При проведении кассовых операций часто допускаются следующие ошибки:
- отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;
- выплаты подотчётным лицам на основании оправ дательных документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчётов;
- несоблюдение лимита расчёта наличными деньга ми между юридическими лицами;
- проведение расчётов с населением без применения контрольно-кассовых машин;
- некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;
- арифметические ошибки при подсчёте оборотов и остатков в учётных регистрах ручном ведении учета.
- неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.);
- неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.);
- излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов;
|
|
- списание сумм без оснований и по подложным документам;
- искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах;
- типичные ошибки при заполнении приходного и расходного кассовых ордеров: - не указывается название организации; - не проставляются или исправляются номера кассовых ордеров, не соблюдается правило сквозной нумерации с начала года; - неправильно указывается или не указывается дата; - не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет; - после совершения операции на ордере не проставляются отметки «погашено» или «оплачено»; - отсутствуют необходимые подписи и печати; - отсутствуют росписи получателей денежных средств.
- типичные ошибки при заполнении кассовой книги: не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет; не всегда проставляется сумма остатка денег на начало дня; ошибки при подсчете итоговых сумм и остатка; иногда записи ведутся помесячно, вместо того, чтобы вести их ежедневно или раз в три-пять дней.
- грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями являются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств производится взаимная проверка операций по кассе и по банку, проверка дебиторской и кредиторской задолженности и может быть сверкой расчетов.
Оформление отчета по результатам проведения проверки.
По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.
|
|
Отчет может быть в виде тестов или текста с приложением рабочих листов в виде таблиц, приведенных выше.
Отчет должен выражать мнение аудитора о достоверности данных по строке 261 баланса «Денежные средства в кассе», строке 262 баланса «Денежные средства на расчетных счетах», строке 263 баланса «Денежные средства на валютных счетах», строке 264 баланса «Прочие денежные средства» бухгалтерского баланса.
В качестве рекомендаций может быть предложена программа организации внутреннего контроля над наличием и движением денежных средств организации.
Ниже приведем пример программы внутреннего контроля:
Цели и участники внутреннего контроля:
Цели внутреннего контроля денежных поступлений состоят в обеспечении: - приема в полном объеме всех поступлений независимо от их источника; - правильной классификации всех поступлений и отражения их в учетных регистрах; - своевременной сдачи в банк всех денежных поступлений для занесения их на расчетный счет; - недопущения убытков, которые могут возникнуть как в результате злоупотребления, так и непреднамеренно.
Например, схема учета денежных поступлений в организациях торговли представлена ниже:
1.Схема учета поступлений от реализации населению за наличный расчет:
2.Торговый персонал (отбор товара для покупателя), выписывает товарный чек на оплату;
3.Кассир-операционист (прием денег в кассу ККМ), по данным счетчиков ККМ делаются записи в книгу кассира-операциониста;
4.Кассир (прием денег в кассу организации), составляет отчет кассира и делает записи в кассовую книгу;
5.Бухгалтер (учет выручки, полученной наличными).
Схема учета поступлений от реализации продукции (работ, услуг) предприятиям по безналичному расчету:
1. финансовый отдел (получение выписки банка и классификация поступлений), передает выписку банка;
2. бухгалтер (разноска информации по синтетическим счетам бухгалтерского учета), передает, составленные первичные документы, приложенные к выписке банка;
3. бухгалтер группы расчетов (разноска информации по аналитическим счетам дебиторов), передает первичные документы, приложенные к выписке банка;
4. бухгалтер (заполнение журнала отгрузки и реализации).