Динамические, прочностные и другие необходимые расчёты проектируемых узлов

1. Частота вращения на валах

nI=nдв=955 мин-1

nII=800 мин-1

nIII-IV=600 мин-1

nV=250 мин-1

Угловые скорости на валах привода

 

 с-1

 с-1

 с-1

 с-1

 

Определяем мощности на валах:

 

РI =7000 Вт

РII = РI·hрем ·hпод= 7000 ·0,96·0,995 = 6865,6 Вт

РIII = РII·hцил ·hпод= 6865,6·0,98·0,995 = 6794,2 Вт

РIV = РIII·hцил ·hпод=6794,2·0,98 ·0,995 = 6724,7 Вт

РV = РIV·hцил ·hпод=6724,7·0,98 ·0,995 = 6557,3 Вт

 

где ηпод=0,99 – КПД пары подшипников

ηцил=0,98 – КПД цилиндрической прямозубой передачи

Определяем передаваемые крутящие моменты:


ТIII=7000/104,2=67,18 Н∙м

ТIIIIII=6865,6/83,8=81,93 Н∙м

ТIIIIIIIII=6794,2/62,8=108,19 Н∙м

ТIVIVIV=6724,7/62,8=107,08 Н∙м

ТVVV=6557,3/26,2=250,29 Н∙м

 

2. Расчёт зубчатой передачи

2.1. Материал шестерни: сталь 45; 240¸285 НВ; sв=650¸850 МПа; sТ=580 МПа; вид термообработки – улучшение.

Материал колеса: сталь 40; 42¸50 HRCэ; sв=630¸780 МПа; sТ=400 МПа; вид термообработки – улучшение.

2.2. Определяем расчётный модуль зацепления

 

 

где

km =1,4

YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба и равный 1.

ybd – коэффициент ширины шестерни относительно её ширины и равный 0,8.

kFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца и равный 1,2.

kА - коэффициент внешней динамической нагрузки и равный 1.

m=1,87 мм.

Значение m округляется до ближайшей величины в соответствии с ГОСТ 9563-60: m=2 мм.

2.3. Определение размеров передач и колёс.

Определяем размеры венцов колёс:

для передачи Z1-Z2


d1=m∙Z1=2∙20=40 мм

d2=m∙Z2=2×40=80 мм

 

Диаметры вершин:

для Z1-Z2

 

da1=d1+2∙m=40+2∙2=44 мм

da2=d2+2∙m=80+2∙2=84 мм

 

Диаметры впадин:

для Z1-Z2

 

df1=d1-2,5∙m=40-2,5∙2=35 мм

df2=d2-2,5∙m=80-2,5∙2=75 мм

 

Ширина венцов колёс:

 

 

Принято Ка=495, КНβ=1,02

Допускаемое напряжение

 

 

для колеса  МПа


Sн=1,2

 МПа

 

Расчётное межосевое расстояние, мм

 

aw=0,5(d2+d1)=0,5(40+80)=60

 

Значение аw округляется до ближайшей величины в соответствии с ГОСТ 2185-66: аw=60

 

 мм

 

Принимаем b= 15 мм.

тогда ширина шестерни:

b1=b2+(3÷5)=28÷30, принимаем 20 мм.

2.4. Проверка на выносливость по контактным напряжениям

Определяем окружные скорости

для ступени Z1-Z2

 

 м/с

 

Удельная расчётная окружная сила:

для ступени Z1-Z2


 

КНα=1 – для прямозубой передачи

КНβ=1,01

 

 Н/мм

 Н/мм

 

Расчётные контактные напряжения

 

sН=ZHZМ

ZМ=175 МПа

ZH=1,47

sН=175∙1,47  МПа

 

Условие контактной прочности для Z1-Z2 выполняется

Остальные размеры колёс рассчитываются аналогично и записываются в таблицу 1.


Таблица 1. Основные размеры и характеристики зубчатых колёс

 

Z

Диаметры, мм

Число зубьев

колёс

Ширина зубчаты

венцов, мм

Отношение

b/d

d

da

df

1

40

44

35

20

20

0,5

2

80

84

75

40

15

0,18

3

50

54

45

25

20

0,4

4

70

74

65

35

15

0,21

5

60

64

55

30

20

0,33

6

60

64

55

30

15

0,25

7

38

42

33

19

25

0,65

8

106

110

101

53

20

0,19

9

72

76

67

38

25

0,32

10

72

76

67

38

20

0,26

11

50

55

43,75

20

25

0,5

12

200

205

193,75

80

20

0,1

13

200

205

193,75

80

25

0,125

14

50

55

43,75

20

20

0,4

 

3. Предварительный расчёт валов

Для валов выбираем материал: Сталь 40Х ГОСТ 4543-71

 

 

Т – крутящий момент, Н∙мм

к] – допускаемое напряжение при кручении, МПа

к]=20...25

Выходной конец вала электродвигателя dI=28 мм

 

 мм

 


Принимаем dII=25 мм

 

 мм

 

Принимаем dIII=25 мм

 

 мм

 

Принимаем dIV=30 мм

 

 мм

 

Принимаем dV=35 мм

Термическая обработка: закалка + высокий отпуск НВ 230¸285.

4. Основной расчёт валов

Для проверки возьмём вал IV, на котором размещен блок из двух колёс и два одиночных колеса.

Окружное усилие в зацепление

 

 Н

 Н

 

Радиальное усилие в зацеплении


Fr1=107,08∙0,36=38,55 Н

Fr2=375,72∙0,36=135,26 Н

 

5. Проектный расчёт вала:

Вычисляем реакции в опорах А и В в плоскости XOZ

 

 

Вычисляем реакции в опорах А и В в плоскости YOZ

 

 

Вычисляем суммарные изгибающие моменты Миз в характерных участках вала Ми= , Н·м с построением эпюры изгибающих моментов Ми. рис.6.

На рис. 8 представлена эпюра крутящих моментов Т, Н·м, передаваемых валом.

Вычисляем эквивалентные изгибающие моменты Мэкв, Н·м в характерных точках

 

где a=s-1и/4·sои=280/4·480=0,146

 

Проверяем вал на усталостную прочность

Анализируя линию сечений вала, где приведённые напряжения равны допускаемым, можно сделать вывод, что потенциально слабым сечением вала является сечение с Ми=16,65 Н·м и Т=107,8 Н×м.

Выбираем тип концентратора напряжений и выбираем значение коэффициентов концентрации напряжений по изгибу и по кручению

 

ks=2,5; kt=1,8

 

Коэффициент запаса прочности вала по нормальным напряжениям

 

Ss=s-1/(sa·ksд)

s-1=280 МПа

sa=su=Mu·103/w

w=p·d3/32=3,14·253/32=1533

sa=su=16,65·103/1533=10,86

ksд=(ks/kd+1/kf-1)1/kv

kd=0,98

kf=0,89

kv=1,6

ksд=(2,5/0,98+1/0,89-1)1/1,6 =1,09

Ss=280/(10,86·1,09)=23,65

 

Коэффициент запаса по касательным напряжениям

 

St=t-1/(ta·ktд+yt·tm)

t-1=170 МПа

ta=tm=Т·103/2wp

wp=pd3/16=3,14·253/16=3068 МПа

tа=tm=107,8·103/2·3068=17,57

ktд=(kt/kd+1/kF-1)1/kv

kd=0,98

kF=0,89

kv=1,6

ktд=(1,25/0,98+1/0,89-1)1/1,6=0,87

yT=0

St=170/(17,57·0,87+0)=11,12

 

Общий запас сопротивления усталости

 

S=Ss·St/ >Smin=1,5

 

условие выполняется

 


Рис. 8 Эпюры изгибающих моментов.


Подбор подшипников качения:

Диаметры шеек вала IV под подшипники были определены в предварительном расчёте валов и приняты d=25 мм.

1. Осевые составляющие от радиальных нагрузок в опорах Б и В, Н для подшипников:

 

Foc б(в)=е·Fr б(в)

F=  Н

F=  Н

Foc б=0,19·116,58=22,15 Н

Foc в=0,19·168,93=32,09 Н

 

2. Определяем величину и направление результирующей осевой силы,

 

 

2.1 Для схемы «в распор» подшипником В, Н осевая нагрузка которого

 

 

В этом случае осевая нагрузка для подшипника Б, Н.

 

Fаб=22,15 Н; Fав=22,15+32,09=54,24 Н

 

3.Для каждой опоры определяют соотношение

 


Fаб/(V·F)=22,15/(1·116,58)=0,19<e

Fав/(V·F)=54,24/(1·168,93)=0,32>е, то Х=0,41 и Y=0,87

 

4. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка, Н

 

Р=[X·V·F+Y·F]·kt·kб=[1·1·116,58+1·22,15]·1·1=138,73 Н

Р=[X·V·F+Y·F]kt·kб=[0,41·168,93+0,87·54,24]·1·1=116,45 Н

 

5. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка с учётом изменения внешней нагрузки привода, Н

 

Рrсрr·k

k=[S(Tk/T1)3(tk/Lh)](1/p); p=3,33

k=90001/3,33=15,39;

Рrср=2135 H

 

6. Расчётная долговечность работы подшипника, час

 

Lhрасч=106·(С/Рrcp)p/(60·n)=106·(21000/2135)3,33/(60·630)=53530

 

Исходя из этих расчётов выбираем роликовый радиально-упорный подшипник 7205А и 7206А по ГОСТ 27365-87.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: