Ассортиментная политика на рынке детского питания в г.Красноярск

 

Мною были проведены маркетинговые исследования рынка детского питания. В целях изучения ассортиментной политики на рынке детского питания, был проведен анализ предприятий торговли осуществляющие реализацию детского питания в г. Красноярске. Детское питание на данный момент можно найти практически везде, в супермаркетах, в специализированных магазинах детских товаров, в аптеках. Сейчас Рынок детского питания представлен двумя основными сегментами: заменителями материнского молока и продуктами прикорма.

Рассмотрим характеристику предприятий торговли реализующих детское питание. В г. Красноярске, таких магазинов имеется достаточное количество.

Было обследовано 20 торговых предприятий, из них всего 12 предприятий имеют в продаже детское питание – это ООО «Rich toys», ООО «Сибирская губерния» (аптека), ЧП «Я и моя МАМА», ООО «Nati», ООО «Агава», ООО «Страна детства», ООО «Непоседа», ООО «Панама», ООО «Каравай», ООО «Командор», ООО «Красный яр», ЧП «Детки конфетки». Из 20 предприятий торговли, только 15 предприятий специализированны на детских товарах - ЧП «Детки конфетки», ООО «Детский мир», ООО «Ути-Пути», ООО «Мальчиш-кибальчиш», ООО «Симба», ЧП «Товары для детей», ООО «Весна», ООО «Orchestra», ООО «Панама», ООО «Непоседа», ООО «Страна детства», ООО «Nati», ЧП «Я и моя МАМА», ООО «Дорц», ООО «Rich toys». Однако не во всех специализированных магазинах имеется в продаже детское питание, а только в 7 магазинах, такие как – ООО «Nati», ЧП «Я и моя МАМА», ООО «Rich toys», ЧП «Детки конфетки», ООО «Панама, ООО «Непоседа», ООО «Страна детства». Все предприятия торговли располагаются в разных районах города и не зависимо от места

Предприятия торговли занимающиеся детским питанием по отраслевой позиции подразделяются как на оптовые так и на розничные. Оптовые продажи осуществляет только одно торговое предприятие – ООО «Rich Toys», но оно так же отпускает товар и в розницу. Все остальные предприятия занимаются розничной продажей товаров. По организационно-правовым формам и формам собственности различают три типа предприятий:

1. Индивидуальное торговое предприятие, которые в свою очередь подразделяются на:

· Индивидуальное предприятие – основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде;

· Семейное предприятие – основанное на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно;

· Частное предприятие - основанное на личной собственности физического лица, но с правом найма рабочей силы.

2. Партнерское торговое предприятие:

· общество с ограниченной ответственностью;

· общество с дополнительной ответственностью;

· полное хозяйственное общество;

· коммандитное общество.3

3. Корпоративное торговое предприятие:

· открытое акционерное общество;

· закрытое акционерное общество.

Все 20 исследуемых предприятий можно разделить на две части: 1. Предприятия с индивидуальной формой собственности, в частности частные предприятия – ЧП «Детки конфетки», ЧП «Товары для детей», ЧП «Я и моя МАМА»; 2. Предприятия с партнерской формой собственности, в частности общество с ограниченной ответственностью - ООО «Rich toys», ООО «Сибирская губерния» (аптека), ООО «Nati», ООО «Агава», ООО «Страна детства», ООО «Непоседа», ООО «Панама», ООО «Каравай», ООО «Командор», ООО «Красный яр», ООО «Детский мир», ООО «Ути-Пути», ООО «Мальчиш-кибальчиш», ООО «Симба», ООО «Весна», ООО «Orchestra», ООО «Дорц». Из этого следует, что в основном предприятия по форме собственности являются обществом с ограниченной ответственностью.

Исследованные торговые предприятия различаются между собой по уровню специализации и по типу магазина. По типу магазина, торговые предприятия различают:

Универсам – универсальные магазины самообслуживания, крупные магазины, имеющие в продаже продовольственные и непродовольственные товары повседневного спроса, товары, предварительно расфасованные и подготовленные к продаже, открыто выкладываются на торговом оборудовании.

Супермаркет – крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными).

Специализированный магазин - предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.

Гипермаркет — это предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м².

По типу магазина исследуемые предприятия делятся на три вида – это гипермаркеты (ООО «Rich toys», ООО «Дорц»), супермаркеты (ООО «Каравай», ООО «Командор», ООО «Красный яр») и специализированные торговые предприятия (ООО «Сибирская губерния» (аптека), ООО «Nati», ООО «Агава», ООО «Страна детства», ООО «Непоседа», ООО «Панама», ООО «Детский мир», ООО «Ути-Пути», ООО «Мальчиш-кибальчиш», ООО «Симба», ООО «Весна», ООО «Orchestra», ЧП «Детки конфетки», ЧП «Товары для детей», ЧП «Я и моя МАМА»). Все исследованные предприятия можно разделить, не только по форме собственности и типу магазина, но и по уровню специализации. Единичной продажей занимается всего несколько торговых предприятий – это ООО «Каравай», ООО «Командор», ООО «Красный яр». Остальные, имеющие в продаже детское питание, имеют отдел, такими являются ООО «Rich toys», ООО «Сибирская губерния» (аптека), ООО «Nati», ООО «Агава», ООО «Страна детства», ООО «Непоседа», ООО «Панама», ЧП «Детки конфетки», ЧП «Я и моя МАМА». Другие торговые предприятия, такие как ООО «Дорц», ООО «Детский мир», ООО «Ути-Пути», ООО «Мальчиш-кибальчиш», ООО «Симба», ООО «Весна», ООО «Orchestra», ЧП «Товары для детей», не делятся по уровню специализации, так как не имеют в продаже детское питание. Так же по уровню специализации торговые предприятия делятся на специализированную торговлю, но из всех исследованных предприятий, не одно предприятие не имеет специализированную торговлю. Все выше указанные данные указаны в таблице № 1 «Анализ предприятия торговли, осуществляющих реализацию исследуемого товара в районе г. Красноярска.»

 

Таблица 1

«Анализ предприятий торговли, осуществляющих реализацию исследуемого детского питания в районе г.Красноярска»

Магазины В том числе реализуют товар Адрес Формат собственности Тип магазина Уровень специализации
Rich toys Да Ул. Семафорная, 289/5 ООО гипермаркет Отдел
Дорц нет Ул. Семафорная, 271 ООО гипермаркет -
Губернские аптеки Да Ул. Мичурина 11 ООО специализированный отдел
Я и моя МАМА Да ул. Академика Павлова 35 ЧП специализированный отдел
Nati Да ул. Партизана Железняка 23 ООО супермаркет отдел
Агава Да Ул. Красноярский рабочий 77а ООО специализированный отдел
Страна детства Да Ул. Академика Вавилова ООО специализированный отдел
Непоседа Да Ул. Академика Павлова 52 ООО специализированный отдел
Панама Да Ул. Телевизорная 1 стр.4 ООО супермаркет отдел
Orchestra Нет Ул. Ленина 121 ООО специализированный -
Каравай Да Ул. Свердловская 45 ООО супермаркет отдел
Командор Да ул. Лесопильщиков 74а ООО супермаркет Единичная продажа
Красный яр Да Ул. 60 лет Октября 43 ООО супермаркет отдел
Весна нет Пр.им. красноярский рабочий 67 ООО специализированный -
Товары для детей нет Ул. Краснодарская 9/2 ЧП специализированный -
Симба нет Ул. Спандаряна 3/21 ООО специализированный -
Мальчиш-кибальчиш нет Ул. ельмана 19 ООО специализированный -
Ути-Пути нет Ул. Березина 3А ООО специализированный -
Детский мир нет Пр.им. красноярский рабочий 111 ООО специализированный -
Детки конфетки да Ладо кецховели 54 ЧП специализированный Единичная продажа

 

Было исследовано 20 торговых предприятий. Из них всего 3 магазина - это частные предприятия, остальные 17 магазинов имеют партнерскую форму собственности, т.е. общество с ограниченной ответственностью. (По удельному весу также видно, что из 100%, только 15% являются торговые предприятия имеющие частную форму собственности, а 85% соответственно принадлежат предприятиям обществу с ограниченной ответственностью.) отсюда следует, что большинство торговых предприятий, это 85% из 100% исследованных относятся к обществу с ограниченной ответственностью, а остальные 15 % магазинов принадлежат предприятиям с частной формой собственности, это показано в таблице № 2 «Анализ выявленных предприятий торговли реализующих исследуемый товар по формам собственности».

 

Таблица 2

«Анализ выявленных предприятий торговли реализующих исследуемое детское питание по формам собственности»

Форма собственности Выявлено предприятий, шт. Удельный вес, %
ООО 17 85,00
ЧП 3 15,00
Итого 20 100,00

 

Теперь рассмотрим торговые предприятия по типу магазина. Из 20 выше указанных предприятий, всего 2 магазина можно отнести к гипермаркетам, тогда как супермаркетов имеется 5 торговых предприятий, остальные 13 магазинов, можно отнести к специализированным. Рассмотрим теперь торговые предприятия в процентном соотношении, из 100% исследованных, только 10% можно отнести к гипермаркетам, 25% соответствуют супермаркетам, остальные 65% содержат специализированные торговые предприятия.

 


 

Таблица 3

«Анализ предприятий реализующих исследуемое детское питание в зависимости от типа магазина»

Тип магазина Выявлено предприятий, шт. Удельный вес, %
Специализированный 13 65,00
Гипермаркет 2 10,00
Супермаркет 5 25,00
Итого 20 100,00

 

В таблице № 4 «Анализ предприятий реализующих товар по уровню специализации», видно, что специализированных магазинов, намного меньше, чем хотелось бы, в некоторых предприятиях имеются только отделы детского питания, это половина из всех исследованных торговых точек, т.е. 50%. В других предприятия, а их всего лишь 2 или 10% из всех, имеют единичную продажу, в которых представлен очень маленький ассортимент. Оставшиеся 40%, относятся предприятиям не имеющие в продаже детское питание.

 

Таблица 4

«Анализ предприятий реализующих детское питание по уровню специализации»

Уровень специализации Выявлено предприятий, шт. Удельный вес, %
Отдел 10 50,00
Единичная продажа 2 10,00
отсутствует 8 40,00
Итого 20 100,00

 

Ребёнок требует постоянного внимания и уход, детское питание и витаминизированные соки - всё это нельзя закупить один раз и надолго, и молодым родителям приходится периодически посещать магазины детских товаров. Формат магазина «супермаркет детских товаров» является в данной ситуации очень востребованным, так как обладает широким ассортиментом. К тому же организация магазинов детских товаров имеет и ряд особенностей. Как и магазины «для взрослых», магазины детских товаров ориентируются на разные категории покупателей по уровню доходов. Но, кроме этого, они вынуждены иметь гораздо более широкий ассортимент товаров, чтобы удовлетворить потребности покупателей. Это и одежда, и обувь, и игрушки, и специализированные товары, например коляски, и т.д. Специализированных магазинов, торгующих какой-то определенной группой товаров, а тем более монобрендовых магазинов среди магазинов детских товаров относительно немного. Если добавить к этому необходимость иметь широкий ассортимент товаров, рассчитанный на разные возрастные группы и учесть, что покупают в основном родители, а пользуются товарами дети, то становится понятно, что торговля детскими товарами достаточно сложный бизнес, как с организационной, так и с маркетинговой стороны. Соответственно, при автоматизации этих магазинов необходимо обеспечить возможность работы с широким ассортиментом товаров, учитывать размеры и цвета продаваемых изделий - поскольку размерный ряд в детских магазинах, как правило, шире, чем в магазинах для взрослых. Необходимо организовать быстрое и бесперебойное обслуживание на расчетных узлах - при том что среднее количество товаров в чеке в таких магазинах выше, чем в магазинах «для взрослых», а контингент покупателей более эмоционален». Торговля каждой из этих категорий товаров имеет свои особенности и требует специфического учета. В этом смысле «детские» магазины объединяют в себе совершенно «недетский» набор особенностей торговли продуктами питания. Различные форматы торговли в магазинах детского питания ‑ от прилавочной торговли до достаточно больших по площади магазинов самообслуживания, применяются все известные формы работы: где-то товар продается «через прилавок», где-то находится в свободном доступе, но по витринным образцам не одно предприятие не реализует детское питание.

Сейчас Рынок детского питания представлен двумя основными сегментами: заменителями материнского молока и продуктами прикорма. Самым большим сегментом детского питания является пюре. Они присутствуют со значительной долей на протяжении всех первых трех лет жизни ребенка, достигая максимума на втором году жизни. Соки, каши - также являются сегментами, имеющими свою важность на протяжении 36 месяцев. Другие значительные сегменты либо очень важны на первом году жизни (смеси - 41% всех затрат на детское питание на первом году жизни), но теряют свою важность по мере роста ребенка, либо, наоборот, становятся более значимыми ко второму и третьему году жизни ребенка.

 

Таблица 5

«Анализ выявленных предприятий торговли, осуществляющих реализацию исследуемого детского питания в г. Красноярске в разрезе видового ассортимента»

Ассортимент

Всего обследованных предприятий

В т.ч. реализуют товар

В т.ч. по уровню специализации, шт.

Количество, шт. Удельный вес, % Единичная продажа Отдел Специализированная торговля
Каши: 1 Агуша 20 3 15 - 3 -
2 Малышка 20 3 15 - 3 -
3 Винни 20 6 30 - 6 -
4Любопышки 20 6 30 - 6 -
5 Умница 20 2 10 - 2 -
6 Humana 20 2 10 - 2 -
7 Помогайка 20 5 25 - 5 -
8 Шагайка 20 4 20 - 4 -
9 Фруто няня 20 3 15 - 3 -
10 Доброе утро 20 4 20 - 4 -
11 Добрый вечер 20 4 20 - 4 -
12 Bebi 20 6 30 - 6 -
13 Heinz 20 6 30 - 6 -
14 Nestle 20 5 25 - 5 -
15 Nutricia 20 3 15 - 3 -
16 Малютка 20 4 20 - 4 -
Сухие молочные смеси: 1 Бабушкино лукошко 20 5 25 - 5 -
2 Nutricia 20 3 15 - 3 -
3 Nutrilon 20 4 20 - 4 -
4 Малютка 20 4 20 - 4 -
5 Винни 20 3 15 - 3 -
6 Nan 20 5 25 - 5 -
7 Nestogen 20 8 40 - 8 -
8 Friso 20 5 25 - 5 -
9 Bebi 1,2 20 1 5 - 1 -
10 Bebi 20 4 20 - 4 -
11 Hipp 20 3 15 - 3 -
12 Nurture 20 - - - - -
13 Junior 20 3 15 - 3 -
14 Bifidus 20 - - - - -
15 Lemolac 20 - - - - -
Пюре: 1 Бабушкино лукошко 20 8 40 1 7 -
2 Агуша 20 9 45 2 7 -
3 Фруто няня 20 12 60 2 10 -
4 Малышам 20 10 50 2 8 -
5 Hipp 20 3 15 - 3 -
6 Nutricia 20 3 15 - 3 -
7 Heinz 20 5 25 - 5 -
8 Умница 20 3 15 - 3 -
9 Hame 20 2 10 - 2 -
10 Nestle 20 3 15 - 3 -
11 Gerber 20 8   - 8 -
12 Тема 20 4 20 - 4 -
13 Сады придонья 20 9 45 - 9 -
14 Спеленок 20 7 35 - 7 -
15 Semper 20 5 25 - 5 -
16 Винни 20 4 20 - 4 -
Соки: 1 Бабушкино лукошко 20 5 25 1 4 -
2 Агуша 20 9 45 2 7 -
3 Фруто няня 20 12 60 2 10 -
4 Малышам 20 10 50 2 8 -
5 Hipp 20 3 15 - 3 -
6 Nutricia 20 2 10 - 2 -
7 Сады придонья 20 20 9 45 - 9 -
8 Спеленок 20 7 35 - 7 -
9 Semper 20 2 10 - 2 -
Чаи: 1 Бабушкино лукошко 20 8 40 1 7 -
2 Hipp 20 5 25 - 5 -
3 Nutricia 20 1 5 - 1 -
4 Heinz 20 3 15 - 3 -
5 Тема 20 2 10 - 2 -
6 Humana 20 2 10 - 2 -
7 Semper 20 1 5 - 1 -

 

Исследуя все торговые предприятия и проведя анализ, можно выявить, те предприятия, которые занимаются реализацией детского питания. Было выявлено 12 предприятий. Обследовав эти 12 предприятий, по разным датам месяца о наличие развернутого ассортимента, можно провезти анализ наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли, который представлен в таблице №6. показано, что ассортимент детского питания в предприятиях остается неизменным, по отношению к первой дате исследования. Чаще всего в предприятиях торговли, на прилавках встречается пюре, в сумме всех предприятий и наименований, получается 95, удельный вес которого, в среднем составляет больше 50%,всех остальных ассортиментных групп детского питания, на второе место можно отнести каши, которые в сумме составляют 66 позиций, соки составляют 59 позиций, а смеси – 48. Но на самом последнем месте и с самым маленьким процентом удельного веса, содержится в детских чаях, которое составляет всего лишь 22 позиции. Все эти данные очень хорошо видны в диаграмме, представленная ниже.


 

 

Это все влияет как на разновидности ассортимента детского питания по каждой группе, так и на наличие этого ассортимента в предприятиях реализующие детское питание.

 

Таблица 6

«Анализ наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли г. Красноярска»

Ассортимент

Всего обследовано предприятий

17.08.2010

17.09.2010

17.10.2010

В т.ч. имеют в наличии, шт. Удельный вес, % В т.ч. имеют в наличии, шт. Удельный вес, % В т.ч. имеют в наличии, шт. Удельный вес, %
А 1 2 3 4 5 6 7
Каши: 1 Агуша 20 3 15 3 15 3 15
2 Малышка 20 3 15 3 15 3 15
3 Винни 20 6 30 6 30 6 30
4Любопышки 20 6 30 6 30 6 30
5 Умница 20 2 10 2 10 2 10
6 Humana 20 2 10 2 10 2 10
7 Помогайка 20 5 25 5 25 5 25
8 Шагайка 20 4 20 4 20 4 20
9 Фруто няня 20 3 15 3 15 3 15
10 Доброе утро 20 4 20 4 20 4 20
11 Добрый вечер 20 4 20 4 20 4 20
12 Bebi 20 6 30 6 30 6 30
13 Heinz 20 6 30 6 30 6 30
14 Nestle 20 5 25 5 25 5 25
15 Nutricia 20 3 15 3 15 3 15
16 Малютка 20 4 20 4 20 4 20
Сухие молочные смеси: 1 Бабушкино лукошко 20 5 25 5 25 5 25
2 Nutricia 20 3 15 3 15 3 15
3 Nutrilon 20 4 20 4 20 4 20
4 Малютка 20 4 20 4 20 4 20
5 Винни 20 3 15 3 15 3 15
6 Nan 20 5 25 5 25 5 25
7 Nestogen 20 8 40 8 40 8 40
8 Friso 20 5 25 5 25 5 25
9 Bebi 1,2 20 1 5 1 5 1 5
10 Bebi 20 4 20 4 20 4 20
11 Hipp 20 3 15 3 15 3 15
12 Nurture 20 - - - - - -
13 Junior 20 3 15 3 15 3 15
14 Bifidus 20 - - - - - -
15 Lemolac 20 - - - - - -
Пюре: 1 Бабушкино лукошко 20 8 40 8 40 8 40
2 Агуша 20 9 45 9 45 9 45
3 Фруто няня 20 12 60 12 60 12 60
4 Малышам 20 10 50 10 50 10 50
5 Hipp 20 3 15 3 15 3 15
6 Nutricia 20 3 15 3 15 3 15
7 Heinz 20 5 25 5 25 5 25
8 Умница 20 3 15 3 15 3 15
9 Hame 20 2 10 2 10 2 10
10 Nestle 20 3 15 3 15 3 15
11 Gerber 20 8   8   8  
12 Тема 20 4 20 4 20 4 20
13 Сады придонья 20 9 45 9 45 9 45
14 Спеленок 20 7 35 7 35 7 35
15 Semper 20 5 25 5 25 5 25
16 Винни 20 4 20 4 20 4 20
Соки: 1 Бабушкино лукошко 20 5 25 5 25 5 25
2 Агуша 20 9 45 9 45 9 45
3 Фруто няня 20 12 60 12 60 12 60
4 Малышам 20 10 50 10 50 10 50
5 Hipp 20 3 15 3 15 3 15
6 Nutricia 20 2 10 2 10 2 10
7 Сады придонья 20 20 9 45 9 45 9 45
8 Спеленок 20 7 35 7 35 7 35
9 Semper 20 2 10 2 10 2 10
Чаи: 1 Бабушкино лукошко 20 8 40 8 40 8 40
2 Hipp 20 5 25 5 25 5 25
3 Nutricia 20 1 5 1 5 1 5
4 Heinz 20 3 15 3 15 3 15
5 Тема 20 2 10 2 10 2 10
6 Humana 20 2 10 2 10 2 10
7 Semper 20 1 5 1 5 1 5

 

Рассмотрим теперь анализ динамики наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли. В ходе проведенного исследования,я выяснила, что на начало исследования ассортимент в торговых предприятиях ни чем не отличается от последнего исследования, отсюда следует, что ассортиментный перечень остается неизменным, тем самым можно сказать, что абсолютное изменение равно единице по всем видам товаров, следовательно, в наличии для покупателей имеется всё, что им требуется, но, к сожалению опираясь на ассортимент в самом торговом предприятии, так как не во всех магазинах имеется всё необходимое.

 


 

Таблица 7

«Анализ динамики наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли г. Красноярска в ходе проведенного исследования»

Ассортимент

На начало исследования

На конец исследования

Абсолютное изменение ±

Предприятия имеющие в наличии, шт. Удельный вес, % Предприятия имеющие в наличии, шт. Удельный вес, % Предприятия имеющие в наличии, шт. Удельный вес, %
А 1 2 3 4 5 6
Каши: 1 Агуша 3 15 3 15 1 1
2 Малышка 3 15 3 15 1 1
3 Винни 6 30 6 30 1 1
4Любопышки 6 30 6 30 1 1
5 Умница 2 10 2 10 1 1
6 Humana 2 10 2 10 1 1
7 Помогайка 5 25 5 25 1 1
8 Шагайка 4 20 4 20 1 1
9 Фруто няня 3 15 3 15 1 1
10 Доброе утро 4 20 4 20 1 1
11 Добрый вечер 4 20 4 20 1 1
12 Bebi 6 30 6 30 1 1
13 Heinz 6 30 6 30 1 1
14 Nestle 5 25 5 25 1 1
15 Nutricia 3 15 3 15 1 1
16 Малютка 4 20 4 20 1 1
Сухие молочные смеси: 1 Бабушкино лукошко 5 25 5 25 1 1
2 Nutricia 3 15 3 15 1 1
3 Nutrilon 4 20 4 20 1 1
4 Малютка 4 20 4 20 1 1
5 Винни 3 15 3 15 1 1
6 Nan 5 25 5 25 1 1
7 Nestogen 8 40 8 40 1 1
8 Friso 5 25 5 25 1 1
9 Bebi 1,2 1 5 1 5 1 1
10 Bebi 4 20 4 20 1 1
11 Hipp 3 15 3 15 1 1
12 Nurture - - - - 1 1
13 Junior 3 15 3 15 1 1
14 Bifidus - - - - 1 1
15 Lemolac - - - - 1 1
Пюре: 1 Бабушкино лукошко 8 40 8 40 1 1
2 Агуша 9 45 9 45 1 1
3 Фруто няня 12 60 12 60 1 1
4 Малышам 10 50 10 50 1 1
5 Hipp 3 15 3 15 1 1
6 Nutricia 3 15 3 15 1 1
7 Heinz 5 25 5 25 1 1
8 Умница 3 15 3 15 1 1
9 Hame 2 10 2 10 1 1
10 Nestle 3 15 3 15 1 1
11 Gerber 8   8   1 1
12 Тема 4 20 4 20 1 1
13 Сады придонья 9 45 9 45 1 1
14 Спеленок 7 35 7 35 1 1
15 Semper 5 25 5 25 1 1
16 Винни 4 20 4 20 1 1
Соки:1 Бабушкино лукошко 5 25 5 25 1 1
2 Агуша 9 45 9 45 1 1
3 Фруто няня 12 60 12 60 1 1
4 Малышам 10 50 10 50 1 1
5 Hipp 3 15 3 15 1 1
6 Nutricia 2 10 2 10 1 1
7 Сады придонья 9 45 9 45 1 1
8 Спеленок 7 35 7 35 1 1
9 Semper 2 10 2 10 1 1
Чаи:1 Бабушкино лукошко 8 40 8 40 1 1
2 Hipp 5 25 5 25 1 1
3 Nutricia 1 5 1 5 1 1
4 Heinz 3 15 3 15 1 1
5 Тема 2 10 2 10 1 1
6 Humana 2 10 2 10 1 1
7 Semper 1 5 1 5 1 1

В настоящий момент производство детского питания в России находится на достаточно высоком уровне и вполне выдерживает конкуренцию со стороны западных предприятий. Российский рынок детского питания находится на этапе активного развития. Главная его особенность – постоянное расширение и обновление ассортимента с учетом современных научных рекомендаций и потребительских приоритетов. Кроме того, на рынке детского питания в России присутствует большое количество как российских, так и западных производителей.

Среди крупнейших игроков российскими являют «Вимм-Билль-Данн», «ПРОГРЕСС» и «Юнимилк». К иностранным компаниям можно отнести Nestle и Nutricia. Однако все игроки без исключения имеют собственные производства на территории России. Последнее время значительно растет производство сухого молока и смесей для грудных детей. Технологически процесс производства данного продукта наиболее сложный и дорогой, поэтому большая часть заменителей грудного молока поступало в Россию из-за границы, однако сегодня российские производители достаточно окрепли, показывая рост на протяжении нескольких лет.

Рассмотрим наличие в торговых предприятиях детское питание в разрезе производителя. Исследование проводилось как и по развернутому ассортименту – отмечалось наличие как отечественных, так и импортных производителей детского питания в торговых предприятиях по трем разным датам.

 


 

Таблица 8

«Анализ динамики наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли г. Красноярска разрезе производителей»

Производители

Всего обследовано предприятий

17.08.2010

17.09.2010

17.10.2010

В т.ч. имеют в наличии, шт. Удельный вес, % В т.ч. имеют в наличии, шт. Удельный вес, % В т.ч. имеют в наличии, шт. Удельный вес, %
А 1 2 3 4 5 6 7
Фаустово 20 8 40 8 40 8 40
Вимм-Билль-Данн 20 9 45 9 45 9 45
Прогресс 20 12 60 12 60 12 60
Ивановский комбинат детского питания 20 3 15 3 15 3 15
Юнимилк 20 4 20 4 20 4 20
Сады придонья 20 9 45 9 45 9 45
Hipp 20 7 35 7 35 7 35
Nutricia 20 4 20 4 20 4 20
Heinz 20 7 35 7 35 7 35
Fruta Podivin 20 2 10 2 10 2 10
Nestle 20 20 10 50 10 50 10 50
Semper 20 5 25 5 25 5 25
Bebi 20 6 30 6 30 6 30
Humana 20 3 15 3 15 3 15

 

Анализ динамики наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли в разрезе производителей показал,что практически во всех предприятиях, реализующие детское питание, имеются разные производители, как отечественные, так и зарубежные. Проведя исследование по трем разным датам, можно сказать, что ассортимент не менялся. Но если сравним анализ динамики наличия в продаже по развернутому ассортименту и в разрезе производителей, то очень хорошо видно, что данные отличаются. Многие производители выпускают по несколько разных продукций, например, компания «Прогресс» выпускает детское питание с двумя разными названиями – это Фруто няня и Малыш, соответственно данные по количеству наличия в продаже по производителям, будут больше.

 

 

Диаграмма по производителям показывает, что во всех исследуемых предприятиях торговли больше преобладают в ассортименте отечественные производители, не смотря на то, что импортных производителей детского питания больше, чем отечественных. Проведя опрос покупателей, было известно, что большинство родители в основном своим малышам предпочитают приобретать отечественного производителя, это так же подтверждают и торговые работники.

 

Таблица 9

«Анализ наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли г. Красноярска в ходе проведенного исследования в разрезе производителей»

Производители

На начало исследования

На конец исследования

Абсолютное изменение ±

Предприятия имеющие в наличии, шт. Удельный вес, % Предприятия имеющие в наличии, шт. Удельный вес, % Предприятия имеющие в наличии, шт. Удельный вес, %
А 1 2 3 4 5 6
Фаустово 8 40 8 40 1 1
Вимм-Билль-Данн 9 45 9 45 1 1
Прогресс 12 60 12 60 1 1
Ивановский комбинат детского питания 3 15 3 15 1 1
Юнимилк 4 20 4 20 1 1
Сады придонья 9 45 9 45 1 1
Hipp 7 35 7 35 1 1
Nutricia 4 20 4 20 1 1
Heinz 7 35 7 35 1 1
Fruta Podivin 2 10 2 10 1 1
Nestle 10 50 10 50 1 1
Semper 5 25 5 25 1 1
Bebi 6 30 6 30 1 1
Humana 3 15 3 15 1 1

 

Анализ наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли в ходе проведенного исследования в разрезе производителей показал, что ассортимент постоянный и не меняется, следовательно в наличие всегда есть тот производитель, который необходим покупателю, соответственно если это предприятие реализует того или иного производителя. По проведенному анализу, можно сказать какой производитель имеется в продаже в большинстве торговых предприятиях, а который встречается реже.

По отечественным производителям в большинстве торговых предприятиях является компания «Прогресс», соотношение ко всем торговым предприятиям которого, составляет 60%, а «Ивановский комбинат детского питания», встречается реже и составляет всего 15% из всех 100% исследованных предприятий.

Теперь сравним зарубежных производителей – наиболее встречаемая компания является всеми давно известная торговая марка «Nestle», которая составляет 50%, т.е. половину всех предприятий, а наименее встречаемая компания является «Fruta Podivin», выпускаемая продукцию «Hame», она составляет всего лишь 10%.

Проведем анализ и составим динамику частоты наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли по мнению торговых работников. В каждом торговом предприятии реализующие детское питании, былиопрошены торговые работники. В каждом предприятии будут разные данные, так как каждый продавец имеет свое мнение и играет роль места расположения торгового предприятия. Но так же однозначно нельзя сказать, что например, чай отсутствует в продаже, так как из 12 предприятий допустим в двух имеется в наличии, а в остальных 10 нет, поэтому в таблице №10 указаны данные те, которые имеют большее число мнений торговых работников.

 

Таблица 10

«Анализ частоты наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли г. Красноярска по мнению торговых работников, %»

Показатели Ассортиментные группы Удельный вес в общем числе разновидностей, %
А 1 2
Товары постоянного предложения Пюре, каши 40,00
Товары периодического предложения Смеси, соки 40,00
Товары редкого предложения чаи 20,00
Товары отсутствуют в продаже - -

 

Товары постоянного предложения, являются такие ассортиментные группы как каши и пюре, они составляют 40%, а к товарам периодического предложения можно отнести смеси и соки, но тоже составляют 40%. Но уже к товарам редкого предложения относятся оставшиеся 20% чая. И последнее по ассортиментным группам – это товары, отсутствующие в продаже, таких на момент исследования выявлено не было. Тем самым можно сказать, что все группы товаров имеются в продаже. Но нельзя сказать, что все товары детского питания имеется в наличие, так как исследование проводилось не по всему ассортименту, а лишь по группам товаров, т.е. общее.


 

Таблица 11

«Анализ частоты наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли г. Красноярска по мнению покупателей, %»

Показатели Ассортиментные группы Удельный вес в общем числе разновидностей, %
А 1 2
Товары постоянного предложения Пюре, каши 40,00
Товары периодического предложения Смеси, соки 40,00
Товары редкого предложения чаи 20,00
Товары отсутствуют в продаже - -

 

Теперь проведем анализ и составим динамику частоты наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли, по мнению покупателей. По мнению покупателей, товары постоянного предложения являются каши и пюре, и в процентном соотношении составляет 40%, а товары периодического предложения являются смеси и соки, что тоже составило 40%, ну и товары редкого предложения и менее приобретаемого товара, по мнению покупателей – это чай, который составил 20%.

Анализ частоты наличия детского питания по опросам торговых работников и покупателей показал, что мнения совпадают. Но у покупателей на периодичность или постоянства наличия товаров, влияет в основном то, что покупатели разные и естественно покупают детское питание по разному, например, кто-то берет только пюре, те, кто не имеют возможности грудного вскармливания приобретают детские сухие молочные смеси, так же зависит от возраста ребенка, некоторые покупатели приобретают только смеси, а некоторые уже и прикорм, т.е. пюре, каши, соки. Тем самым покупатели видят в наличие только тот товар, который им самим необходим, что существенно различается с мнениями торговых работников о частоте наличия в продаже детского питания, но проведенный анализ показал, что все таки их мнения совпадают.

Для более подробного анализа ассортимента детского питания г.Красноярска рассмотрим широту, полноту и устойчивость ассортимента.

Показатели ассортимента — это качественное выражение свойств ассортимента.

Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной широтой и базовой широтой, а также относительными показателем – коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами.

Коэффициент широты (Кш) выражается отношением действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Широта выступает в качестве одного их критериев конкурентоспособности фирмы. Таким образом, для изготовителей и продавцов расширение ассортимента - мера скорее вынужденная, чем желательная.

Чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно сориентироваться в этом разнообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.


 

Таблица 12

«Анализ широты ассортимента исследуемого детского питания в разрезе предприятий торговли г.Красноярска»

Наименование предприятий Широта базовая, Шб Широта фактическая, Шф Коэффициент широты, Кш
А 1 2 3

Rich toys

1. каши-16 16 100,0
2. пюре-16 16 100,0
3. смеси-15 11 73,3
4. соки-9 9 100,0
5. чаи-7 5 71,4

Сибирская губерния (аптека)

1. каши-16 3 18,8
2. пюре-16 4 25,0
3. смеси-15 7 46,7
4. соки-9 3 33,3
5. чаи-7 1 14,3

Я и моя МАМА

1. каши-16 10 62,5
2. пюре-16 10 62,5
3. смеси-15 9 60,0
4. соки-9 6 66,7
5. чаи-7 4 57,1

Nati

1. каши-16 7 43,8
2. пюре-16 12 75,0
3. смеси-15 5 33,3
4. соки-9 7 77,8
5. чаи-7 4 57,1

Агава

1. каши-16 7 43,8
2. пюре-16 7 43,8
3. смеси-15 7 46,7
4. соки-9 6 66,7
5. чаи-7 2 28,6

Страна детства

1. каши-16 1 6,3
2. пюре-16 5 31,3
3. смеси-15 3 20,0
4. соки-9 4 44,4
5. чаи-7 1 14,3

Непоседа

1. каши-16 6 37,5
2. пюре-16 4 25,0
3. смеси-15 3 20,0
4. соки-9 1 11,1
5. чаи-7 2 28,6

Панама

1. каши-16 10 62,5
2. пюре-16 13 81,3
3. смеси-15 4 26,7
4. соки-9 6 66,7
5. чаи-7 1 14,3

Каравай

1. каши-16 1 6,3
2. пюре-16 6 37,5
3. смеси-15 1 6,7
4. соки-9 5 55,6
5. чаи-7 -  -

Командор

1. каши-16 -  -
2. пюре-16 4 25,0
3. смеси-15 -  -
4. соки-9 4 44,4
5. чаи-7 1 14,3

Красный яр

1. каши-16 1 6,3
2. пюре-16 5 31,3
3. смеси-15 -  -
4. соки-9 5 55,6
5. чаи-7 -  -

Детки конфетки

1. каши-16 -  -
2. пюре-16 3 18,8
3. смеси-15 -  -
4. соки-9 3 33,3
5. чаи-7 -  -

 

Анализ широты ассортимента исследуемого детского питания в разрезе предприятий торговлипоказал, что коэффициент широты составляет 100% не во всех магазинах и не по всем видам детского питания,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: