Изобразительная деятельность

Самостоятельная изобразительная деятельность ещё мало доступна детям до 3-х лет. Вместе с тем малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, делают аппликации. Эти занятия чрезвычайно полезны, поскольку развивают сосредоточенность, произвольное внимание, целенаправленность, сенсорику и моторику. Создание своего продукта (рисунка, фигурки, аппликации), приносит ребёнку уверенность в себе, чувство собственной компетентности и ни с чем несравнимое удовлетворение. Поэтому использование изобразительной деятельности на занятиях очень, полезно и целесообразно. Вместе с тем изобразительная деятельность детей раннего возраста имеет свою специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что она происходит только вместе со взрослым. Взрослый предлагает малышам «заготовку», представляющую собой контурное изображение объекта, или отдельные детали будущей аппликации. Задача ребёнка заключается в том, чтобы наклеить или дорисовать отсутствующие детали. При этом у него возникает ощущение, что автором произведения является он сам.  

Приведём некоторые варианты занятий изобразительной деятельностью с маленькими детьми. Следует подчеркнуть, что в этих занятиях нередко используются разные техники, например рисование, сочетается и с аппликацией и с лепкой. Одним из вариантов изобразительной деятельности, доступных для детей раннего возраста, является плоскостное конструирование, т.е. создание изображений на плоскости (желательно на фланелеграфе) с помощью разнообразных геометрических фигур.

Рисование

1. «Солнышко»

Детям раздаются листки с изображением круга, и предлагается нарисовать лучи (палочки).

 

2. «Дождик», «Снег» (зависит от времени года)

Детям раздаются листки с изображением тучки, и предлагается нарисовать капельки дождя.

3. «Клубочки» - коллективная работа

На большом листе нарисован котенок. Детям предлагается нарисовать для него клубочки ниток, с которыми он любит играть.

4. «Машина»

Детям раздаются листы бумаги с изображением машинки без колес, и предлагается дорисовать колеса.

5. «Мышонок»

 Детям раздаем листы бумаги с изображением мышат без хвостиков и предлагаем дорисовать хвостики, затем предлагаем нарисовать кусочек сыра каждому мышонку.

6.«Цветок»

Детям раздаются листы бумаги с изображением цветов (разных) и предлагается дорисовать стебелек и листочек.

7.«Елочка»

Детям раздаются листы бумаги с изображением елочки, и предлагается детям украсить елку игрушками. Учим детей рисовать круги, полосочки и т.д.

 8.«Снеговик»

Детям раздаются листы бумаги с изображением снеговика, и предлагается детям нарисовать глаза, нос, рот, руки. Можно предложить нарисовать тучку и снег. Учим составлять части тела, рисовать точки и черточки.

9. «Дорожки»

Детям даются чистые листы бумаги, и предлагается нарисовать дорожку и следы на ней.

10. «Аквариум»

Детям раздаются листы бумаги с изображением рыбок в аквариуме, а детям предлагается нарисовать на дне аквариума камушки. Учим детей рисовать круги.

Лепка и аппликация

1. «Клубочки» – шарики для котенка

Детям предлагается слепить из пластилина клубочки для котенка. Выполняя это задание, дети учатся выполнять круговые движения, удерживая пластилин между ладошками.

2. «Конфеты» – шарики для куклы Кати

Детям предлагается слепить из пластилина конфетки для куклы Кати.

  3. «Яблоки» – шарики для ежика

Детям предлагается слепить из пластилина яблоки для ежика. Учим детей выполнять круговые движения.

3. «Снеговик»

 Детям предлагается слепить из пластилина два разных по величине шарика, затем соединить их вместе.

4 «Пирамидка»

Детям предлагается слепить из пластилина три разные по величине шарика и собрать пирамидку.

6. «Погремушка»

Детям предлагается слепить из пластилина колбаску и шарик и соединить    вместе.

7. «Колбаски»

Детям предлагается слепить из пластилина колбаску для Тузика.

8. «Баранки» - угощение для медвежонка

Детям предлагается слепить из пластилина палочку и свернуть ее в баранку, соединив концы. Учим детей сгибать палочку.

9. «Пряники» - лепешки

 Детям предлагается слепить из пластилина шарик, затем сплющить его в пальчиках. Учим детей сплющивать шарик в лепешку.

10. «Листочки» (примазывание)

Детям раздаются листы бумаги с силуэтами деревьев, затем детям предлагается украсить дерево листочками. Для этого нужно от большого куска пластилина отрывать маленькими и примазывать на силуэт дерева. Дети учатся отщипывать маленькие кусочки и примазывать на силуэт дерева.

 

Игры - драматизации

Главная задача этих игр - погрузить детей в общие переживания. Данные игры – являются, с одной стороны, увлекательным зрелищем для детей, а с другой – средством формирования эмоционально-нравственных основ их поведения. Центральное место здесь занимает активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля.

Содержанием спектакля могут служить доступные малышам народные сказки, рассказы стихотворения или сценки из повседневной жизни самих детей. Игровая ситуация организуется таким образом, что сначала сказка показывается взрослым с помощью игрушек, взрослый знакомит малышей с содержанием сюжета, с игрушками – героями сказки. При повторном показе взрослый может привлекать детей в качестве участников. Участвуя в спектакле, дети с готовностью выполняют поручения и просьбы персонажей, помогают им, предупреждают об опасности, переживают за них. Вместе с тем участие в спектакле помогает ребенку глубже понять и осознать содержание сказки или рассказа, установить связь между чувственным и словесным впечатлением, что чрезвычайно важно для психического развития малыша.

Очень важно при этом, чтобы речь ведущего была образной, выразительной и сочеталась с действиями персонажей. Не забывайте своевременно обращаться к детям за помощью, советом. Например, в сказке «Репка», попросите, чтобы они помогли вам позвать бабку, внучку, жучку… Или в «Колобке», предложите им называть персонажей, которые встречаются на пути колобку, спрашивайте, уйдет ли от них колобок. Чтобы дети не были просто пассивными зрителями, избегайте длинных фраз и нравоучительных замечаний.

Поскольку все игры-спектакли этого этапа рассчитаны на эмоциональную активность детей, не мешайте малышам свободно выражать свои чувства, отношение к персонажам спектакля. Единственное, чего не следует допускать – это того, чтобы дети вставали во время действия и трогали игрушки. А если такое случится, то спектакль следует прервать и от лица артистов отказаться от его продолжения.

Для детей раннего возраста хорошо подходят знакомые им сказки, в которых они сами смогут принять участие. Например:

Ø  «Теремок»

Ø «Колобок»

Ø «Репка»

Ø «Заячья избушка»

Рекомендуется использовать различные варианты театрализации сказок, например кукольный театр; плоскостной театр на фланелеграфе, кукольный театр (би-ба-бо)

драматизацию с использованием шапочек и элементов костюма персонажей сказок.

    Кроме того на занятиях в группе активное участие принимает кукольный персонаж – мышонок ПИК (би-ба-бо). Он как бы является постоянно действующим персонажем, сопровождающим детей во время их пребывания в группе. Приведём эпизод первой встречи детей с этим персонажем...

Взрослый надевает на руку мышонка и от его имени начинает разговаривать с детьми: - «Здравствуйте, ребятки. Я мышонок и зовут меня ПИК, потому что я умею пищать пи-пи-пи. Я живу здесь. Вот в той комнатке. Я хочу с вами познакомиться и поиграть, а то мне очень скучно одному». Мышонок подходит к малышу и спрашивает: «Ты скажи скорей мышонку, как зовут тебя дружок». Дети называют свои имена. После знакомства мышонок предлагает детям поиграть с шариком (шарик с глазками, носиком и ротиком). Все садятся на пол и катают шарик друг другу. Мышонок говорит: - «Шарик, шарик – улыбнись, шарик-шарик – покатись».

Также в отдельных играх качестве сказочных персонажей выступают разные игрушки. Так «Собачка Тузик» используется в подвижной игре «Воронята», а «Кот Мурлянка» в подвижной игре «Кот и мыши».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: