

В ходе судебного рассмотрения уголовного дела по обвинению несовершеннолетних А., Л. и Ш. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ, установлено, что интересы последних в ходе предварительного следствия представлял один и тот же адвокат С. В то же время несовершеннолетний А. вину в совершении преступления не признал, а Л. и Ш. дали признательные показания. В связи с нарушением требований ч. 6 ст. 49 УПК РФ добытые в ходе следственных действий с обвиняемыми доказательства признаны недопустимыми, судом был вынесен оправдательный приговор. Кассационной инстанцией приговор оставлен без изменения.

Распространенным нарушением в судопроизводстве является непредоставление лицу, привлекаемому к ответственности и не владеющему русским языком, переводчика, чем однозначно нарушается конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи.

Прокурором Б. района Самарской области вынесено постановление о признании недопустимым доказательством по уголовному делу – протокол задержания подозреваемого С., – узбека по национальности, слабо владеющего русским языком, которому в нарушение требований п. 4
ч. 1 ст. 51 УПК РФ при задержании следователем не было обеспечено участие защитника.

Органами контроля (надзора) при проведении проверочных мероприятий допускаются следующие нарушения законодательства в сфере защиты прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи:

не осуществляются возложенные полномочия, например, не всегда выполняются контрольные проверки соблюдения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, на своевременное и полное рассмотрение обращений и заявлений в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

нарушается порядок производства по делам об административных правонарушениях;

не применяются дисциплинарные и административные меры ответственности к должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, допустившим нарушение прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, полное и своевременное рассмотрение обращений;

не в полной мере реализуются предусмотренные законодательством гражданско-правовые средства воздействия к указанным должностным лицам;

распространяется информация, составляющая охраняемую законом тайну и полученная в результате проведения мероприятий по контролю.

Недостаточное внимание уделяется контрольными органами проверкам надлежащего выполнения своих обязанностей подконтрольными объектами, в том числе на квалифицированную юридическую помощь. Так, например, регулярные проверки деятельности нотариусов нотариальные палаты стали проводить только после того, как Генеральная прокуратура РФ в представлении от 24.08.1999 указала, что со стороны Федеральной нотариальной палаты нет действенного контроля за выполнением нотариальными палатами субъектов Российской Федерации требований законодательства о контроле за профессиональной деятельностью нотариусов. Было принято специальное Постановление собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации «О мерах по исполнению представления Генеральной прокуратуры РФ от 24 августа 1999 г. «Об устранении нарушений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», после чего возросло не только число проводимых нотариальными палатами проверок, но и их эффективность.

Способствуют совершению правонарушений в сфере оказания гражданам квалифицированной юридической помощи недостатки законодательства, например в сфере привлечения граждан к административной ответственности. Так, КоАП РФ, предоставив право осуществлять административную юрисдикцию значительному количеству должностных лиц государственных органов и не предусмотрев обязательности наличия у них юридического образования, тем самым создал благоприятные условия для многочисленных нарушений прав и свобод граждан, участвующих в административном судопроизводстве, о которых сообщают практически все прокуроры, проводящие общенадзорные проверки в разных сферах социально-экономической жизни. Прокуроры, как правило, отмечают, что гражданам, привлекаемым к административной ответственности, не разъясняются их процессуальные права, основания возбуждения производства по делам об административных правонарушениях, не предоставляются защитники или представители и др.

 

3.2. Организация надзорных проверок и методика
выявления нарушений конституционных прав граждан
на получение квалифицированной юридической помощи

 

Организация проведения проверок определяет эффективность прокурорского надзора. Исходя из требований Генерального прокурора РФ, содержащихся в п. 12 приказа от 07.12.2007
№ 195 прокурорам надлежит исходить из следующих критериев оценки своей надзорной деятельности:

1) правомерность и своевременность вмешательства;

2) полнота использования предоставленных полномочий;

3) принципиальность и настойчивость в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

При организации надзора необходимо всесторонне учитывать состояние законности в сфере реализации гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, анализ которой является базой для разработки плана предстоящей проверки, определения источников информации о возможных нарушениях, подготовки перечня вопросов, подлежащих выяснению для выполнения плана проверки.

Исходя из содержания конкретных сигналов о совершенных правонарушениях в рассматриваемой сфере отношений, прокурором планируется проверка соблюдения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи определенными органами или организациями – объектами прокурорского надзора.

Анализ состояния законности включает: изучение и выявление правовых актов органов государственной власти, в том числе исполнительной – органов контроля и надзора, органов местного самоуправления, противоречащих федеральному и региональному законодательству; оценку точности и полноты исполнения законов контролирующими органами.

Прокурор, приступая к проверке соблюдения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, выясняет, как осуществляется контроль за соблюдением прав и свобод граждан в рассматриваемой сфере отношений органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления на соответствующей территории; законность издаваемых ими правовых актов; соблюдаются ли этими органами и их должностными лицами требования Федерального закона
«О порядке рассмотрения обращений граждан» с точки зрения как своевременности, полноты и обоснованности рассмотрения обращений, так и легитимности официальных письменных разъяснений.

Прокурору также необходимо изучить нормативные правовые акты по регулированию отношений в сфере оказания гражданам квалифицированной юридической помощи для определения их соответствия требованиям федерального и регионального законодательства. Одновременно прокурор проверяет, исполняются ли региональные законы на территории субъекта Российской Федерации, и выявляет в случае совершения допущенные нарушения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Правовые акты органов государственной власти могут содержать нарушения в части определения размера и порядка выплаты компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь, так как в субъектах Российской Федерации могут быть своевременно не приняты нормативные акты, определяющие порядок материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях.

В ходе проведения проверки соблюдения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи прокурорам целесообразно в органах государственной власти и органах местного самоуправления ознакомиться с приказами, решениями, постановлениями и распоряжениями, протоколами сессий и заседаний, другими сведениями, послужившими основаниями для принятия решений в указанной сфере либо непосредственно свидетельствующими о нарушении конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Перечисленные правовые акты и документы органов государственной власти и органов местного самоуправления являются источниками информации общего характера, к числу которых следует также отнести:

заявления и обращения граждан, юридических лиц, должностных лиц и общественных объединений о неправомерных действиях органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов государственного контроля (надзора); органов муниципального контроля;

приказы и указания Генерального прокурора РФ, решения коллегий, координационных и межведомственных совещаний, проведенных в Генеральной прокуратуре РФ и прокуратурах субъектов Федерации;

материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, свидетельствующие о нарушении прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи;

сообщения средств массовой информации о нарушениях прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Специальные источники сведений о деятельности поднадзорных объектов и возможных нарушениях в исследуемой сфере отношений определяются в зависимости от объекта надзорной проверки.

Так, в территориальных органах Минюста России в субъектах Российской Федерации источниками информации могут быть: материалы по проведенным проверкам подконтрольных объектов; отчеты о работе отраслевых территориальных органов; материалы административных производств; предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи и их последствий.

В отношении проводимого Минюстом России контроля за деятельностью госюрбюро информацию о возможных нарушениях можно почерпнуть из отчетов начальников госюрбюро о состоянии работы по оказанию бесплатной юридической помощи; докладов территориальных органов Минюста России о результатах работы госюрбюро в субъекте Федерации, жалоб на действия (бездействие) работников госюрбюро, соглашений между гражданином и госюрбюро, отказов в оказании бесплатной юридической помощи госюрбюро, договоров (соглашений) об оказании юридической помощи между госюрбюро и гражданами.

Проводя проверку соблюдения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи в госюрбюро, прокурор в территориальных органах Минюста России выясняет:

наличие у лиц, оказывающих юридическую помощь, высшего юридического образования, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;

не было ли случаев отказа гражданам в оказании юридической помощи по основаниям, не предусмотренным Положением об оказании юридической помощи малоимущим гражданам;

не было ли фактов истребования от таких категорий граждан, как инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости, справок о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина);

всегда ли заключается договор (соглашение) между гражданином и госюрбюро в случае принятия решения об оказании юридической помощи.

При проверке проводимого Минюстом России и его территориальными органами контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата источниками для получения информации могут являться:

лицензии на право нотариальной деятельности;

реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;

реестры регистрационных нотариальных действий;

реестры адвокатов субъекта Российской Федерации;

жалобы адвокатов, доверителей адвокатов, представителей территориальных органов юстиции, сообщения и частные определения судов.

Кроме того, проверяя соблюдение органами нотариата права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, для получения информации можно использовать:

жалобы заинтересованных лиц на совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой);

материалы судебных дел по жалобам об отказе в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия;

материалы нотариальных палат по проверке исполнения профессиональных обязанностей нотариусами и др.

Основным вопросом, ответ на который должен получить прокурор, осуществляя в системе Минюста России проверку соблюдения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, является своевременность и полнота осуществления территориальными органами Минюста России контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами; исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

Кроме того, целесообразно выяснить:

соблюдаются ли требования законодательства в части бесплатного оказания юридических услуг для отдельных категорий граждан в случаях, предусмотренных Законом об адвокатуре, федеральными законами «О реабилитации жертв политических репрессий», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

осуществляется ли оказание юридической помощи адвокатами на основании соглашения об оказании юридической помощи, составляется ли подписываемый сторонами акт о выполнении работ;

осуществляют ли адвокатские палаты контроль за выполнением адвокатами возложенных на них Законом об адвокатуре обязанностей: честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами, соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката;

всегда ли заключается договор (соглашение) на оказание юридической помощи, включены ли в него существенные
условия;

обоснованность отказов в совершении нотариальных
действий.

При проведении проверки законности совершенных нотариальных действий целесообразно установить: обоснованны ли отказы в совершении нотариальных действий; исполняет ли нотариус обязанность оказывать физическому лицу содействие в осуществлении его прав и защите законных интересов, разъяснять ему права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована во вред гражданину.

Прокурору следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами.

Органы, осуществляющие контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката (адвокатские палаты, их советы, квалификационные комиссии), располагают информацией, которая может быть полезна прокурору, осуществляющему проверку соблюдения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, например, такой, как:

жалобы, сделанные адвокатами от лица доверенного лица, на незаконные действия должностных лиц административно-юрисдикционных органов, препятствующих оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам в административном производстве, направляемые как в административном, так и в судебном порядке;

письменные и устные ходатайства адвокатов о необходимости назначения экспертиз или проведения тех или иных юридических действий;

решения советов адвокатской палаты субъектов Российской Федерации о прекращении статуса адвоката в случае неисполнения или ненадлежащего исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем; нарушении адвокатом норм Кодекса профессиональной этики адвоката.

При проведении проверок в связи с нарушениями прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи патентными поверенными возможными источниками информации могут стать:

реестры патентных поверенных;

договоры между патентным поверенным и работодателем (юридическим лицом);

материалы экспертиз по делам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также с распоряжением этими правами;

материалы апелляционных комиссий Роспатента;

иски Роспатента в суд о применении к патентным поверенным мер взыскания (о приостановлении деятельности или об исключении из реестра);

жалобы лиц на действия представляющих их права и законные интересы патентных поверенных, совершенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Постоянный и целенаправленный анализ информации о правонарушениях, посягающих на конституционные права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, позволяет прокурору своевременно выявлять и намечать для проверки состояния законности конкретные органы власти, органы местного самоуправления, организации, формулировать конкретный круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки, и определить механизм ее осуществления.

В целом накопление нужной информации позволяет прокурору своевременно сделать на ее основе выводы о характере и распространенности конкретных нарушений конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, об их динамике, о тенденции роста или снижения, а также выявить органы надзора и контроля, которые не выполняют возложенные на них контрольные функции. Поэтому всю поступающую в прокуратуру из различных источников информацию о правонарушениях надлежит регулярно анализировать и обобщать.

Для прокурора важно перед началом проверки выяснить результаты работы органов контроля и надзора по возмещению ущерба гражданам вследствие оказания неквалифицированной юридической помощи; количество и характер таких нарушений, совершенных должностными и юридическими лицами; число лиц и законность привлечения их к административной, дисциплинарной ответственности; количество, суммы, характер исков, заявленных в суды и арбитражные суды, о возмещении ущерба, причиненного гражданам, аналогичные сведения об удовлетворенных исках; а также получить сведения о переданных в правоохранительные органы, в том числе в прокуратуру, материалах, информации о правонарушениях и результаты их рассмотрения.

Осуществляя надзор за исполнением законов контролирующими органами, прокуроры, прежде всего, оценивают выполнение ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, проверяют законность и полноту принятых ими мер по устранению правонарушений и привлечению виновных к установленной законом ответственности.

Проверяя выполнение органами государственного контроля (надзора) предоставленных контрольных полномочий, прокурор может узнать: о количестве проведенных проверок соблюдения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; о количестве предписаний к устранению нарушений конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; о примененных штрафных санкциях (количестве и сумме, наложенных и взысканных); о материалах, переданных в правоохранительные органы.

Цели, объем и периодичность проверок, порядок проведения и оформления по их результатам соответствующих документов (актов, протоколов, постановлений, предписаний), а также порядок принятия мер по пресечению выявленных нарушений законодательства определяются правилами, инструкциями, указаниями и другими нормативными документами, издаваемыми и утверждаемыми в установленном порядке Министерством юстиции РФ, Министерством образования и науки РФ.

Для выяснения соблюдения прав граждан в сфере административной юрисдикции прокурору при проверке деятельности государственных органов и должностных лиц, обладающих полномочиями по привлечению граждан к административной ответственности, необходимо выяснять, не было ли ограничено вопреки требованиям законодательства право граждан на привлечение к осуществлению защиты в административном производстве любого лица по усмотрению привлекаемого к административной ответственности. Кроме того, существенным моментом в данной сфере является соблюдение требования законодательства об ограничении представительства военнослужащего, привлекаемого к административной ответственности по делам о грубом дисциплинарном проступке, только адвокатом.

Проводя надзорную проверку за законностью рассмотрения обращений граждан в нижестоящих прокуратурах, прокурор выясняет, были ли соблюдены установленные законом порядок и сроки для их рассмотрения. Проверяется также мотивированность ответов на заявления, жалобы и иные обращения; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, разъяснены ли заявителю порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Важным моментом при проведении прокурорских проверок является знание прокурором определенной специфики реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи отдельными категориями граждан.

Так, при оказании адвокатами юридической помощи военнослужащим воинские должностные лица должны соблюдать требования законодательства о том, что размер выплат адвокату за оказание юридической помощи, указываемый в соглашении, должен определяться в соответствии с п. 6 Правил оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 № 445. Соглашение об оказании юридической помощи и акт о выполнении работ должны проверяться должностным лицом, ответственным за учет личного состава воинской части, на предмет установления принадлежности военнослужащего, которому оказана юридическая помощь, к данной воинской части, а также должностным лицом финансового органа воинской части на предмет правильности применения установленных норм при оказании юридической помощи военнослужащему и расчета сумм, подлежащих выплате в соответствии с заключенным соглашением.

Специфика проверки исполнения законодательства органами государственного контроля определяется характером властных полномочий, а также задачами этих органов, которые сами наделены правом проводить проверки, выявлять нарушения законов и принимать меры по их устранению.

Прокурор, проверяя законность актов и действий этих органов, вправе и обязан проверить не только их полноту, своевременность и эффективность, но и результативность принятых мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности.

При проведении проверки исполнения законов органами государственного контроля прокурору следует руководствоваться требованиями, содержащимися в приказе Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195, в котором прокурорам предложено первостепенное значение придавать выполнению контролирующими органами обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности, в случае бездействия органов контроля решать вопрос об ответственности их руководителей.

В ходе проверки законности деятельности территориальных органов Минюста России в сфере административной юрисдикции прокурорам следует обращать внимание на соблюдение пределов полномочий его должностных лиц, выполнение процедуры оформления протоколов и рассмотрения административных дел, соответствие закону постановлений о привлечении виновных к административной ответственности, осуществление контроля за их исполнением.

При проведении проверки деятельности органов государственного контроля прокуроры выясняют:

выполняются ли возложенные на органы контроля (надзора) полномочия;

когда и какие проверки соблюдения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи проводились органами контроля;

проводились ли органами государственного контроля (надзора) проверки соблюдения права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

формируется ли ими банк данных о выявленных
нарушениях;

законность, полноту и своевременность принятых контролирующим органом мер по выявленным фактам правонарушений;

проводились ли повторные проверки деятельности контрольных (надзорных) органов для контроля устранения выявленных нарушений;

возмещены ли гражданам предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ убытки и компенсирован ли моральный вред, причиненные незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда;

соблюдается ли установленная законом процедура привлечения виновных к административной ответственности;

выполняется ли требование законодательства о направлении материалов по выявленным уголовно наказуемым правонарушениям в правоохранительные органы и др.

3.3. Меры прокурорского реагирования
на выявленные нарушения законов

 

Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие их совершению, прокурор принимает меры к их устранению и недопущению в будущем, а также привлечению к ответственности виновных лиц. Своевременное и неуклонное применение к нарушителям прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи мер предусмотренной законом ответственности – один из сдерживающих факторов. Меры ответственности за нарушения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, наложение которых может инициировать прокурор, являются достаточно разносторонними и предусмотрены трудовым, гражданским, административным, уголовным законодательством.

При этом выбор мер прокурорского реагирования зависит от характера, степени распространенности, тяжести нарушений, их структуры, динамики; характерологических особенностей самих нарушителей, вида и размера причиненного ущерба, а также ряда иных обстоятельств.

Для предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направля







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow