Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций

При проведении кассовых операций часто допускаются следующие ошибки:

- отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;

- выплаты подотчётным лицам на основании оправ дательных документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчётов;

- несоблюдение лимита расчёта наличными деньга ми между юридическими лицами;

- проведение расчётов с населением без применения контрольно-кассовых машин;

- некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;

- арифметические ошибки при подсчёте оборотов и остатков в учётных регистрах ручном ведении учета.

- неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.);

- неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.);

- излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов;

- списание сумм без оснований и по подложным документам;

- искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах;

 

- типичные ошибки при заполнении приходного и расходного кассовых ордеров: - не указывается название организации; - не проставляются или исправляются номера кассовых ордеров, не соблюдается правило сквозной нумерации с начала года; - неправильно указывается или не указывается дата; - не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет; - после совершения операции на ордере не проставляются отметки «погашено» или «оплачено»; - отсутствуют необходимые подписи и печати; - отсутствуют росписи получателей денежных средств.

 

- типичные ошибки при заполнении кассовой книги: не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет; не всегда проставляется сумма остатка денег на начало дня; ошибки при подсчете итоговых сумм и остатка; иногда записи ведутся помесячно, вместо того, чтобы вести их ежедневно или раз в три-пять дней.

 

- грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями являются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств производится взаимная проверка операций по кассе и по банку, проверка дебиторской и кредиторской задолженности и может быть сверкой расчетов.

Оформление отчета по результатам проведения проверки.

По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.

Отчет может быть в виде тестов или текста с приложением рабочих листов в виде таблиц, приведенных выше.

Отчет должен выражать мнение аудитора о достоверности данных по строке 261 баланса «Денежные средства в кассе», строке 262 баланса «Денежные средства на расчетных счетах», строке 263 баланса «Денежные средства на валютных счетах», строке 264 баланса «Прочие денежные средства» бухгалтерского баланса.

В качестве рекомендаций может быть предложена программа организации внутреннего контроля над наличием и движением денежных средств организации.

Ниже приведем пример программы внутреннего контроля:

 

Цели и участники внутреннего контроля:

 

Цели внутреннего контроля денежных поступлений состоят в обеспечении: - приема в полном объеме всех поступлений независимо от их источника; - правильной классификации всех поступлений и отражения их в учетных регистрах; - своевременной сдачи в банк всех денежных поступлений для занесения их на расчетный счет; - недопущения убытков, которые могут возникнуть как в результате злоупотребления, так и непреднамеренно.

 

Например, схема учета денежных поступлений в организациях торговли представлена ниже:

1.Схема учета поступлений от реализации населению за наличный расчет:

2.Торговый персонал (отбор товара для покупателя), выписывает товарный чек на оплату;

3.Кассир-операционист (прием денег в кассу ККМ), по данным счетчиков ККМ делаются записи в книгу кассира-операциониста;

4.Кассир (прием денег в кассу организации), составляет отчет кассира и делает записи в кассовую книгу;

5.Бухгалтер (учет выручки, полученной наличными).

 

Схема учета поступлений от реализации продукции (работ, услуг) предприятиям по безналичному расчету:

 1. финансовый отдел (получение выписки банка и классификация поступлений), передает выписку банка;

 2. бухгалтер (разноска информации по синтетическим счетам бухгалтерского учета), передает, составленные первичные документы, приложенные к выписке банка;

3. бухгалтер группы расчетов (разноска информации по аналитическим счетам дебиторов), передает первичные документы, приложенные к выписке банка;

4. бухгалтер (заполнение журнала отгрузки и реализации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: