м/с.
Назначаем степень точности 9B [1, табл. 19].
Проектировочный расчет тихоходной передачи
Исходные данные для расчета:
мощность на шестерне Pz3 = 1.98 кВт;
частота вращения шестерни nz3 = 339.3 об/мин;
передаточное число U34 = 2.24.
Режим нагружения:
t1 = 3000 час; P1 = P;
t2 = 5000 час; P2 = 0.8P;
t3 = 4000 час; P3 = 0.3P;
Назначение материалов и допускаемых напряжений
Принимается для шестерни сталь 45 улучшенная, отпуск с твердостью HB 220, для колеса - сталь 45 улучшенная, отпуск с твердостью HB 192.
Допускаемые контактные напряжения
.
Для шестерни Z3:
σHlimb = 2*HB + 70 = 2*220 + 70 = 510 МПа [1, табл. 10] – предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов NH0.
SH = 1.1 [1, табл. 11] – коэффициент безопасности.
- коэффициент долговечности.
NH0 = 12.8*106 [1, табл. 12] – базовое число циклов перемены напряжений.
Эквивалентное число циклов перемены напряжений:
115*106.
< 1, принимаем KHL = 1.
Принимаем значения коэффициентов:
ZR = 1 (принят 7-й класс чистоты обработки);
|
|
ZV = 1 (ожидается V < 5 м/с);
KL = 1 (обильно смазываемая передача);
KχH = 1 (ожидается диаметр зубчатых колес меньше 700 мм).
= 464 МПа.
Для колеса Z4:
σHlimb = 2*HB + 70 = 2*192 + 70 = 454 МПа [1, табл. 10].
SH = 1.1 [1, табл. 11].
NH0 = 10*106 [1, табл. 12];
= 51.3*106
<1,
принимаем KHL = 1
= 413 МПа.
Назначение коэффициентов
Коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния
Ψba = 0.2.
Коэффициент неравномерности нагрузки
KHβ = 1.05 [1, табл. 20] ( 0.324).
KHV = 1.14 – коэффициент динамичности нагрузки.
KHα = 1.14 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Расчет межосевого расстояния
Расчетная формула:
,
причем [σ]H берется минимальным из [σ]H3 и [σ]H4.
Kap = 9.75*103 [1, табл. 2] – средний суммарный коэффициент при расчетах межосевого расстояния с использованием мощности.
119 мм.
Принимаем значение a из стандартного ряда [1, табл. 16] a = 125 мм.
Назначение модуля
m = (0.01 … 0.025)* a = (0.01 … 0.025)*160 = 1,25 … 3.125.
Принимаем m = 2.5 мм, он обеспечивает
- целое число.
Назначение числа зубьев
30.9,
принимаем Z3 = 31.
Z4 = (Z3 + Z4) – Z3 = 100 – 31 = 69.
Фактическое передаточное число
U34ф = 2.23;
ΔU < [ΔU] = 0.45 % [1, табл.8].
Расчет геометрических размеров зубчатых колес
b = bw = ψba*a =0.2*125 = 25, принимаем b = 25 [1, табл. 18] – ширина колес 3 и 4.
Делительные и внешние диаметры колес:
d3 = mZ3 = 2.5*31 = 77.5 мм; da3 = d3 + 2m = 82.5 мм.
d4 = mZ4 = 2.5*69= 172.5 мм; d a4 = d4 + 2m = 177.5 мм.