По результатам проведенного исследования разработаны некоторые рекомендации для данной группы студентов:
1. Обратить внимание на сотрудничество, как стиль разрешения конфликтной ситуации.
2. Пройти факультативный спецкурс по «Конфликтологии». Поподробнее изучить психологию конфликта, а также методы и средства разрешения конфликтных ситуаций. Принять участие в тренингах.
3. Принять участие в тренингах и деловых играх для развития умений и навыков управления конфликтами в организации.
4. Освоить способы и методы саморегуляции в конфликте.
5. В конфликте необходимо придерживаться правила «эмоциональной выдержки». Поэтому нужно уметь осознавать и контролировать свои чувства, а также учитывать эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта.
6. Студентам необходимо уметь выяснять скрытые и явные причины конфликта и определять, что действительно является предметом разногласий.
7. Стараться делать разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Нужно стараться ставить себя на место оппонента (оппонентов). В конфликте следует быть жестким по отношению к проблеме и мягким по отношению к людям.
|
|
8. Студентам нужно изучать свои слабые и сильные стороны, и стараться развивать в себе качества, необходимые для эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
Выводы по второй главе: Во второй главе были последовательно решены две задачи исследования. Исследование готовности студентов к управлению конфликтами показало, что студенты исследуемой группы имеют недостаточную готовность к управлению конфликтами в организации. Так как, студенты обладают недостаточными знаниями об управлении конфликтами и выбирают не совсем эффективные стили поведения в конфликтной ситуации. На основе полученных результатов были разработаны рекомендации для студентов исследуемой группы: обратить внимание на стиль разрешения конфликта «сотрудничество», прослушать спецкурс конфликтологии, поучаствовать в тренингах и деловых играх, придерживаться некоторых правил поведения в конфликте и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе решены поставленные задачи.
Рассмотрены понятия конфликта, управления конфликтом и готовности к управлению конфликтом в организации. Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Чтобы конфликт носил функциональные последствия для организации, необходимо им эффективно управлять. Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению причин конфликта или по коррекции поведения участников конфликта. Квалифицированный менеджер должен быть подготовлен к управлению конфликтом в организации. Готовность к управлению конфликтами - способность менеджера управлять конфликтами, которая складывается из специальных знаний, умений, навыков; личностных качеств и индивидуальных особенностей; мотивации (внутреннего побуждения) к разрешению конфликтных ситуаций.
|
|
Было проведено исследование готовности студентов-менеджеров к управлению конфликтами в организации. По результатам исследования был сделан вывод о том, что студенты исследуемой группы не достаточно подготовлены к управлению конфликтами в организации, в силу различных причин: испытуемые имеют недостаточные знания о конфликте и способах разрешения, выбираю не совсем эффективные стили разрешения конфликтных ситуаций.
По результатам исследования были разработаны некоторые рекомендации и предложения для студентов-менеджеров исследуемой группы: пройти спецкурс конфликтологии; обратить внимание стиль поведения в конфликте «сотрудничество»; принять участие в тренингах и деловых играх; проанализировать свои «сильные» и «слабые» стороны, чтобы развивать в себе необходимые личностные качества; необходимо освоить способы и методы саморегуляции в конфликтной ситуации и т.д. Студенты, следуя этим рекомендациям, смогут повысить уровень готовности к управлению конфликтами в организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М., 2003.-550 с.
2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов. - М.: Изд-во Гардарики, 2002.-670 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – М., 2006.-267 с.
4. Дип С. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам: [пер. с англ.] / С. Дип, Л. Сесмен – М.: Изд-во Вече, 1995.-368 с.
5. Ньюстром Д.В. Организационное поведение: [пер. с англ.] / Д.В. Ньюстром, К. Дэвис – СПб: Изд-во Питер, 2000.-186 с.
6. Дмитриев А. А. Введение в общую теорию конфликта: учебник / А.А. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев. – М., 2005.-212с.
7. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. - Мн: Изд-во Новое знание, 2000.-336 с.
8. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие / А.В. Карпов. - М.: Изд-во Гардарики, 2006.-С.554.
9. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. Общение в работе руководителя / Э.Э. Линчевский. - М.: Изд-во Экономика, 2000.-286 с.
10. Мескон М. Х. Основы менеджмента: [пер. с англ.] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Хедоури Ф. - М.: Изд-во Дело, 2002.-282 с.
11. Общий и специальный менеджмент: учебник / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина - М.: Изд-во РАГС, 2002.-568 с.
12. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник / В.П. Пугачев. – М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2003.- 285 с.
13. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Изд-во Инфра-М, 2000.-638 c.
14. Цейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение./ В.П. Цейнов. - М.: Изд-во Амалфея, 1996.-236 с.
15. Череднеченко И.П. Психология управления: учебник / И.П. Череднеченко, Н.В. Тельных. - Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2004.-534 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А.
Респон дент | Пол | Возврат | Тест «Конфликтная личность» | Тест Томаса | Оценка за экзамен | Анкета |
1 | Ж | 19 | 26 | Соперничество | 4 | 1 |
2 | Ж | 19 | 32 | Сотрудничество | 5 | 3 |
3 | Ж | 19 | 38 | Приспособление | 4 | 3 |
4 | Ж | 19 | 20 | Сотрудничество/Приспособление | 4 | 2 |
5 | Ж | 19 | 26 | Соперничество | 5 | 1 |
6 | Ж | 19 | 34 | Соперничество | 3 | 2 |
7 | М | 19 | 28 | Соперничество | 5 | 3 |
8 | М | 20 | 32 | Сотрудничество | 5 | 2 |
9 | М | 22 | 30 | Компромисс | 4 | 1 |
10 | М | 24 | 32 | Сотрудничество/Компромисс | 5 | 2 |
11 | Ж | 19 | 26 | Соперничество | 4 | 3 |
12 | Ж | 19 | 34 | Приспособление | 4 | 2 |
13 | Ж | 19 | 26 | Компромисс | 4 | 2 |
14 | Ж | 20 | 26 | Соперничество | 5 | 3 |
15 | Ж | 20 | 36 | Компромисс | 5 | 3 |
16 | Ж | 19 | 34 | Приспособление | 4 | 2 |
17 | М | 19 | 26 | Компромисс | 3 | 3 |
18 | М | 19 | 28 | Компромисс | 3 | 2 |
19 | Ж | 19 | 30 | Компромисс | 3 | 2 |
20 | Ж | 19 | 30 | Сотрудничество | 5 | 2 |
21 | Ж | 20 | 34 | Избегание | 5 | 3 |
22 | Ж | 19 | 32 | Компромисс | 3 | 2 |
23 | М | 19 | 34 | Приспособление | 5 | 2 |
24 | Ж | 19 | 28 | Компромисс | 3 | 1 |
25 | Ж | 19 | 28 | Компромисс | 5 | 1 |
|
|
Приложение Б. Анкета.
Пол: М Ж
Возраст:___________________________________________________________
Ваша оценка за экзамен по предмету «Основы менеджмента»:_______________________________
Выберите наиболее близкое Вам суждение:
Я считаю, что обладаю достаточными знаниями, умениями, навыками, а также имею необходимые личностные качества и индивидуальные особенности для управления конфликтами в организации.
Я считаю, что мой характер, темперамент и личностные качества позволят эффективно управлять конфликтами в организации, но я не достаточно изучил(а) способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Я считаю, что обладаю достаточными знаниями, умениями, навыками для разрешения конфликтов в организации, но мои личностные качества и индивидуальные особенности не всегда позволяют эффективно управлять конфликтами.