Тенденции развития рынка ценных бумаг в Беларуси

 

Беларусь начала формирование национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» (12 марта 1992 г. № 1512-ХП; изменения и дополнения внесены 28 июня 1996 г. № 487-ХШ).

Закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организа­ции и деятельности фондовой биржи.

Основ­ной объем операций с ценными бумагами совершаются на бир­жевом рынке. Так, суммарный объем сделок купли-продажи здесь в 2006 г. составил 8,1 трлн р., или 80,3 млн ценных бумаг (2005 г. — 5,6 трлн р., или 67,3 млн ценных бумаг). Общее ко­личество сделок достигло более 59 тыс. в 2007 году. При этом 99,8 % суммарного объема торгов представлено сделками с го­сударственными ценными бумагами; 0,002 % — с негосударст­венными;  0,1 % — с векселями ОАО «Белтрансгаз». Основны­ми участниками рынка, как и ранее, были коммерческие бан­ки. Причина чрезмерно высокой доли, с одной стороны, госу­дарственных ценных бумаг как объекта сделок, а с другой, — банков как субъекта сделок состоит в том, что операции с го­сударственными ценными бумагами стали одним из основных инструментов регулирования ликвид­ности банковской системы.

Несмотря на значительный удельный вес выпущенных ак­ций (более 70 % общего объема эмиссии ценных бумаг), про­слеживаемую из года в год динамику увеличения объема тор­говли ими, по сравнению с другими инструментами, вторичный рынок акций крайне невелик. По мнению специалистов, дан­ный дисбаланс на рынке акций обусловлен следующими при­чинами:

• основное количество акций (около 85 % всех выпущенных акций ОАО) принадлежит государству, и, следовательно, они не попадают в сферу обращения;

• от 5 до 10 % акций находится под мораторием (акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь на льготных условиях, т.е. по цене на 20 % ниже номинальной стоимости, или за чеки «Имущество», запрещены к отчуждению в период безвозмездной приватизации).

В результате небольшое количество оставшихся в свободном обращении акций (в пределах 5—10 % общего объема их вы­пуска) не способствует созданию ликвидного рынка акций в на­шей республике и, как следствие, использованию его потенциа­ла в процессе привлечения инвестиций.

В настоящее время роль фондового рынка в развитии эконо­мики страны недостаточна. Невелика она и в России: за послед­ние 4 года только 10 % всех инвестиций в реальный сектор при­ходилось на рынок ценных бумаг и еще  20 % — на банковские кредиты.[13]

Имеются проблемы и в развитии самого фондового рынка. Одна из них состоит в отсутствии существенных объемов иност­ранных инвестиций в его инструменты, что при сформирован­ной инфраструктуре обусловлено теми же причинами, что и в целом для иностранных инвестиций. Другая причина заключа­ется в невысоком уровне капитализации национального фондо­вого рынка, что объясняется низкими рыночными спросом и предложением на нем.

Наряду с перечисленными выше наиболее важными пробле­мами белорусского рынка ценных бумаг являются следующие:

• не развит такой сегмент рынка, как рынок корпоратив­ных облигаций (за 12 лет существования национального фондо­вого рынка осуществлено только четыре выпуска корпоратив­ных облигаций, два из них — в 2003 г.);

• ставки налогообложения на рынке ценных бумаг чрезмер­но завышены, что серьезно тормозит его развитие;

• отсутствует необходимый и достаточный уровень инфор­мационного и аналитического обеспечения населения и участ­ников фондового рынка, в том числе информационной системы данных об эмитентах, состоянии торговли их ценными бумага­ми, профессиональных участниках рынка.

Основной целью развития фондового рынка в Республике Беларусь является создание целостного высоколиквидного про­зрачного и эффективного рыночного института, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бу­маг. Это невозможно без комплекса общих мер по формирова­нию благоприятного инвестиционного климата, в числе кото­рых обеспечение защиты прав собственников, изменение нало­говой системы, либерализация валютного законодательства и ряд других. Кроме того, необходима глубокая модернизация системы действующего рынка.

В начале пятилетия (2006—2010 гг.) предполагается реали­зовать следующие направления:

• расширение спектра инструментов рынка;

• активизация рынка корпоративных ценных бумаг;

• совершенствование спектра финансовых услуг, оказывае­мых небанковскими институциональными инвесторами (инвес­тиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, стра­ховые компании);

• развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и пере­распределению капиталов (институт кредитной кооперации). Для становления кредитной кооперации как специализирован­ной формы небанковских кредитных организаций необходимо усовершенствовать законодательное обеспечение ее функцио­нирования;

• формирование и активизация развития системы финансо­вых рынков и институтов, в том числе банковского сектора и сети небанковских финансовых организаций (портфельные фон­ды, фонды венчурного, рискового, капитала, лизинговые и факторинговые, а также страховые компании).[14]

В условиях глобализации мирового фондового рынка прак­тически невозможно поддерживать изоляцию национальных фондовых рынков. Следовательно, важным шагом в этом нап­равлении является интеграция финансовой системы республи­ки и в мировое инвестиционное пространство, прежде всего пу­тем выхода на рынок евробумаг как наиболее перспективный источник инвестиций для эмитентов стран с переходной эконо­микой, а также создания общего рынка ценных бумаг Союза Беларуси и России.

Получение Республикой Беларусь кредитного рейтинга и выход на международный рынок путем выпуска еврооблигаций должны создать благоприятные предпосылки для использова­ния иностранного капитала с целью развития национального, фондового рынка, технологического перевооружения и наращивания производственного потенциала страны.

Таким образом, в настоящее время в республике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, созданы инфраструктура, нормативно-правовая база фондового рынка, системы государ­ственного регулирования и регулирования межгосударственно­го обращения ценных бумаг, отвечающие требованиям между­народных стандартов, а с другой — размеры иностранных порт­фельных инвестиций и капитализация национального фондо­вого рынка не соответствуют уровню и динамике макроэконо­мических показателей экономики Беларуси и отстают от дру­гих стран с переходной экономикой. [5, с.481]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенный анализ развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь позволяет сделать вывод, что в настоящее время он по-прежне­му находится в состоянии своего формирования. По вопросу о развитии рынка государственных ценных бумаг необ­ходимо отметить следующее. Беларусь может дестабилизировать финан­совый рынок, поэтому государственный долг нужно сокращать или, по крайней мере, остановить темпы его наращивания. Надежное функционирование рынка ценных бумаг зависит от развитости вторичного рынка, так как он напрямую влияет на ликвид­ность ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь сегодня представля­ет собой развивающийся сектор финансового рынка. В стадии становле­ния находятся все его сегменты, в том числе и рынок государственных ценных бумаг.

Принимая во внимание, что на данном этапе рынок ценных бумаг не может обойтись без эффективного государственного регулирования, в качестве первостепенной задачи необходимо совершенствовать единую государственную политику, направленную на развитие рынка ценных бумаг, в том числе государственных.

Рынок ценных бумаг неразрывно связан со всеми сегментами финансового рынка и успешное его функционирование, помимо привле­чения инвестиций, позволит снять напряжение, складывающееся в дру­гих сегментах финансовой системы и экономики в целом.

В направлениях денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь весь­ма прогрессивным средством борьбы с инфляцией названо безинфляционное кредитование дефицита бюджета за счет увеличения рынка госу­дарственных ценных бумаг. Прогрессивность перехода к нему от прямо­го кредитования бюджетного дефицита Национальным банком очевидна, хотя и здесь должен быть известный предел.

Список использованной литературы

1.Гражданский кодекс Республики Беларусь

2. Банковский кодекс республики Беларусь;

3. Закон Республики Беларусь: "О ценных бумагах и фондо­вых биржах".

4. В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др: «Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления»: Учеб. пособие / БГЭУ,2005. – 844 с.

5. Александрович, А.В. Богданович [и др.] «Национальная экономика Беларуси»: учебник / 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.

6. П.А. Маманович «Рынок ценных бумаг»: учеб. пособие / - Минск: соврем. шк., 2006. – 320с.

7. ТихоновР.Ю. Рынок ценных бумаг. – Мн.: Армита- Маркетинг, Менеджмент”,1999. – 208 с.

8. Шелег Е.М. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие / под общ. ред. Е.М. Шелег. – Мн., БГЭУ, 2000. – 188 с.

9.Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело ЛТД, 1993, 432 с

10. http://3-07.olo.ru/news/economy/68544.html

11. http://www.justmedia.ru/news/24162/

12. http://kvnews.ru/banks/6061/

13. http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/2007/bulletin2007_12.pdf

14. http://www.basegroup.ru/tasks/datamining_prepare.htm

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: