Содержание бухгалтерских отчетов (формы 3, 4, 5,6) и пояснительной записки

 

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, обеспечивая пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы им для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений ее финансового состояния. Все существенные отступления в деятельности организации и их влияние на результаты этой деятельности должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности.

Пояснения представляют собой отдельные формы бухгалтерской отчетности (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и др.) и пояснительную записку.

Отчет об изменениях капитала (ф. № 3)

Этот отчет состоит из двух разделов: изменений капитала и резервы.

Первый раздел показателей характеризует причины, обусловившие увеличение уставного, добавочного и резервного капиталов и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также его уменьшение.

Первый раздел (об изменениях капитала) содержит следующие показатели за отчетный и предшествующий год:

Величина капитала на начало периода.

Увеличение капитала - всего, в том числе за счет:

дополнительного выпуска акций;

увеличения номинальной стоимости акций:

реорганизации юридического лица (слияния, присоединения);

переоценки имущества;

перерасчета иностранных валют;

доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала.

Уменьшение капитала - всего, в том числе за счет:

уменьшения номинала акций;

уменьшения количества акций;

реорганизации юридического лица (разделения, выделения);

переоценки имущества;

перерасчета иностранных валют;

расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала.

Величина капитала на конец отчетного периода.

Второй раздел (резервы) содержит следующие показатели за отчетный и предыдущий год (остаток на начало периода, поступление, использование и остаток на конец периода):

Резервы, образованные в соответствии с законодательством.

Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами.

Оценочные резервы.

Резервы предстоящих расходов.

Отчет о движении денежных средств (ф. № 4). Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Значительная величина денежных средств говорит о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесцениванием денег, а также с упущенной возможностью их выгодного использования.

Назначение отчета о движении денежных средств - обеспечение пользователей финансовой отчетности информацией о поступлении и выплате денежных средств организации за определенный период. Он позволит оценить платежеспособность организации, его возможность выплачивать кредиты, займы, дивиденды, заработную плату и другие платежи, его потребность в дополнительном финансировании, связывать показатель чистой прибыли с поступлениями и выплатами денежных средств и, наконец, выяснить, откуда деньги поступили и куда они направлены.

При составлении отчета о движении денежных средств используется информация о денежных средствах со счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках".

В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду, а затем данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Банка России на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы.

Отчет о движении денежных средств содержит следующие показатели за отчетный и предшествующий годы:

Остаток денежных средств начало отчетного года.

Движение денежных средств по текущей деятельности.

Поступило денежных средств - всего, в том числе:

от покупателей;

прочих доходов.

Направлено денежных средств - всего в том числе:

на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов;

оплату труда;

выплату дивидендов, процентов;

расчеты по налогам и сборам;

прочие расходы.

Чистые денежные средства от текущей деятельности.

Движение денежных средств по инвестиционной деятельности.

Поступило денежных средств - всего, в том числе:

от выручки от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов;

выручки от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений;

полученных дивидендов;

полученных процентов;

поступлений от погашения займов, предоставленных другим организациям;

прочих поступлений.

Направлено денежных средств - всего, в том числе:

на приобретение дочерних организаций;

приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов;

приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений;

займы, предоставленные другим организациям;

прочие расходы.

Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности.

Движение денежных средств по финансовой деятельности.

Поступления денежных средств - всего, в том числе:

от эмиссии акций или иных долевых бумаг;

займов и кредитов, предоставленных другими организациями;

прочих поступлений.

Использованы денежные средства:

на погашение займов и кредитов (без процентов);

погашение обязательств по финансовой аренде;

другие цели.

Чистые денежные средства от финансовой деятельности.

Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов.

Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю.

В отчете отражается движение денежных средств в целом по организации и видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

Под текущей деятельностью понимается деятельность организации, направленная на получение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая получение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.

Инвестиционная деятельность организации связана с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).

Финансовая деятельность организации направлена на изменения величины и состава собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другим организациям займов, погашение заемных средств и т.п.).

Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6). В отчете представлена информация за отчетный и предыдущий годы по показателям:

остаток средств на начало отчетного года;

поступления средств по видам (вступительные, членские и добровольные взносы, доходы от предпринимательской деятельности и пр);

использование средств всего и по их видам.

На целевые мероприятия - социальная и благотворительная помощь, проведение конференций, совещаний, семинаров и другие мероприятия.

Расходы на содержание аппарата управления:

на оплату труда, служебные командировки и деловые поездки, содержание помещений, зданий автомобильного транспорта и иного имущества.

На приобретение основных средств, инвентаря и прочего имущества.

Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью.

Остаток средств на конец отчетного года.

Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) предназначено для раскрытия и пояснения отдельных показателей, приведенных в бухгалтерском балансе. Оно состоит из 10 разделов.

В разделе "Нематериальные активы" приводится состав нематериальных активов на начало и конец отчетного года, поступления и выбытия.

Отдельно отражаются данные о начисленной сумме амортизации, по которым производится погашение стоимости.

В разделе "Основные средства" отражается состав основных средств на начало и конец отчетного периода, поступления и выбытия. Даются данные на начало и конец отчетного периода по показателям:

амортизация основных средств;

передано в аренду объектов основных средств;

переведено объектов основных средств на консервацию;

получено объектов основных средств в аренду;

объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и находящиеся в процессе государственной регистрации;

результат от переоценки основных средств;

изменение стоимости объектов основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации.

В разделе "Доходные вложения в материальные ценности" приводятся показатели по составу на начало и конец периода, поступления и выбытия, а также данные по начисленной сумме амортизации доходных вложений в материальные ценности на начало и конец периода.

В разделе "Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" приводятся виды работ на начало и конец отчетного года, поступления и списания. Даются сведения о суммах расходов по незаконченным и не давшим положительных результатов за отчетный и аналогичный период предыдущего года.

В разделе "Расходы на освоение природных ресурсов" приводятся данные в целом и в том числе по отдельным показателям на начало и конец отчетного периода, поступления и списания.

Здесь же даются сведения о суммах расходов по участкам недр, по незаконченным поискам, оценки месторождений, разведки и гидрогеологических изысканий, а также на освоение природных ресурсов, отнесенных в отчетном периоде на внереализационные расходы как безрезультатные.

В разделе "Финансовые вложения" приведены суммы остатков на начало и конец отчетного периода по видам долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Даются сведения по финансовым вложениям, имеющим текущую рыночную стоимость, изменению стоимости в результате корректировки оценки, а также по долговым ценным бумагам, разнице между первоначальной и номинальной стоимостью, отнесенной на финансовый результат отчетного года.

В разделе "Дебиторская и кредиторская задолженность" отражены данные о дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе краткосрочная и долгосрочная по ее отдельным видам. Все это дается на начало и конец периода.

В разделе "Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)" отражены затраты в целом и по отдельным элементам по правилам бухгалтерского учета за отчетный и предыдущий годы. Даются сведения об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

В разделе "Обеспечения" указаны суммы остатков на начало и конец периода по показателям: имущество полученное, находящееся в залоге, выданное и переданное в залог.

В разделе "Государственная помощь" приводятся данные за отчетный и аналогичный период предыдущего года, полученные бюджетные средства и бюджетные кредиты [1, с.137-141].

Пояснительная записка к отчету

В состав бухгалтерской отчетности фирм помимо утвержденных форм входит Пояснительная записка. Этого требует статья 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Этот документ вправе не составлять следующие группы организаций:

субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить обязательную аудиторскую проверку;

общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. все те, кто не имеют оборотов по продаже продукции (работ, услуг), хотя обороты по продаже имущества они иметь могут.

Форма Пояснительной записки не утверждена Минфином. Каждая организация самостоятельно определяет объем информации и порядок ее подачи - в виде текста, таблиц, схем, диаграмм.

Вся информация Пояснительной записки может быть сгруппирована в три раздела, названия которых могут быть примерно следующими: общая информация, дополнительная финансовая информация, аналитическая часть.

Первый раздел должен включать сведения об организации, а именно:

точное название организации;

сведения об организационно-правовой форме и учредителях;

юридический адрес;

фактический адрес;

данные об основных видах деятельности;

информацию о среднегодовой численности сотрудников;

состав (фамилии и должности) членов исполнительного и контрольного органов.

Пример оформления первого раздела пояснительной записки приведен в практической части курсовой работы (пункт 2.5).

Кроме того, в Пояснительной записке указываются следующие данные:

дата госрегистрации и государственный регистрационный номер;

информация о реестродержателе;

количество акционеров в реестре;

сведения о наиболее крупных акционерах, их доле в уставном капитале;

сведения о структуре управления;

сведения о наличии филиалов и других обособленных подразделениях и месте их нахождения. Целесообразно указать виды их деятельности.

Характеризуя деятельность фирмы по видам, рекомендуем привести сведения:

об ассортименте и объемах производимой продукции за 2005 и предшествующие годы;

о планах расширения или изменения отраслевой и видовой структуры деятельности фирмы.

Пример оформления структуры продаж приведен в практической части курсовой работы (таблица 9)

Фирма может раскрыть способы ведения бухгалтерского учета, которые существенно влияют на оценку имущества и обязательств, а также на принятие решений заинтересованными пользователями отчетности. А именно:

способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;

способы оценки материально-производственных запасов;

способы оценки незавершенного производства;

момент признания выручки, а, следовательно, доходов от продажи, и финансовые результаты.

Кроме того, в этом разделе Записки указываются изменения в учетной политике, которые предусмотрены на 2006 год, если эти изменения могут оказать существенное влияние на финансовое положение фирмы.

Информация об учетной политике должна содержать причины изменения отдельных ее элементов и примерную денежную оценку их последствий. Кроме того, надо указать, были ли скорректированы изменения остатков имущества и обязательств по состоянию на начало 2005 года или их объемы за предшествующий период, если изменение учетной политики действовало в отчетном году. Пример приведен практической части курсовой работы (пункт 2.5)

Второй раздел включает информацию об основных средствах:

о способах оценки основных средств, полученных в порядке бартерной сделки (по действующему положению принятые виды имущества оценивают по стоимости имущества, отпущенного и отгруженного в обмен);

о способах начисления амортизации (по отдельным группам можно начислять амортизацию разными способами, выбирая из 4-х возможных);

проценты износа и обновления основных средств (по каждой основной группе).

Однако если организация не составляет форму № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", то сведения об объектах основных средств должны быть полнее. Надо также представить следующую информацию:

остатки основных средств на начало и конец 2005 года по первоначальной (восстановительной стоимости), их движение в разрезе основных групп, сумму амортизации на начало и конец 2005 года;

аналогичные сведения приводятся и о нематериальных активах;

сведения о материально-производственных запасах, их движении за отчетный период и оценке основных групп (учетная стоимость, продажная и т.д.);

о наличии и изменении объемов задолженности по кредитам и займам, особенно в отношении наиболее крупных. При этом надо указать сроки погашения, величину средневзвешенных процентов, т.е. ставок, которые используются для налогового учета;

результаты анализа состояния расчетно-платежной дисциплины; информацию о своевременности уплаты налогов и сборов, сведения о штрафных санкциях, неисполнении или несвоевременном исполнении обязательств по налогам и сборам;

о структуре и динамике дебиторской и кредиторской задолженностей;

О событиях после отчетной даты, независимо от характера их последствий. При этом надо дать их краткое описание и оценку. Если оценить эти события невозможно, то в Пояснительной записке указывают это.

Об условных фактах хозяйственной деятельности. Согласно ПБУ 8/98 это факты, произошедшие на отчетную дату, но вероятность их повторного возникновения в будущем и возможные последствия, предсказать заранее сложно.

Согласно ПБУ 7/98 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации. Важно, чтобы он произошел в период между отчетной датой (31 декабря) и датой подписания бухгалтерской отчетности за 2005 год.

К событиям после отчётной даты относятся:

события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;

события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.

К условным фактам относятся:

незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком. Причем решения, по ним могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды;

неразрешенные на 31 декабря 2005 года разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;

выданные до отчетной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым не наступили;

учтенные (дисконтированные) до 31 декабря векселя, срок платежа по которым еще не наступил, и другие аналогичные факты.

Не относятся к условным фактам снижение или увеличение стоимости материально-производственных запасов и финансовых вложений, а также расходы, которые признаются в бухгалтерском учете при получении от поставщика платежных документов (например, по оказываемым коммунальным услугам, услугам телефонной связи и т.п.).

Все существенные последствия условных фактов подлежат отражению в бухгалтерской отчетности независимо от того, являются ли они благоприятными или неблагоприятными для фирмы. Существенность события определяется компанией самостоятельно в соответствии со следующим принципом: если без знания о событии пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности фирмы, то оно является существенным.

Также необходимо указать информацию об освоении государственной помощи - сведения о государственной помощи, в том числе классификацию по видам:

на приобретение и строительство внеоборотных активов;

под оборотные активы;

об аффилированных лицах (здесь обычно указывают наименование организаций или фамилии физических лиц, которые существенно влияют на показатели хозяйственной деятельности, и виды операций, совершенных под их влиянием);

Считается, что фирма контролирует другую компанию, если она имеет право:

распоряжаться (непосредственно или через принадлежащие ей дочерние общества) более чем 50 процентами ее голосующих акций или уставного капитала;

распоряжаться (непосредственно или через принадлежащие ей дочерние общества) более чем 20 процентами ее голосующих акций или уставного капитала и принимать те или иные решения в данной организации.

Согласно пункту 5 ПБУ 11/2000 операциями с аффилированными лицами признаются:

приобретение и продажа товаров, работ, услуг;

приобретение и продажа основных средств и других активов;

аренда имущества и предоставление имущества в аренду;

передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций;

предоставление и получение гарантий и залогов и другие операции.

В третий раздел Пояснительной записки рекомендуется включить аналитические показатели. Подробнее следует остановиться на оборотах по продаже товаров (выручка-брутто); сведениях о деловой активности организации; оценке рентабельности фирмы, в том числе по отдельным видам деятельности (в целях принятия управленческих решений о расширении объемов наиболее рентабельных видов деятельности). Также надо произвести оценку ликвидности и финансовой устойчивости компании, в том числе привести данные о стоимости чистых активов, если не составляется форма № 3 "Отчет об изменениях капитала".

Кроме того, следует привести основные показатели анализа отчетности фирмы и порядок их расчета. Поскольку законодательство не устанавливает единый порядок расчета таких данных, то целесообразно указать методику их исчисления именно в вашей организации.

Рекомендуем вам представить следующую информацию:

показатели ликвидности (текущей ликвидности, абсолютной ликвидности, коэффициент "критической оценки");

рентабельность (рентабельность затрат, активов, собственного капитала, экономическая рентабельность, чистая рентабельность)

показатели финансовой устойчивости (соотношение заемного и собственного капиталов, коэффициент обеспеченности собственными средствами, долю оборотных средств в активах) [17].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: