Глава 3. Неофеминизм, разработка гендерного подхода

На основе радикального феминизма под воздействием идей Симоны де Бовуар, сложилось новое направление, названное неофеминизмом. В его рамках проводились кампании протеста против женской дискриминации, за легализацию аборта, распространение противозачаточных средств, обличались всевозможные формы насилия над женщиной. В нем выделилось два направления дифференцированное и эгалитарное.

Сторонники первого  отстаивают идею о специфике женского начала. Они говорят о праве женщины не копировать мужской стандарт поведения, а отстаивают право на различие с мужчиной, доказывая, что вся история и культура человечества выстроена в соответствии с мужскими предпочтениями и видением мира. Поэтому женщина должна противопоставить этим стандартам и стереотипам женские. Без утверждения своего особого взгляда, женщины рискуют потерять самобытность и раствориться в мужском обществе.

Представительницы же другого течения были убеждены в равенстве личностного начала индивида независимо от его пола и, полностью следуя идеям Симоны де Бовуар, отрицают существование «женской судьбы». По их мнению, женщина должна быть способна реализовать себя как человек - в труде, в творчестве, в саморазвитии. Они упрекали своих оппоненток за то, что они все свои заключения выводят на уровень сексуальности, что для них «признак пола - главный и повсеместный». [7]

С середины 70-х годов в западных университетах возникли центры исследований с особыми программами, основной задачей которых было выявить или опровергнуть существование женского «начала», женского взгляда на мир. С развитием этих исследований взгляды  представителей эгалитарного и дифференцированного подхода стали разниться ещё более. Таким образом, появилось новое понятие «гендер», обозначающее социальные отношения пола, социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские. С его помощью удалось перевести анализ отношений пола с биологического уровня на социальный, отказавшись от тезиса о природном назначении пола.  Гендер определяется как работа общества по приписыванию пола, которая производит и воспроизводит отношения неравенства и дискриминации. Категория различия женщин и мужчин становится основной в определении женственности и мужественности. Различия задаются через контексты возраста, расы и сексуальной ориентации.

 Отнесение индивидов к той или иной категории по признаку пола является существенно значимым для социально компетентного поведения. Успешная коммуникация обычно опирается на возможность однозначной идентификации пола собеседника. Однако, категоризация по признаку пола, не всегда однозначна и не обязательно соответствует биологическому полу индивида. Приписывание пола происходит согласно правилам создания гендера, принятым в данном обществе и выражаются в гендерном дисплее.

Итак, до 70х годов социология включала в свое поле рассмотрение отношений полов, которое зависело от общего теоретического подхода, пол при этом интерпретировался как приписанный статус. Гендерный подход был сформирован как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. В его рамках гендерные отношения рассматриваются как отношения власти, организованные на основании культурно-символического определения пола. Таким образом, гендерный подход – представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения – признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится многоуровневой категорией социального анализа. [8]

Исследование гендерных отношений становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Большее внимание им уделяют антропология, психология, социология, философия, в меньшей степени – политология, история, экономика. В России наиболее интенсивно в последние годы осваивает гендерную проблематику именно социология.


Заключение.

Итак, в результате медленных завоеваний феминистскому движению удалось получить для женщин права, которые уже стали привычными и необходимыми для современной женщины. Теперь мы можем рассчитывать на зарплату, соизмеримую с мужской, быть политически активными, распоряжаться своей семейной жизнью. Но получение гражданских прав оказалось лишь половиной дела, на то, чтобы научиться ими пользоваться, также потребовались время и определенные усилия. Долгое время женщины не хотели голосовать, не говоря уже о том, чтобы попытаться вступить на политическую арену.

Феминистское движение помогло женщине освоиться в новой для них роли субъекта истории. Стремление к свободе и к активной человеческой деятельности одержало верх над стереотипами традиционного женского поведения. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, женщины, которые в конце XX века составляли более 50% населения мира и доля которых в производстве была 2/3, получали лишь 10% всех доходов и владели 1% всего имущества. По данным ООН на 1995 год женщины составляли 70% неимущих, 2/3 неграмотных людей в мире, занимали лишь 14% должностей в управленческой сфере, не более 11% мест в парламентах. И ныне феминисты осознают подчиненное положение женщин и их низкий статус в обществе и добиваются преодоления этого состояния, а также доступа женщин к самым влиятельным позициям в обществе.

Немаловажно, что наряду с другими появляется и гендерная толерантность, которую можно определить как непредвзятое отношение к представителям другого пола. Но в целом «война полов» по-прежнему продолжается, некомпетентность в вопросах гендера и отсутствие формирования гендерной толерантности лишает людей возможности повышения качества своей жизни и формирования полноценной личности.

Итак, в разные времена и в различных странах движение феминизма принимало разнообразные формы и ставило перед собой разные цели. Но всегда оно поднимало вопросы, имеющие значение для обоих полов. В конце XX века происходят радикальные изменения в условиях жизни людей под влиянием НТР, распространения образования, повышения самосознания, и вслед за этими изменениями феминизм выступает за пересмотр традиционных отношений между полами. Современный феминизм бросает вызов устаревшим стереотипам мышления и традиционной политике с позиции силы и является одним из ведущих направлений в движении человечества к свободе.

 


Список литературы:

1. Айвазова – «Гендерное равенство в контексте прав человека», Москва, 2001

2. Ахмедшина, Шнырова, Школьников – «Основные направления феминистской теории»

3. Бовуар С. – «Второй пол»

4. Воронина О.А. «Феминизм и гендерное равенство», Едиториал УРСС, 2004.

5. Гидденс Э. – «Социология», Москва, 2005

6. Губин, Сидорина, Филатов – «Философия», Москва, 2000

7. Здравомыслова Елена, Темкина Анна – «Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии», Социологические исследования №11, 2000

8. Клименкова Т. А. – «От феномена к структуре», изд. Наука, 1991

9. «Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых», изд. РУДН, Москва,2004

10.  Миллетт К. «Сексуальная политика» Вопросы философии, 1994

11.  Смелзер Н. «Социология» изд. Феникс, Москва, 1994

12.  «Социологическая энциклопедия», изд. Мысль, 2003

13.  Успенская В.И. «Феминизм: происхождение понятия и его современный смысл», Тверь, 1999.

 


[1] The Oxford English Dictionary, 1994

[2] Губин, Сидорина, Филатов – «Философия», 2000, стр. 649

 

[3] Ш. Фурье, "Теория четырех движений", 1808

[4] С. Де Бовуар «Второй пол», СПБ, 1997, стр 70

[5] Там же

[6] Марро «Половая зрелость»

[7] Клименкова Т. А. «Неофеминизм как тип структуралистической доктрины», 1991

[8] Уэст, Зиммерман «Создание гендера», СПБ. 1997





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: