Сочинение на литературную тему

Цель: способствовать развитию филологической культуры, письменной речи студента, формировать теоретико-литературную позицию.

Задание: дать письменный ответ на вопрос (один вопрос на студента).

 Обращение к жанру сочинения является одним из необходимых условий профессионального становление студента-филолога. Сочинение остается основной формой развития письменной речи в курсе школьного изучения литературы, однако в вузе этому виду работы не уделяется должного внимания. Безусловно, анализ текста в одном из предложенных аспектов (письменные работы №№ 1, 4, 5 первого семестра, №№ 2, 3, 4 второго семестра) также является сочинением на литературную тему. Задание, предложенное для выполнения, по жанру является сочинением-рассуждением, свидетельствует о понимании студентом специфики литературы как вида искусств.

Рассуждения, излагаемые в сочинении, необходимо доказывать примерами.

Требования к написанию сочинений-рассуждений изложены в ряде методических пособий и учебников по методике литературы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Казарцева О. М., Вишнякова О. В. Письменная речь. – М., 1998.

2. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы. – М., 2002.

3. Колокольцев Е. Н. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения. – М., 1958.

4. Крундышев А. А. Как работать над сочинением. – СПб., 1992.

5. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. – 3-е изд. – М., 2001.

6. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. – М., 1987.

7. Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением (Практические советы поступающим в вузы). – М., 1990.

8. Полтавец Е. Как писать сочинение. – М., 2001.

 

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

1. Как проявляются в художественном тексте признаки завершенности и адекватной воплощенности творческого замысла?

2. Как вы считаете, правомерно ли понимать под литературой «все, что написано»?

3. Какое значение имеет звуковая организация литературного произведения?

4. Какова роль фантазии в создании литературного произведения?

5. Что вы понимаете под объектом и субъектом высказывания литературного произведения?

6. По каким признакам можно определять «более или менее прозаические» и «более или менее стихотворные явления»?

7. Можете вы согласиться с тем, что «поэзия обращается больше к фантазии слушателя как смысловая сила впечатления», а «проза более к разуму как абстрактная способность мышления»?

8. В чем заключается принципиальное отличие ритмической структуры прозы от стихотворного ритма?

9. Какую роль играют различные виды тропов в поэзии?

10.  Можете вы согласиться с тем, что язык поэзии всегда архаичнее языка прозы?

11.  В чем, по-вашему, заключается никогда не стираемая разность между языком поэзии (лирики) и прозы?

12.  Насколько справедливо, на ваш взгляд, утверждение, что объем прозы задается сюжетом и жанром, но не системой художественной речи?

13.  Можно ли согласиться с тем, что разграничение формы и содержания носит условный характер?

14.  Что такое идея художественного произведения?

15.  Что входит в понятие «чувственное воплощение» применительно к литературному произведению?

16.  Что вы понимаете под конкретностью содержания и формы художественного произведения?

17.  Что вы понимаете под «органической целостностью» литературного произведения?

18.  Какую роль в создании художественного мира выполняет вымысел?

19.  Какие особенности художественного текста свидетельствуют о том, что содержание в определенной степени копирует реальные предметы?

20.  Что представляют собой «символические моменты» поэзии?

21.  Как вы понимаете определения: «форма, ставшая содержанием» и «содержание, воплотившееся в единственно возможной, им порожденной, им обусловленной форме»?

22.  Как поэт может для выражения всеобщего подыскивать особенное, а в особенном видеть всеобщее?

23.  Что значит «ввести» в художественное произведение прекрасное?

24.  Какими качествами должны обладать художественные образы литературного произведения, чтобы казаться читателю «подлинно существующими»?

25.  Что такое, по-вашему, «представление в слове»?

26.  Как вы понимаете мысль о том, что художественный образ ценен именно сам по себе и конкретен подобно первичной действительности?

27.  Как вы понимаете утверждение, что художественный образ – это способ и форма освоения жизни?

28.  Как представлены в художественном образе «объективно-познавательное» и «субъективно-творческое» начала?

29.  Каково ваше понимание определения «художественное произведение как образ»?

30.  Как вы думаете, в чем сложность проблемы «адекватности художественного образа действительности»?

 

 

 


[1] Георгиевский А. С. Художественное своеобразие русской прозы малых жанровых форм последней трети ХХ века. Материалы для преподавателя. – М., «Просветитель», 2005, С. 31

[2] Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С. В. Тураев. – М., «Просвещение», 1974,с. 255

[3] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. – М.: «Терра», 1995, с. 665

[4] Словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. С-Я / АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Русский язык», 1988, с. 771

[5] Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. К-О / АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Русский язык», 1986, с. 328

[6] Тарковский М. А. Замороженное время. – М.: «Андреевский флаг», 2003, с. 331

[7] Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С. В. Тураев. – М., «Просвещение», 1974, с. 295

[8] Словарь русского языка: В 4-х т. /АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985-1988. Т.3. П-Р. 1987, стр. 711

[9] Схема построения и таблицы, которые могут помочь при написании реферата, опубликованы в кн.: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. 7-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2001, с. 79 – 89.

[10] Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л.: Ленинградск. отдел. изд-ва «Сов. писатель», 1974, с. 7

[11] Чернец Л.В., Исакова И.Н. Персонаж // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Чернец Л.В. – М.: Высш. шк., 2004, стр. 197

[12] Чернец Л.В. Виды образа // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Чернец Л.В. – М.: Высш. шк., 2004, с. 41

[13] Чернец Л.В. Предметный мир // // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Чернец Л.В. – М.: Высш. шк., 2004, с. 197

[14] Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 4-е, испр. – М.: Просвещение, 1971, с. 63.

[15] М. Тарковский: «Мир мужицкого труда – золото». Беседу вел Александр Яковлев // Литературная газета, № 21, 23-29 мая 2007 г., с. 15.

 

[16] Целкова Л. Н. Мотив // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Чернец. М: Высшая школа, 2004, С. 234

[17] Витковская Л. В. Авторское «я» в когнитивной парадигме. – Пятигорск: Пятигорский гос. университет, 2005, с. 73.

[18] Красных В.В. От концепта к тексту и обратно // Вестник МГУ. Сер. 9. «Филология», - 1998, № 1, с. 60-61

[19] Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. – М., 1987, с. 254

[20] Себина Е. Н. Пейзаж. // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Чернец. М: Высшая школа, 2004, с. 264 - 274

[21] Тарковский М. А. Енисейские очерки // Октябрь, 2004, № 3.

[22] Тарковский М.А. Замороженное время. – М.: Андреевский флаг, 2003.

[23] Тарковский М.А. За пять лет до счастья. – М.: Хроникер, 2001

[24] Тарковский М.А. Кондромо // Октябрь, 2003, № 3, с. 37

[25] Тарковский М.А. Таня // Замороженное время. – М.: Андреевский флаг, с. 314

[26] Себина Е. Н. Пейзаж. // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Чернец. М: Высшая школа, 2004, с. 264 - 274

[27] Тарковский М.А. С высоты // Замороженное время. – М.: Андреевский флаг, 2003, с. 7

[28] Тарковский М.А. С высоты // Замороженное время. – М.: Андреевский флаг, 2003, с. 21ё

[29] Есин А.Б. Психологизм. // Введение в литературоведение: Уч.пособие / Под ред. Чернец Л.В. – М.: Высш. шк., 2004, с. 244.

 

 

[30] Абашева М. П. Автоконцепция русской литературы рубежа ХХ-XXI вв. // Теоретико-литературные итоги ХХ века: Литературное произведение и художественный процесс. – М.: Наука, 2003, с. 72



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: