1. Глаголы общего характера, передающие действия автора. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов: | ||||||
автор | рассматривает | описывает | ||||
анализирует | называет | |||||
раскрывает | говорит | |||||
разбирает | показывает | |||||
излагает | освещает | |||||
останавливается | сообщает | |||||
2. Глаголы, употребляемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала: | ||||||
автор | исследует | высказывает | ||||
разрабатывает | предположение | |||||
доказывает | выдвигает | |||||
выясняет | считает | |||||
утверждает | полагает | |||||
3. Глаголы, употребляемые для передачи определений и градаций, классификации конкретных проблем, вопросов: | ||||||
автор | определяет (дает | перечисляет (призна- | ||||
определение) | ки, черты, свойства) | |||||
характеризует | сравнивает | |||||
формулирует | сопоставляет | |||||
констатирует |
| |||||
4. Глаголы, употребляемые для перечисления вопросов, рассматриваемых в первоисточнике попутно, по ходу: | ||||||
автор | касается | замечает
| ||||
затрагивает | намечает | |||||
упоминает |
| |||||
5. Глаголы, передающие слова и мысли, которые автор первоисточника выделяет особо: | ||||||
Автор | выделяет | обращает внимание | ||||
отмечает | уделяет внимание | |||||
подчеркивает | концентрирует | |||||
утверждает | внимание | |||||
повторяет | заостряет внимание | |||||
специально | акцентирует | |||||
останавливается | внимание | |||||
неоднократно | сосредоточивает | |||||
возвращается | внимание | |||||
6. Глаголы, используемые для обобщений, подведения итогов: | ||||||
автор | делает вывод | подытоживает | ||||
приходит к выводу | обобщает | |||||
подводит итоги | суммирует | |||||
7. Глаголы, фиксирующие, отмечающие аргументацию автора первоисточника с использованием примеров, цитат, иллюстраций, цифр, всевозможных данных: | ||||||
автор | приводит примеры | доказывает | ||||
(цифры, таблицы) | сравнивает | |||||
ссылается | сопоставляет | |||||
опирается | соотносит | |||||
аргументирует | противопоставляет | |||||
обосновывает | исходит | |||||
иллюстрирует | цитирует | |||||
подтверждает |
| |||||
8. Глаголы, используемые для выражения позиции автора: | ||||||
автор | соглашается | полемизирует | ||||
(согласен) | критикует | |||||
возражает | расходится | |||||
противоречит | во взглядах | |||||
спорит | выдвигает (приводит) | |||||
опровергает | возражения, | |||||
аргументы | ||||||
доказательства | ||||||
Таблица 4
Список оценочных конструкций
Оценочное описание авторского текста | В статье представлена точка зрения на...; содержатся дискуссионные положения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины, ценные сведения, экспериментальные положения, важные неопубликованные данные, попытки доказать (что?), убедительные доказательства; намечаются правильные пути; отмечается важность (чего?); ясно сформулировано (что?), доказано (что?) |
Выражение сопоставления | Сравнивать, сопоставлять (что с чем?), считаться (с чем?), обращать внимание (на что?), иметь в виду (что?), наводить на мысль |
Выражение значимости | Важно отметить, что; сущность этого сводится к следующему; с теоретической точки зрения это..., с практической точки зрения это...; необходимо подчеркнуть, что… |
Выражение уверенности | Убежден, уверен, считать, полагать; с точки зрения автора; автор убедительно доказывает, что; это доказывает, что; доказано, что; разумеется, что; очевидно, что; нет сомнения в том, что; в этой связи ясно, что; автор отстаивает точку зрения, придерживается точки зрения |
Выражение согласия | Одобрять, хвалить, восхищаться, соглашаться, разделять точку зрения, подтверждать, признавать достоинства, придерживаться подобного же мнения |
Выражение критики (несогласия) | Отмечать недостатки, упрекать в небрежности, в неточности, вскрывать недостатки, критиковать, возражать, оспаривать, расходиться во взглядах, опровергать, пренебрегать, игнорировать, упускать из виду Автор не раскрывает содержания (чего?), противоречит, упускает из виду, необоснованно утверждает, критически относится, ставит невыполнимую задачу, не подтверждает вывода фактами. Непонятно, что; сомнительно, что; желательно (полезно, целесообразно) было бы... |
Выражение предположения | Допустить; высказать свое предположение; предложить; выдвинуть гипотезу (о чем?), предположить, что; условиться, что... |
Таблица 5
|
|