Рассказ о росписи Спасо-Преображенского собора в случае возможности его посещения

         Грандиозная по масштабу роспись Спасо-Преображенского собора стала последней работой одного из крупнейших иконописцев XVII столетия жалованного мастера Оружейной палаты Феодора Зубова. Из надписи, идущей вдоль стен с внутренней стороны собора, мы видим, что дата окончания росписи – 14 сентября 1689 года, праздник Воздвижения Креста Господня, - практически совпала с подавлением стрелецкого бунта и арестом царевны Софьи. Жёсткое противостояние с Петром завершилось победой последнего.

         Правление Петра I ознаменовалось наступлением совершенно новой эпохи в истории духовной и материальной культуры России, так что программу росписи Преображенского собора можно рассматривать как своеобразный итог двухсотлетнего периода, когда Россия утверждалась как преемница Византии. Идеи, которые стремились выразить заказчики росписи, кратко можно сформулировать так: Москва – третий Рим. Богоизбранность и святость русского Царя неоспорима и подтверждается известной византийской формулой: «Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя». И поскольку в 1589 году Русская Церковь получает самостоятельность, она теперь претендует на главенствующую роль во Вселенском Православии. Собор расписывается вскоре после возобновления росписей соборов Московского Кремля, где по личному распоряжению Алексея Михайловича новая роспись Архангельского собора должна была повторить старую, времён Иоанна IV. Это решение царя говорит о том, что с приходом к власти новой династии идеи Богоизбранного Православного Русского Царства были не только актуальны, но теперь уже не вызывали сомнений.

         В притворе собора изображены сцены из Апокалипсиса, а по обе стороны от ведущей в галерею лестницы помещались 10 древнегреческих философов (не сохранились). Этой традиции нашёл объяснение митрополит Московский Филарет: «Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма».

         Росписи галереи открывает написанное на своде родословное древо русских великих князей и царей дома Рюриковичей. Равноапостольные святой Владимир и святая Ольга поливают из сосудов корень этого древа, в ветвях которого находятся изображения благоверных русских князей. Заканчивается древо напротив южных врат собора фигурами Феодора Иоанновича и царевича Димитрия. В северной части. В северной части галереи изображено Древо Иессево – родословие Христа, в его вершине находится изображение Богородицы с Младенцем-Христом. Между этими двумя древами – Древо Апостольское с изображением апостолов от 70-ти. Тема Древа как основы построения композиции часто использовалась русскими иконописцами, причём, как правило, при исполнении великокняжеских и царских заказов. На стенах галереи – изображение Семи Вселенских Соборов, на которых было выработано Догматическое учение Церкви. К сожалению, фрески посвящённые принятию христианства Русью, утрачены.

         Центром композиции всей росписи храма является размещённый в главном куполе образ Христа-Пантократора, Вседержителя. Стенопись собора посвящена событиям Евангельской истории и насчитывает четыре полных яруса, не считая нижнего яруса полотенец. Сюжеты образуют фризы, огибающие храм по периметру; они прочитываются как главы книги. Их последовательность соответствует изложению соответствующих событий по Четвероевангелию. Начинается повествование с Введения во храм Пресвятой Богородицы. Далее следует Благовещение, Рождество Христово (фреска снята, находится в ГИМе), Поклонение волхвов, Обрезание, Сретение, Бегство в Египет…до Нагорной проповеди Спасителя. Росписи второго яруса изображают проповеди Христа, совершённые им чудеса, примеры милосердия. Третий ярус представляет Страстной цикл; в четвёртом – несколько притч последнего периода земной жизни Спасителя, которые учат, как наследовать Царствие Небесное.

         Особое внимание заслуживает роспись столпов и откосов четырнадцати окон: образы русских князей и святых, размещённые среди вселенских святых, утверждают вхождение русской святости в сонм святости вселенской. Особо выделен нижний ярус столпов, изображения на которых взяты в особые рамы наподобие икон. Среди них донаторский (Дона́тор (от лат. donator — даритель от donare) — заказчик или строитель (организатор и покровитель строительства) католического храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства. В православной церкви и древневосточных церквях такое лицо называется ктитором.) портрет Царей-основателей собора – Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Эта традиция пришла из Византии. В руках Цари держат храм, создателями которого они являются.

        В алтаре совершенно необычно устроено горнее место. Оно имеет три отделения: верхнее для Патриарха, среднее для митрополита и нижнее для епископов. Безусловно, идея такого устроения принадлежит Патриарху Никону, бывшего Новоспасским архимандритом в период отделки и украшения храма. Одновременно в соборе могли служить три епископа. Росписи алтаря традиционно раскрывают смысл совершаемого здесь Таинства Евхаристии. На многоярусных хорах Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы и прочие Силы Бесплотные образуют Ангельский Собор. Имена иконописцев увековечены в круге на северной стене собора.

         Уже через 50 лет фрески были записаны маслом. В последние годы они неоднократно поновлялись «с удержанием древнего стиля». В последние годы стенопись собора была укреплена и тонирована с сохранением возможности раскрытия первоначальных росписей.

         Интересно отметить, что в украшении храма принимали участие и насельники монастыря. Так на железных дверях XVII века западного портала изображены двенадцать апостолов с кратким начертанием их жизни. Вверху из надписи на затворах видно, что в 1685 году двери были украшены «пострижениками сего монастыря Илларионом и Иоаннием».

         Пол храма, выполненный из чугунных плит, устроен при настоятеле архимандрите Иоанне Черепанове.

            

          В 19 столетии, во время нашествия на Москву французов, Преображенский храм был разграблен и опустошен. Французы предполагали обратить его в конюшню, но – чудо остановило кощунство и по милости Божьей это не состоялось. Малоразумные животные оказались умнее безбожных отпрысков французской революции. Кроме того, в подвалах храмов были обнаружены подготовленные пороховые заряды для взрыва, но что-то помешало неприятелю совершить это злодейство. После его удаления из Москвы в праздник преображения Господня 1813 г., Преображенский храм был торжественно освящен, после необходимого ремонта, при котором особенно потрудился тогдашний настоятель монастыря архимандрит Амвросий Орнатский.              

         После 1917 года монастырь закрывают, и он превращается в концентрационный лагерь. Храмы используют для нужд НКВД. В 1930-ые годы в Преображенском соборном храме разместился архив НКВД.

         Спустя 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь ожила молитва. 23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в главном храме монастыря была отслужена первая Божественная Литургия, (а 4 октября 1992 года Его Святейшество в сослужении архипастырей и духовенства совершил освящение Спасо-Преображенского собора Великим архиерейским чином). В 1993 году из фондов ГИМ была возвращена фреска XVII века с изображением устроителей собора - царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, о которой сегодня уже было упомянуто. Вместе с ней в обитель словно вернулись ее царственные покровители. Постепенно собор стал преображаться. Проведены работы по реставрации иконостаса. Ведутся сложнейшие работы по восстановлению уникальных росписей XVII века, в мае 2007 года завершились работы по главному четверику собора. Реставрационные работы продолжаются до настоящего времени.

Богослужение в Спасо-Преображенском соборе совершается ежедневно в летнее время.

        Храм во имя Покрова Богоматери

         Храм во имя Покрова Богоматери примыкает своей северо-восточной стороной к Преображенскому, имея с ним общую паперть. Он был заложен царем Алексием Михайловичем Тишайшим в 1673 году в память победы над поляками у стен Москвы в 1618 году. Посвящение же именно празднику Покрова Пресвятой Богородицы обусловлено датой кончины деда Царя Алексея Михайловича - патриарха Филарета, последовавшей на праздник Покрова в 1633 году. Храм возведен на его средства за два года и освящен 7 октября 1675 года патриархом Иоакимом. Выстроен он в русском стиле и увенчан тремя главами. Впоследствии к Покровскому храму пристроили хлебодарную палату, а затем и трапезную. Внутренняя роспись относится к 1780-му году.

          В 1812 году французы превратили Покровский храм в склад. В 1813 году вновь он был освящен архимандритом Амвросием Вторым. В 1820 году на средства благотворительницы Мельгуновой был выстроен новый иконостас.

По бокам главного алтаря находятся два предела: правый - во имя святой. великомученицы Варвары - устроен в 1758 году, а левый - во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского, освященный в 1757 году, вскоре после открытия мощей и прославления этого святителя.

         В 1877 году весь храм был расписан академиком Фартусовым. В приделе во имя святого Дмитрия Ростовского стены преимущественно расписаны изображениями святителей и преподобных, а придел великомученицы Варвары - изображениями преподобных дев и мучениц.

         В 1918 году Новоспасский монастырь закрыт, службы в храме прекратились. Покровский храм был снова освящен только в 1997 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 2002 году начались работы по его росписи, главным образом, силами братии. К настоящему моменту роспись храма закончена.

         Идея новой росписи Покровского храма представлена таким образом, что представляет собой несомненно высокий познавательный интерес для богомольцев и паломников с раскрытием для них в изображениях Библейской истории от Моисеева Законодательства до Страшного Суда. В центре этой истории - Евангельское Благовестие с наглядным отображением нескольких Христовых притч. Устройство его иконостаса и настенной росписи подчёркивает судьбоносное значение в сохранении и защите Веры Православной, а также в укреплении Российской государственности теократической монархии, формировавшейся от Равноапостольных Великих княгини Ольги и князя Владимира до Царственных страстотерпцев при непрестанном молитвенном Покрове заступницы нашей - Божией Матери (на этой фотографии вы можете увидеть элемент росписи храма).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: