Общая характеристики финансовой политики XIX века

 

Говорить о финансовых учреждениях XIX века, не отметив некоторых особенностей финансовой политики этого времени, невозможно. Для России первой половины XIX века были характерны кризис феодализма и становление капиталистического уклада. Политический курс абсолютизма становится более гибким. Правительство обещает и осуществляет некоторые реформы, приспосабливаясь к новым условиям. Это было время различных проектов преобразования государственного строя.[52]

XIX век характеризуется многочисленными кризисами финансовой системы. "Государство наше вступает в 1810 год с 577 млн. внутреннего долга, состоящего в ассигнациях... Все части государственной экономии, вся промышленность должны страдать от сего положения финансов. Дороговизна вещей должна возрастать со всею быстротой и отягощением... Никаких контрактов, ни частных, ни казенных... сделать будет невозможно, ибо никто не может исчислить, что будет стоить рубль через два месяца... Меры сему падению до совершенного уничтожения кредита ассигнаций назначить с точностью невозможно... Когда сей несчастный круг, в коем цены возвышаются от новых долгов, а новые долги делаются необходимыми от возвышения цен, раз заведется, то выйти из него будет невозможно, если в середине или в конце его обращения правительство его не остановит. Но остановить его нельзя без сильных мер и без важных пожертвований".

Так один из наиболее видных политических деятелей своего времени, государственный секретарь М. М. Сперанский, описывал сущность финансового и сопутствовавшего ему экономического кризиса первых лет XIX века.

В середине века министр финансов А.М. Княжевич писал, что обнаруживаются "все признаки денежного и коммерческого кризиса. Повсеместный недостаток звонкой, даже медной монеты, стеснение частного и государственного кредита, застой торговых оборотов и упадок денежного достоинства кредитных билетов - возвышение от того цен на все произведения и понижение курса по переводу денег за границу - все эти причины производят вредное действие на промышленность и торговлю страны, а постоянно повторяющиеся дефициты имеют гибельное влияние на государственное хозяйство вообще".

В 1895 году, выступая в Государственном совете, С. Ю. Витте отметил, что в России, по крайней мере, 40 предыдущих лет не было устойчивого денежного обращения. Кризисное состояние финансов сохранялось с небольшими перерывами весь XIX век и тяжело сказывалось на экономике страны в целом. Принимались различные меры, однако устранить расстройство денежного обращения на длительное время не удавалось.[53]

 В основе неустойчивости финансов лежало противоречие между ролью великой державы, которую Россия играла в европейской политике, и реальными экономическими возможностями страны. Труд населения империи не давал государству доходов, достаточных для поддержания ее могущества на уровне, соответствовавшем требованиям эпохи: сказывалось запоздалое по сравнению со странами Запада развитие страны. Производительные силы были скованы в первой половине XIX века крепостным правом, а во второй половине - инертностью старых, еще сохранявшихся общественных отношений и вялостью процесса перераспределения собственности. В результате финансовая система России не выдерживала возлагавшихся на нее нагрузок.

Наиболее проницательные государственные деятели видели сущность проблемы. "Государство не может быть сильным, - писал Витте, - коль скоро главный оплот его - крестьянство слабо. Мы все кричим о том, что Российская империя составляет 1/5 часть земной суши и что мы имеем около 140 млн. населения, но что из этого, когда... громаднейшая часть населения с экономической точки зрения представляет не единицы, а… даже четверть единиц".

Главными статьями расходов, поглощавшими средства государства, в XIX веке являлись содержание вооруженных сил, стабилизация финансовой системы (в частности в связи с проблемой бумажных денег), уплата процентов по займам, финансовые вложения в мероприятия общегосударственного значения (отмена крепостного права, строительство железных дорог).

При этом необходимо иметь в виду, что правильная отчетность о государственных доходах и расходах появилась лишь во второй половине века: до 1862 года разглашение сведений о государственных финансах было запрещено, а четкой регламентации отчетности не существовало. Нередко допускалась и прямая фальсификация, часто чиновники приукрашивали сведения, стараясь представить свою деятельность в благоприятном виде. Нельзя не считаться с наличием иногда противоречивых данных о финансах этой эпохи. В подобных случаях приходится отдавать предпочтение сводному труду, выпущенному Министерством финансов в 1902 году: он заслуживает наибольшего доверия, так как его составители располагали всеми имевшимися в архивах материалами и у них не было оснований искажать сведения, относившиеся к предыдущему столетию.[54]

Неизменным источником денежных средств, поддерживавшим российские финансы, были иностранные займы, к которым стали особенно активно прибегать начиная с 60-70-х годов (но использовали и раньше). За 1798-1877 годы было заключено 20 договоров о займах; 16 из них так или иначе предназначались на финансирование армии и сглаживание финансовых кризисов, а 4 займа - на строительство железных дорог.

В случае международных осложнений такая зависимость от иностранного капитала таила в себе опасность. Во время польского восстания 1830-1831 годов общественность Европы была враждебно настроена к России. Канкрин писал о возникших из-за этого трудностях: "Все старания сделать новый голландский заем... были безуспешными. Причина сией неудачи частию основывалась... на лживых нареканиях поляков... и живом участии, которое принимали... даже капиталисты в действиях и успехах мятежников".

Государственный долг по внешним займам возрастал из года в год. Однако сроки полного расчета по займам были далекими: и первый и второй англо-голландские займы были заключены на 40 лет, так что их полное погашение должно было состояться лишь в 1903 и 1906 годах. Важнейшей задачей правительства была консолидация государственного долга, то есть перенос выплаты занятых средств на более отдаленные сроки. С этой задачей Министерство финансов в общем справлялось. Например, окончательный расчет по голландскому займу 1798-1815 годов был отнесен на 1919 год. Но проценты по долгу приходилось платить ежегодно. Они лежали тяжелым бременем на бюджете. Если проценты по государственным долгам в 60—70-е годы колебались в пределах 20-25% от обыкновенных доходов бюджета, то в 80-е годы они составляли уже 30-35%.

В 1881 году на должность министра финансов был назначен профессор Киевского университета, выдающийся специалист по финансовым проблемам Н.X. Бунге.

Главной заслугой Бунге стало усовершенствование системы налогообложения, основанное на понимании того, что экономический прогресс возможен лишь тогда, когда налоги соответствуют реальным возможностям налогоплательщиков и оставляют им достаточно средств для развития хозяйства. Об этом писал еще Канкрин: "Богатый народ может давать и большой доход, а вымогать оный у бедного значит срубать дерево для получения плодов".

Именно на крестьянство, составлявшее подавляющую часть производящего населения, падала основная тяжесть подушной подати, в то время как дворянство - сословие, в руках которого находилась большая часть земельной собственности, прямых налогов не платило вообще. После отмены крепостного права к подушной подати добавились наложенные на крестьянство выкупные платежи.[55]

Бунге удалось в какой-то мере добиться переноса тяжести налогообложения с крестьянства на другие сословия. В 1882 году были несколько уменьшены выкупные платежи. В 1887 году было проведено важнейшее в социально-экономическом отношении мероприятие - отмена подушной подати. Для компенсации были увеличены налоги на имущие классы (промысловый налог, налог на денежные капиталы, налог на недвижимые имущества в городах), были повышены также косвенные налоги. Это были шаги в правильном направлении, но немедленных результатов они дать не могли: расходы все время превышали доходы и ликвидировать постоянные дефициты бюджета не удавалось. Деятельность Бунге принесла плоды лишь десятилетием позже.

Иную политику проводил его преемник Вышнеградский (1887-1892 годы). Он беспощадно выжимал недоимки с крестьян (даже по уже отмененной к этому времени подушной подати), не учитывая, что малопродуктивное крестьянское хозяйство, задавленное выкупными платежами, находилось на грани краха. Репрессивные меры, применявшиеся к неплательщикам, были самые жесткие: конфискация скота, сельхозинвентаря и тому подобное.

Однако он твердо шел к своей цели. Высокие косвенные налоги на керосин, спички, сахар, водку, жесткие ввозные таможенные пошлины были неотъемлемыми элементами его политики. Обстановка ему благоприятствовала: 1887-1888 годы отличались высокими урожаями зерновых, а спрос на русских хлеб за границей был значительным. Впервые за долгие годы Вышнеградский добился бездефицитного бюджета. Представлялось, что результаты его управления будут блестящими. Но основа, на которой было построено это кажущееся процветание, была гнилой. 1891 и 1892 годы отличались жестокими неурожаями, политика правительства окончательно довела крестьянские хозяйства до истощения: у крестьян не было ни денежных, ни сельскохозяйственных запасов, число жертв голода и сопутствовавших ему лишений доходило до сотен тысяч. Это была катастрофа. Однако следует признать, что Вышнеградский оставил своему преемнику Витте превосходное наследие: большой золотой запас, конвертированные государственные долги, бездефицитные бюджеты.

Годы пребывания Витте на посту министра финансов (1892-1903 годы) были в финансовом отношении наилучшими в XIX веке. Витте потребовалось 5 лет для стабилизации положения, после чего он провел денежную реформу. В 1897 году страна перешла к золотомонетному денежному обращению. С этого времени и до начала Первой мировой войны стабильность денежного обращения не нарушалась.[56]

Таким образом, финансовые кризисы XIX века наглядно продемонстрировали недостатки русской финансовой системы, в том числе и недочеты в работе финансовых учреждений. В таких условиях императорам ничего не оставалось делать, кроме как идти на уступки, совершать реформы в области финансов, изменять структуру финансовых учреждений.

 


 


Заключение

Период императорского правления в России охватывает более 2 столетий с XVIII- начало XX вв. В этот промежуток времени правительство проводит множество различных преобразований во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономической. Финансовые реформы проводились на протяжении всего этого периода. В результате в управлении финансами произошли коренные изменения – от сложной, несработанной приказной системы до коллегий, а далее до министерств.

Изменения в структуре финансовых учреждений в основном проводились для ее упрощения, регламентации, приведения к единообразию, более четкого разграничения полномочий, большей централизации.

Также XIX век известен своими финансовыми кризисами, во многом повлиявшими на структуру финансовых учреждений. Они были в основном связаны с внешним государственным долгом и огромными военными затратами.  

Россия, как и западные державы, боролась за завоевание территорий и сфер влияния. Но запоздалое политическое и социально-экономическое развитие империи ставило ее в неблагоприятные условия по сравнению с государствами Запада. Более слабая, Российская империя испытывала во время военных конфликтов существенно большие относительные финансовые нагрузки, чем державы Запада.

Итак, стремление Российской империи играть роль великой державы, необходимость поддерживать военное могущество, не были подкреплены ее реальными экономическими возможностями и требовали от финансовой системы предельного напряжения. Отсюда и постоянные финансовые кризисы XIX века.[57]

Таким образом, финансовые учреждения претерпели за XVIII- начало XX вв. существенные изменения, связанные с финансовой политикой того времени и задачами внутренней и внешней политики. 



Список использованной литературы

1. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997.

2. Высшие и центральные учреждения России 1801-1917 гг. В 4-х томах. Т. 1, 2, 3. - СПб, 1998.

3. Коломиец А.Г. Финансовая политика правительства Петра Великого// Финансы - 1996 - №5.

4. Марней Л.П. Министерская реформа 1802-1811 гг. в оценках современников // Вестник Московского Университета – Серия 8 – 2000 - № 1.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М. "ПБОЮЛ Л.В. Рожников", 2000.

6. Россия под скипетром Романовых 1613-1913 ред. М. Орлова М.,1991.

7. Семенкова Т.Г., Карамова О.В. Финансы и экономика в царствование Елизаветы Петровны// Финансы - 1998 - № 8.

8. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII веке. - М., 1966.

9. Финансы Российского государства в правление императрицы Елизаветы Петровны// Финансы - 1997 - № 2.

10. Юровский В.Г. Кризисы финансовой политики // Вопросы истории – 2001 - № 2.

 

 


[1] Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII веке. - М., 1966. - С. 3-7;

[2] Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII веке. - М., 1966. - С. 17-18;

[3] Коломиец А.Г. Финансовая политика правительства Петра Великого// Финансы - 1996 - №5 - С. 54;

[4] Коломиец А.Г., с. 54-56;

[5] Троицкий С.М., с. 18;

[6] Коломиец А.Г., с. 55;

[7] Троицкий С.М., с. 18-19;

[8] Коломиец А.Г., с. 57;

[9] Троицкий С.М., с. 19;

[10] Троицкий С.М., с. 19-21;

[11] Коломиец А.Г., с. 57;

[12] Троицкий С.М., с. 21;

[13] Коломиец А.Г., с. 56;

[14] Троицкий С.М., с.22-23;

[15] Троицкий С.М., с. 23-24;

[16] Троицкий С.М., с.24-25;

[17] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней, 2000. - С. 145;

[18] Троицкий С.М., с. 26-27;

       [19] Троицкий С.М., с. 27-29;

 

    [20] Троицкий С.М., с. 30-31;

[21] Финансы Российского государства в правление императрицы Елизаветы Петровны// Финансы - 1997 - № 2, с. 54;

[22] Финансы Российского государства в правление императрицы Елизаветы Петровны// Финансы - 1997 - № 2, с. 55-56, 58;

      [23] Семенкова Т.Г., Карамова О.В. Финансы и экономика в царствование Елизаветы Петровны// Финансы - 1998 - № 8, с. 51-52;

 

[24] Финансы Российского государства в правление императрицы Елизаветы Петровны// Финансы - 1997 - № 2, с. 58-59;

   [25] Семенкова Т.Г., Карамова О.В., с. 53;

 

[26] Троицкий С.М., с. 31-32;

[27] Троицкий С.М., с. 32-33;

[28] Россия под скипетром Романовых 1613-1913 ред. М. Орлова М.,1991, С. 142;

[29] Троицкий С.М., с. 33;

[30] Россия под скипетром Романовых 1613-1913 ред. М. Орлова М.,1991, С. 142;

[31] Троицкий С.М., с. 33;

[32] Троицкий С.М., с. 34;

 

[33] Марней Л.П. Министерская реформа 1802-1811 гг. в оценках современников // Вестник Московского Университета – Серия 8 – 2000 - № 1. – С. 69

[34] Быстренко В.И., С. 63-64

[35] Высшие и центральные учреждения России 1801-1917 гг. В 4-х томах. Т. 2. - СПб, 1998. – С. 108 

[36] Быстренко В.И., С. 64

 

[37] Высшие и центральные учреждения России 1801-1917 гг. В 4-х томах. Т. 2. - СПб, 1998. – С. 108-109

[38] Высшие и центральные учреждения России 1801-1917 гг. В 4-х томах. Т. 3. - СПб, 1998. – С. 107

 

[39] Высшие и центральные учреждения России 1801-1917 гг. В 4-х томах. Т. 1. - СПб, 1998. – С. 70-71

 

[40] Высшие и центральные учреждения России 1801-1917 гг. В 4-х томах. Т. 2. - СПб, 1998. – С. 114-115

[41] Быстренко В.И., С. 64

[42] Высшие и центральные учреждения России 1801-1917 гг. В 4-х томах. Т. 2. - СПб, 1998. – С. 128

 

[43] Высшие и центральные учреждения России 1801-1917 гг. В 4-х томах. Т. 2. - СПб, 1998. – С. 139-140

 

[44] Быстренко В.И., С. 67-68

 

[45] Быстренко В.И., С. 69-70

[46] Быстренко В.И., С. 70-71

 

 

[47] Быстренко В.И., С. 75

[48] Высшие и центральные учреждения России 1801-1917 гг. В 4-х томах. Т. 2. - СПб, 1998. – С. 143-146

 

[49] Быстренко В.И., С. 75-76

[50] Быстренко В.И., С. 75-77

[51] Быстренко В.И., С. 91

[52] Быстренко В.И. История гос. упр. и самоуправления в России. – М., 1997. – С. 58

[53] Юровский В.Г. Кризисы финансовой политики // Вопросы истории – 2001 - № 2. – С. 32

[54] Юровский В.Г., С. 33

[55] Юровский В.Г., С. 40-41

[56] Юровский В.Г., С. 42

[57] Юровский В.Г., С. 43



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: