На начальном этапе работы проводится формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ОНР.
Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные:
1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
2) закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания –у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).
Глаголы:
согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе:
а) дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием без чередования звуков в основе (идёт – идут, стоит – стоят, говорит – говорят, поёт – поют, гремит – гремят и т.д.);
|
|
б) с безударным окончанием без чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, чистит – чистят, бросает – бросают и др.);
в) с чередованием звуков в основе (течёт – текут, бежит – бегут, печёт – пекут, стрижет – стригут, толчёт – толкут и т.д.).
Второй этап – включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные:
1) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
2) закрепление беспредложных форм множественного числа.
Глаголы:
1) дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
а) дифференциация в единственном числе;
б) дифференциация во множественном числе;
в) дифференциация 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
2) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде:
а) согласование глагола и существительного мужского рода;
б) согласование глагола и существительного женского рода;
в) согласование глагола и существительного среднего рода;
г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.
Прилагательные:
согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа:
а) формы мужского рода:
– с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, меховой и пр.);
– с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, весёлый и т.д.);
б) формы женского рода:
– с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, меховая и пр.);
– с безударным окончанием (добрая, вкусная, красная, весёлая и т.д.);
в) формы среднего рода:
– с ударным окончанием (голубое, большое, лесное, меховое и пр.);
|
|
– с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, широкое и т.д.);
Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные:
употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательные:
согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах:
а) в беспредложных конструкциях;
б) в предложных конструкциях;
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.
При формировании словоизменения в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний:
а) глагольные;
б) субстантивные;
в) адъективные;
г) наречные;
д) местоимённые;
е) словосочетания с числительными.
В работе с детьми, страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у детей с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат. Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:
а) предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку);
б) предикат + объект, выраженный существительным в косвенном падеже без предлога (рубит топором, дарит внучке);
в) предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).
Среди именных словосочетаний наиболее доступными для детей с ОНР являются следующие:
а) словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (красная машина);
б) словосочетания из двух существительных: со значением принадлежности (хвост лисы), со значением совместности (чашка с блюдцем).
В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывается семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность работы над предложением:
1. Нераспространённые предложения: субъект – предикат (Девочка рисует. Дерево высокое).
2. Распространённые предложения из трёх-четырёх слов:
а) Субъект – предикат – объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (Девочка рисует дом);
б) субъект – предикат – объект – объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашами);
в) субъект – предикат – локатив: подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (Дети играют в саду);
г) субъект – предикат – объект – локатив: подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места (Девочка рвёт цветы в саду);
д) субъект – предикат – объект – атрибутив: подлежащее – сказуемое – дополнение – определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).
3. Предложения с однородными членами.
4. Сложносочинённые предложения.
5. Сложноподчинённые предложения.
В процессе закрепления форм словоизменения в связной речи последовательность логопедической работы определяется сложностью семантической структуры текст, видом текстов. В работе с детьми, страдающими ОНР. Используется преимущественно текст-описание и текст-повествование. Более простым для этих детей является текст-повествование.
Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы:
1. Сравнение предметов, признаков, действий по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.
2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи.
3. Соотнесение выделенного значения с флексией.
|
|
4. Фонематический анализ выделенной флексии.
5. Письменное обозначение флексии (если дети знают буквы).
6. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.
7. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи.
Покажем это на примере дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.
1. Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Даётся задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки располагаются в два ряда: в первом ряду – картинки с изображением одного предмета, во втором ряду - картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют, чем отличаются серии картинок.
2. Дети называют картинки второго ряда (например, слоны, столы, шкафы, шарфы…) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.
3. После повторного называния детьми слов второго ряда логопед задаёт вопрос: "Что слышится в конце этих слов?" или "Какой одинаковый звук слышится в конце этих слов?" (Звук ы). Сравниваются пары слов: стол – столы …. Определяется их различие по семантике (стол – один предмет; столы – много предметов) и по звучанию. Делается вывод: в конце слов, обозначающих много предметов, слышится звук ы.
4 – 5. Звук ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставляется около серии картинок, изображающих несколько предметов.
6 – 7. Детям предлагаются другие картинки, на которых изображён либо один предмет, либо несколько предметов. Логопед называет слово в единственном или множественном числе, дети показывают соответствующую картинку. Для закрепления правильной словоформы в экспрессивной речи логопед показывает картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе.
В дальнейшем проводятся различные игровые упражнения по закреплению формы множественного числа в словосочетаниях, предложениях, связной речи.