Разработка методики исследования рынка

Чтобы понять клиентов фирмы, её конкурентов и дилеров компании Nokia, не обойтись без маркетинговых исследований. На первом этапе маркетингового исследования необходимо четко определить проблему и согласовать цели исследования.

Фирме Nokia необходимо решить следующие проблемы:

1) как увеличить число пользователей мобильных телефонов премиум-класса;

2)  какие критерии предъявляет потребитель к мобильным телефонам vip – класса.

После выявления проблем необходимо сформулировать цели исследования. Цели могут быть поисковые, описательные и экспериментальные.

Поисковыми целями фирмы Nokia являются следующее:

1) определить, какие характеристики данного телефона особо значимы для потребителя;

2) выявить преимущества и недостатки конкурентов;

3) определить, кто является целевым сегментом серии телефонов Nokia 8800;

4) определить, какие мероприятия ФОСТИС будут наиболее эффективными.

Описательные цели:

1) определить количество пользователей мобильными телефонами Nokia в г. Уфа;

     2) определить, сколько пользователей предпочитают сверхдорогой аппарат.

Также фирма ставит и экспериментальные цели:

1) увеличится ли спрос на 10 % на мобильные телефоны Nokia серии 8800 при увеличении срока гарантии до 3 лет;

2) увеличится ли спрос на 3 % на телефоны Nokia серии премиум-класса, при включении в комплект автомобильного зарядного устройства и Bluetooth гарнитуры.

     На втором этапе необходимо определить вид интересующей информации и пути её наиболее эффективного сбора. Исследования начинают со сбора вторичных данных.

В случае с фирмой Nokia можно собрать огромное количество вторичных данных. Это, прежде всего, отчет о прибылях и убытках компании, показатели продаж.

Статистические справочники России: «Статистический справочник основных экономических показателей», «Российский статистический ежегодник», «Россия в цифрах», «Демографический ежегодник России», «Социальное положение и уровень жизни населения» и др. где имеется информация о численности населения, об уровне дохода и уровне образования.

 В журналах “Mobi”, “Mobile journal”, “tvoi mobi”, “phone time”, “MOBILux” Nokia сможет узнать о предлагаемых аппаратах конкурентов, о качестве и характеристиках мобильных телефонов, уровня обслуживания и ценах.  

Такие журналы как: «Бизнес и психология», «Проджи», “Harvard Business Review” оповещают о бизнесменах, об их деятельности и интересах.

Интернет – магазины и официальные сайты конкурентов: www.vertu.com, www. iphones.ru, www.motorolla.com, www.apple.com, www.premiummobile.ru, и др. дают возможность найти полный перечень предлагаемых телефонов конкурентов и выявить их преимущества и недостатки.

Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор первичных данных.

Первичные данные - это результаты наблюдения, эксперимента и опроса.

Исследователи Nokia будут обосновываться в салонах продаж мобильными телефонами Связной, Евросеть, МТС, Цифроград, Цифровой, Телефон.Ру а также в фирменных магазинах Nokia, слушая и наблюдая за тем что говорят о тех или иных марках телефонов, какие мобильные телефоны являются наиболее покупаемыми и почему, а также выявить в каких сетях осуществляется продажа большего количества мобильных телефонов.

Другой способ сбора данных – это эксперимент. Фирма решает проводить эксперимент в течение года и выпускает серию телефонов премиум-класса с гарантией на 36 месяцев. Если же эксперимент удается, и спрос на мобильные телефоны Nokia с трехлетней гарантией превышает спрос на «обычные» телефоны, фирма станет выпускать последующие модели с гарантией 36 месяцев. Однако, если же спрос не увеличивается, то на последующие модели гарантия будет устанавливаться как и прежде на срок равный 24 месяцам, так как увеличение срока гарантии при неизменном спросе может оказаться убыточным для компании в связи с гарантийным ремонтом и обменом.

Следующий эксперимент будет проводиться полгода. При покупке мобильного телефона Nokia 8800 покупатель получает в подарок автомобильное зарядное устройство и Bluetooth гарнитуру. Если же эксперимент не оправдывает надежд, и спрос на данную серию телефонов не увеличивается, компания перестает дарить подарки.

В качестве способа опроса фирма будет использовать анкетирование.

Анкетирование будет проводиться в дорогих ресторанах г. Уфы: «La Ronge», «А - Кафе», «Del Mare», «Крыжовник», так как именно здесь можно опросить целевой сегмент телефонов премиум-класса. Клиентам будут предлагать заполнить анкету во время ожидания заказа. В качестве благодарности за участие в анкетировании, фирма Nokia дарит фирменный брелочек для мобильного телефона.

Также анкеты будут раздаваться в ТЦ Европа и в ТРК Галерея Арт г. Уфы. Мужчинам предложат поучаствовать в анкетировании, например, пока они ожидают преображения своих супруг. В качестве благодарности за участие в анкетировании Nokia дарит фирменную сумочку для телефона. Анкета представлена в приложении А – «Анкета».

Целью анкетирования является изучение предпочтений потребителей, какие характеристики мобильного телефона считаются более важными и необходимыми.

Результаты исследования позволили сделать ряд выводов. Из отчетов компании о прибылях и убытках стало ясно, что выручка за второй квартал 2010 года составила 10 миллиардов евро, что всего на 1% больше, чем в прошлом году. При этом чистая прибыль компании снизилась на 40%. Из статистических данных было выяснено, что население г. Уфы на 2010 год составляет 1030812 человек.

Среднемесячная заработная плата в г. Уфа превышает 25 тысяч рублей. Этот показатель не является благоприятным для реализации мобильных телефонов Nokia 8800 Carbon Arte. 25 % населения имеют высокий доход, но отдают предпочтение сверхдорогим мобильным телефонам лишь часть из них. Люди, в деятельности которых мобильный телефон играет главную роль. Именно они выбирают самый качественный и самый надежный аппарат, который никогда не подведет, и подчеркнет их статус в обществе.

Основными конкурентами телефона Nokia 8800 Carbon Arte являются аппараты Apple iPhone (табл. 2).

Таблица 2 – Результаты сравнительного анализа конкурентов (в баллах)

Рейтинг Apple iPhone. Nokia 8800 Carbon Arte
1. Дизайн 2. Функциональность 3. Качество Общий 6,67 6,93 6,86 6,90 7,07 6,82 7,50 7,00

 

Nokia 8800 Carbon Arte опережает конкурента показателями качества и удобством дизайна.

Особо значимой характеристикой телефона для большинства потребителей является качество (4,3 балла), на втором месте – дизайн (3,8 баллов) и на третьем дополнительные возможности (3,75 баллов).

В Уфе 91% населения имеют мобильный телефон. Доля рынка фирмы Nokia на 2010 год оценивается в 37 % (рис. 3).

Рисунок 3 – Доли розничных продаж сотовых телефонов за 2010 год

Результаты эксперимента показывают, что спрос на мобильные телефоны увеличился, благодарят установлению гарантии сроком до 3 лет. Это оказалось огромным преимуществом, и потребитель больше уверен в качестве такого аппарата. Последующие серии сверхдорогих телефонов Nokia следует выпускать с 3 летней гарантией.

Включение в комплект  Nokia 8800 Carbon Arte дополнительных устройств увеличению спроса не способствовало.

Фирма Nokia заслужила доверие со стороны потребителей качеством своей продукции. Самым необходимым потребители считают доступ в Интернет с мобильного телефона.

Информацию о новых моделях, телефонах люкс-класса и премиум – класса потребители получают главным образом из Интернета и глянцевых журналов.

Качество телефонов Nokia серии премиум-класса 40 %  опрошенных оценили как отличное, 60% - телефонами этой серии не пользовались. 70 % покупателей меняют мобильный телефон раз в 2 года, что связано с появлением новых моделей с большими возможностями.

Таким образом, можно уточнить целевой сегмент потребителей: основными покупателями являются мужчины, в возрасте от 25 до 60 лет, с высоким уровнем дохода, уверенные в себе, энергичные, общительные, деловые, часто посещающие общественные мероприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: