Критика сборника «Мечты и звуки»

 

В данном пункте будет рассматриваться критика в адрес сборника, и также последующая за этим реакция Некрасова на рецензии.

Сборник «Мечты и звуки» вышел в 1840 году, причем обстоятельства его выхода были весьма интересные. Еще в 1838 году в журнале «Сын Отечества» Некрасов опубликовал стихотворение «Мысль», под которым подписался полным именем. Оно встретило положительный отклик редактора. «Забуду ли тот нелепый восторг, который заставлял меня бегать, высуня язык, когда я увидел в «Сыне отечества» первое мое стихотворение, с примечанием, которым я был очень доволен» [8], - вспоминает сам поэт. В течение последующих двух лет Некрасов публикует стихотворение за стихотворением в этом журнале. Поэт Федор Николаевич Менцов хвалит некрасовские стихотворения: «Не первоклассное, но весьма замечательное дарование нашли мы в г. Некрасове, молодом поэте, только в нынешнем году выступившем на литературную арену. С особенным удовольствием прочитали мы две пьесы его «Смерти» и «Моя судьба», из них особенно хороша первая...» [9].

Разумеется, все это не могло не послужить стимулом тому, чтобы издать собственный сборник. Тем более сам В.А.Жуковский положительно отнесся к его ранним стихам. Следует еще раз отметить, что многие стихотворения в «Мечтах и звуках» написаны не без сильных романтических влияний Жуковского. Однако старый поэт предупредил своего молодого товарища по перу, что тот еще пожалеет о том, что издал эту книгу: «Если хотите напечатать, то издайте без имени. Впоследствии вы напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи» [10].

Некрасов последовал совету мудрого учителя. Любопытно еще то, что друзья и покровителя Некрасова, еще того бедного Некрасова живущего без достатка и работающего до седьмого пота, оказали материальную помощь в издании сборника (в особенности В.Ф.Бенецкий, который одним из первых предложил Некрасову выпустить первую книгу стихов и дал средства: «напечатайте ваши стихи, я вам продам по билетам рублей на 500».).

Итак, выходит книга неизвестного поэта «Мечты и звуки» - с названием весьма громогласным и пафосным, но под скромными инициалами Н.Н.. На сборник было написано семь рецензий, причем два рецензента – критик В.Г.Белинский и поэт В.С.Межевич – очень пренебрежительно отнеслись к творению некоего Н.Н..

Межевич делает вывод, что автор книги «Мечты и звуки» - это приверженец расхожих оборотов романтической поэзии; что Н.Н. крайне отвлечен, и что он вообще не знаком с теми чувствами, которые культивирует[11]. Естественно, это объясняется тем, что в начале 1840-х годов «в литературной атмосфере забрезжили новые влияния» [12], и рецензия Межевича, как и рецензия Белинского, была вполне адекватной реакцией на ранние творения Некрасова.

Более обезоруживающей оказалась рецензия Белинского: мало кто не знает, что в очень короткой, меньше чем на лист, статье критик в пух и прах разгромил юного Некрасова. Причем сам автор сборника упоминается только в последней фразе: «Посредственность в стихах нестерпима. Вот мысли, на которые навели нас «Мечты и звуки» г. Н.Н [13]». Белинский действительно говорит о вещах отвлеченных, не касающихся предмета разговора, и мало того – не приводит ни единого некрасовского стихотворения! Пишет Ю.И.Минералов, что это «не рецензия на конкретную книгу, а набор излюбленных суждений Белинского на литературные темы [14]». Белинский рассуждает о том, что людям, которые не обладают художнической фантазией, было бы благороднее и продуктивнее писать прозу. Ведь в прозе может быть «ум, остроумие, наблюдательность», а стихи требуют фантазии, воображения, чувства. Поэтому-то «стихи решительно не терпят посредственности» - как видно, идет умышленное умолчание того, что сборник Некрасова и является той самой посредственностью, на которую намекает Белинский. Однако критик признает, что в стихах Н.Н. есть «гладкость и звучность».

Признавая что «автор – хороший человек», но не владеющий чувством критик сводит все к тому, что такой человек может позабавить публику, которая под веселый час почитает его стихи, но «всякая крайность имеет свою цены, и потому Василий Кириллович Тредиаковский, «профессор элоквенции, а паче хитростей пиитических», - есть бессмертный поэт». Это еще один намек, рассчитанный, конечно, на широкого читателя, что Н.Н. по сравнению с Тредиаковским худший поэт.

В стихах Белинский видит «душу и чувство» автора, «но в то же время они так и остались в авторе», потому что он предпочел писать о вещах отвлеченных, малознакомых или совсем неизвестных ему. Намекает ли Белинский что Н.Н. – подражатель? Несомненно. Стихи из-за этого подражания другим поэтам, из-за их отвлеченности читать скучно, тоскливо. Не упоминает Белинский и о том, что его разгневало явное подражание Н.Н, Владимиру Бенедиктову, но, цитируя следующие, строки мы понимаем намек:

«...прочесть целую книгу стихов, встречать в них все знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки, и много-много, если наткнуться иногда на стих, вышедший из души, в куче рифмованных строчек, — воля ваша...».

Белинский дает намек не только на стихи Н.Н., но и вообще на творчество поэтов «неистового романтизма». Это умышленное умолчание разгневает кого угодно, но выполнено оно, несомненно, профессионально. Вывод гласит, что такие книжки не зачем читать широкой публике, а лучше прочитать рецензию в журнале.

Можно в очередной раз убедиться, как огромен был авторитет Белинского, если своей рецензией он поверг в уныние не только самого «скрывшегося за инициалами Н.Н. мальчишку», но и публику, которая, после такой статьи еще подумает: «А стоит ли покупать «Мечты и звуки»?

Но тактичной и весьма похвальной была рецензия Федора Николаевича Менцова, вышедшая в "Журнале Министерства народного просвещения". Менцов, очевидно знавший о 17- летнем возрасте автора сборника стихотворений, дал один из наиболее сочувственных отзывов: Менцов исходил из того мнения, что при разборе сочинений столь юного поэта задача критики не в определении их литературной ценности и значения, а лишь в решении вопроса - есть ли у поэта признаки таланта: «Он призывал к снисходительности, видимо, потому что его рецензия вышла позже суровой рецензии Белинского…Он, видимо, лично знал Некрасова, поэтому четыре раза назвал его по фамилии и не без оснований советовал ему «образовать себя», изучать творения великих мастеров…» [15].

Также рецензии написали: Н.А.Плетнев – в «Современнике», какой-то Н.С. – в «Северной пчеле», Л.Брандт – в «Русском инвалиде», Н.А.Полевой – в «Библиотеке для чтения»[16]. Все рецензии были датированы 1840 годом и несли в себе положительную оценку. Однако получилось так, что стихотворения Некрасова больше взывали к снисходительности по отношению к их автору, а не призыву относится к нему, как к какому-то новому явлению в литературной атмосфере: «Это не поэтические создания, а мечты молодого человека, владеющего стихом и производящего звуки правильные, стройные, но не поэтические...» [17], - гласила рецензия в «Литературной газете». Видимо Некрасов и сам понял это и «последовал не за своими хвалителями, а за злобным критиком» [18] - Белинским.

Не нашли «Мечты и звуки» какой-либо отклик и у публики: «...Прихожу в магазин через неделю, ни одного экземпляра не продано, через другую — то же, через два месяца — то же. В огорчении собрал все экземпляры и большую часть уничтожил. Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах» [19], - писал Некрасов в своих воспоминаниях. Каждому человеку известно история о том, как Некрасов бегал по магазинам и скупал все экземпляры сборника, а потом уничтожил их. Так ему было стыдно за свой неудачный взлет.

К.И.Чуковский, известный миру не только своим творчеством и но и тем, что выпустил книгу "Некрасов как художник" (1922), сборник статей "Некрасов" (1926), книгу "Мастерство Некрасова" (1952), а также под его редакцией вышло полное собрание сочинений Некрасова, в одной из своих статей тоже упоминает, что книга «Мечты и звуки» была лишь одним из творческих этапов в судьбе поэта, причем этапом, не принесшим не довольствия со стороны общества, ни довольствия со стороны самого Некрасова. Книга «…была не хуже и не лучше других книжек такого же рода, появлявшихся тогда в несметном количестве…Кудрявым и напыщенным слогом он перепевал в своей книжке то Жуковского, то Бенедиктова, то какого-нибудь другого писателя. По этим стихам невозможно было предвидеть, что автор их станет впоследствии величайшим поэтом-реалистом [20]», - пишет Чуковский в своей статье.

Несколько слов стоит сказать, почему после смерти Некрасова и в середине 20 века «Мечты и звуки» не включались в сборники поэта, а если и включались, то шли за основными произведениями и были напечатаны мелким тексом. Это делалась для того, чтобы не портить образ поэта-реалиста. Как верно замечает Ю.И.Минералов: «…в условиях антирелигиозной пропаганды, первая книга Некрасова, по сути, замалчивалась: дело было не столько в ее «слабости», сколько в том, что она диссонировала с общепринятым тогда образом великого русского гражданского поэта…» [21]. Разумеется, огромнейшую роль играла и будет еще играть рецензия Белинского. Но, не зная ранние стихи Некрасова, невозможно будет проследить его творческую эволюцию, становление его гения…

Поэтому тогда, в 1840 году, Некрасов не пал духом: он не обольстился ни теми приятными отзывами собратьев по перу, вроде Менцова, но он и не огорчился справедливой критики своих хулителей. Как присуще его сильной натуре он проявил огромную самокритичность и отказался писать «лирически стихи». Белинский, стал для Некрасова не только судьей, вынесшим приговор, но и наставником. Ведь только он почувствовал настоящего Некрасова, спас его душу: «Вы видите по его стихотворениям, что в нем есть и душа и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе…Душа и чувство есть необходимые условия поэзии, но не ими все оканчивается» [22].

Итак, критика неоднозначно отреагировала на первую книгу Некрасова. Но для нас важен тот факт, что, тяготясь к романтизму и подражательству, Некрасов наметил будущего себя: отголоски раннего творчества будут угадываться в его зрелых реалистичных произведениях. А в сборнике «Мечты и звуки» Некрасов – вещь, но пока – вещь в себе.



Заключение

 

Главные задачи курсовой работы были: рассмотрение первого сборника «Мечты и звуки» и излюбленных тем и проблем, которые затрагивает в нем сам поэт; проведение параллелей с поздним творчеством Некрасова, а также проведение параллелей со стихотворениями других поэтов, которым подражал Некрасов. Также была рассмотрена критика сборника и отношение автора к своему неудачному дебюту. В сущности, этот дебют и решил дальнейшую творческую судьбу поэта.

Было выяснено, что Некрасов большинство стихотворений написал под влиянием романтической школы, а также под влиянием творчества В.Бенедиктова. Однако поэт затрагивал очень много важных тем: судьба, религия, понятие о божестве, любовь, предназначение поэзии. Некрасов сам попытался выдвинуть свою личную концепцию о предназначении поэта, его изгнаннической судьбе и одиночестве. В сборник вошли сонеты и баллады, а также стихотворения на античную тематику, в которых Некрасов раскрылся пускай не совсем профессионально, но по-юношески горячо. Многие стихотворения сборника проникнуты мыслью, что перед смертью все равны и ничто не пройдет мимо нее, однако даже в стихах такого рода Некрасов не перестает нести частицу своей доброты.

Проведя параллели со стихотворениями позднего творчества, было выяснено, что Некрасов наметил свои основные темы еще в сборнике «Мечты и звуки». Было найдено несколько перефразированных строк и похожих образов.

В некоторых стихотворениях Некрасов подражал Пушкину, Лермонтову, Жуковскому, Батюшкову и Бенедиктову. Это было само собой разумеющимся даже для самого Некрасова; в 18-летний период его возраста формировались его творческие вкусы, и он черпал из русской литературы все самое талантливое, актуальное и близкое ему по духу.

Как только сборник «Мечты и звуки» вышел в печать, на него отозвалось целых семь рецензий, две из которых вынесли вердикт – посредственно и наивно. Но больше всего поразила Некрасова короткая рецензия Белинского, в которой самому автору (Некрасову) отводилось только лишь последняя фраза. После такого поражения Некрасов решил не писать «лирические стишки»: во многом этому поспособствовало знакомство с Белинским, а возможно и сам Некрасов – со своей сильной, чуткой и думающей натурой – рано или поздно, стал бы тем, кем он и вошел в историю – великим поэтом-реалистом.

Однако в советский период упор делался именно на то, что Некрасов – поэт-демократ да и только; к тому же сборник «Мечты и звуки» не любил включать в свое творчество и сам поэт. Но без ранней лирики представление о творческом развитии Некрасова может быть неточным.



Библиография

1. Некрасов Н.А., Полное собрание сочинений и писем, том 1 «Стихотворения 1838-1856», Москва, 1948.

2. Минералов Ю.И., «История русской литературы 19 века (40-60-е годы)», Москва, 2003, с. 18-26.

3. Чуковский К.И., статья «Некрасов» в «Н.А.Некрасов, Сочинения в 3-х томах: Т. 1», Москва, 1954.

4. Белинский В.Г., статья «“Мечты и звуки” Н.Н.» в «Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах: Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 - февраль 1841», Москва, 1976.

5. Якубович П.Ф., статья «Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность» на сайте http://az.lib.ru.

6. Кулешов В.И., статья «Некрасов в русской критической мысли» в сборнике «Н.А.Некрасов и русская литература», Москва, 1971, с. 172-173.

7. Осьмаков Н.В., статья «Реализм Некрасова и поэзия второй половины 19 века» в сборнике «Н.А.Некрасов и русская литература», Москва, 1971, с. 5-61.

8. Скатов Н.Н., «Некрасов» (серия «ЖЗЛ»), Москва, 1994.

9. Шимкевич К., «Бенедиктов, Некрасов, Фет. – Поэтика», ч. 5, Ленинград, 1929, с. 113.

10. Менцов Ф.Н., рецензия на сборник «Мечты и звуки» в «Журнале министерства народного просвещения», 1840, № 3, с. 124.

11. Межевич В.С., рецензия на сборник «Мечты и звуки» в «Литературной газете», 1840, № 16.

12. Пушкин А.С., «Избранное», Москва, 1975.

13. Лермонтов М.Ю., «Стихотворения и поэмы», Москва, 1956.

14. Бенедиктов В.Г., «Стихотворения», Ленинград, 1939.

15. Батюшков К.Н., "Полное собрание стихотворений" М.-Л., 1964.

16. Жуковский В.А., «Стихотворения», Ленинград, 1939.


[1] Осьмаков Н.В., статья «Реализм Некрасова и поэзия второй половины 19 века».

[2] Н.А.Добролюбов, Собр.соч. в 3 томах, т.3, Москва, 1952, с. 556.

[3] Якубович П.Ф., статья «Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность».

[4] Якубович П.Ф., статья «Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность».

[5] Якубович П.Ф., статья «Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность».

[6] Шимкевич К., «Бенедиктов, Некрасов, Фет. – Поэтика»

[7] Минералов Ю.И., «История русской литературы 19 века (40-60-е годы)».

[8] Скатов Н.Н., «Некрасов» (серия «ЖЗЛ»).

[9] Менцов Ф.Н., рецензия на сборник «Мечты и звуки».

[10] Скатов Н.Н., «Некрасов» (серия «ЖЗЛ»).

[11] Межевич В.С., рецензия на сборник «Мечты и звуки».

[12] Минералов Ю.И., «История русской литературы 19 века (40-60-е годы)».

[13] Белинский В.Г., статья «“Мечты и звуки” Н.Н.».

[14] Минералов Ю.И., «История русской литературы 19 века (40-60-е годы)».

[15] Кулешов В.И., статья «Некрасов в русской критической мысли».

[16] Все рецензии перечислены в сноске в статье Кулешов В.И., статья «Некрасов в русской критической мысли».

[17] Межевич В.С., рецензия на сборник «Мечты и звуки».

[18] Кулешов В.И., статья «Некрасов в русской критической мысли».

[19] Скатов Н.Н., «Некрасов» (серия «ЖЗЛ»).

[20] Чуковский К.И., статья «Некрасов».

[21] Минералов Ю.И., «История русской литературы 19 века (40-60-е годы)».

[22] Белинский В.Г., статья «“Мечты и звуки” Н.Н.».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: