Параллели со стихами из позднего творчества

 

Уже было рассмотрено, что тему судьбы и рока Некрасов наметил уже в своем первом сборнике. В этом подпункте будут проведены параллели с некоторыми стихотворениями из позднего творчества.

Помимо подражательства другим поэтам, которое было рассмотрено в предыдущем подпункте, в некоторых стихотворениях уже угадывается эпичность и прозаичность, присущая позднему Некрасову. Например, в «Покойнице» уже описывается определенный сюжет, а не отвлеченные чувства. Умерла девушка, которую любили два молодых человека. Они явились в день похорон: один из них рыдал у гроба и стенал, другой же «безмолвствуя, рыдал», но именно его хулила толпа:


Толпа его не поняла.

Весь день об нем, наморщив брови,

Судила, думала, врала,

И страшно молвить, как злословя,

Она покойницу звала…

 

В последних строчках уже ясно угадываются пессимистичные настроения, свойственные всеми творчеству Некрасова – противопоставляется праведная личность и безликая толпа.

Трехсложный размер, которым писал Некрасов, чтобы приблизить свои произведения к прозаичной речи и сделать поэзию повествовательной уже встречается в некоторых стихотворениях сборника «Мечты и звуки».

Мало на долю мою бесталанную

Радости сладкой дано,

Холодом сердце, как в буру туманную,

Ночью и днем стеснено.

(«Песня»)

 

Или стихотворение «Песня Замы» тоже написано излюбленным некрасовским размером:

Светел, как отблески ярко-пурпурные

Солнца в прозрачной глуби.

Сладко смотреть ему в очи лазурные,

Дивные шепчут: люби!

 

Разумеется, для любовного стихотворения этот размер не самый удачный, а например, для «Железной дороги» он подходит как нельзя кстати.

Интересно провести параллель раннего стихотворения «Смуглянка» с «Личиком смуглым». Если в первом стихотворении поэт говорит с пафосом, используя всевозможные штампы:

Черны, черны тени ночи,

Но черней твоя коса…

Нет ни бледности бесцветной,

Ни румянца в тебе нет.

 

А в позднем стихотворении образ красавицы уже приобретает иронические черты. Некрасов очень сильно снижает патетику, вводит прозаические детали, тем самым рисуя читателю некий бытовой сюжет:

Где твое личико смуглое

Нынче смеется, кому?...

Но и зубами моими

Не удержал я тебя…

(«Где твое личико смуглое…»)

 

Некрасову уже неважно представить перед читателем красавицу, ему гораздо важнее обрисовать обычную бытовую ситуацию.

Но гораздо более удивительно то, что из некоторых своих ранних стихотворений Некрасов позаимствовал идеи для более зрелых. Например в стихотворении «Тот не поэт», где говориться о стойкости и твердости поэта и непоколебимости перед мирскими усладами:

Кто юных дней губительные страсти

Не подчинил рассудка твердой власти…


Стоит ли долго догадываться из какого пушкинского стихотворения Некрасов взял строки и перефразировал их?

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять…

 

Также:

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил…

(«Памяти Добролюбова»)

 

Баллада «Рыцарь написана тем же приемом противопоставления, что и поэма «Мороз, красный нос»:

Не вихрь завывает, не море бушует,

Не громы грохочут в седых облаках -

Роланд, обнимая, Заиру целует,

У рыцаря радость блистает в очах…

 

Для любовного стихотворения это выглядит неестественно возвышенно, в поэме «Мороз, красный нос» - очень органично:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

Итак, на приведенных примерах можно убедиться, что в творчестве Некрасова встречаются одинаковые образы и даже перефразированные строки. Сюжетность, присущая позднему творчеству Некрасова уже наблюдается в стихотворении «Покойница».






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: