Многие материальные товары, в том числе и минеральная вода, поступающие на рынок, требуют упаковки и этикетки.
Упаковка – это оболочка или вместилище товара, обеспечивающее его защиту от повреждений и потерь, несущее информацию о товаре.
Функции упаковки:
- защитная: обеспечивает сохранение качества товара в течение определенного времени при заданных условиях транспортировки и хранения.
- локализационная: упаковка ограничивает в некотором объеме определенное количество товара.
- формирование качества товара: упаковка обеспечивает удобство и практичность использования товара, кроме того, важны эстетика и дизайн упаковки.
- информативная: на упаковке указаны названия, потребительские свойства, состав, срок годности, способ транспортировки, штриховой код.
- рекламная: побуждать покупателя к приобретению данного товара
Большинство из своих функций упаковка выполняет с помощью маркировки.
Маркировка – это текст, условное обозначение, рисунок, нанесенное на упаковку или на товар непосредственно, предназначенные для идентификации товара и доведения информации до потребителя.
|
|
Маркировка содержит следующие виды информации:
- основополагающая: вид, наименование товара, масса или объем, предприятие изготовитель, дата выпуска, срок хранения
- коммерческая: предприятие посредники, указанные, нормативные документы о качестве, ассортиментные номера, штриховые коды
- потребительская: пищевая и энергетическая ценности, состав, функциональное назначение, безопасность.
Требование к товарной информации: достоверность, доступность, достаточность.
Специфические требования: четкость текста, наглядность, несмываемые безвредные красители.
Структура товарной маркировки включает в себя следующие 3 элемента:
текст (50 – 100%);
рисунок;
условные обозначения (информационные знаки).
Выделяют следующую классификацию информационных знаков:
1. Товарные знаки и знаки обслуживания. В соответствии с законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров", принятом в 1992 г., товарный знак - обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
По формам выражения выделяют:
словесные товарные знаки товарные знаки в форме слова (слов),
представляющего имена известных людей, названия животных, небесных тел, вымышленные слова;
изобразительные товарные знаки - обозначения в виде различных
рисунков, символов, значков, изображений предметов, животных;
объемные - трехмерные изображения;
|
|
комбинированные товарные знаки - обозначения, сочетающие в себе как
минимум элементы двух из трех типов товарных знаков: словесных, изобразительных и объемных.
В качестве отдельной категории можно выделить также звуковые товарные знаки.
По основаниям использования: индивидуальные и коллективные, а также в отдельных случаях находящиеся в совместном владении.
Индивидуальный товарный знак - обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.
Коллективный товарный знак - знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и/или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными характеристиками.
По степени известности:
общеизвестный товарный знак - товарный знак, известный большей части населения и ассоциирующийся в его сознании с определенными товарами и услугами, производителем которых является конкретное предприятие. Правовая охрана ограничена однородными товарами.
предлагается также выделять в качестве особой категории знаменитые
товарные знаки. Знаменитым считается товарный знак, который известен большей части населения, ассоциируется с определенными видами товаров и услуг, а защита предоставляемых им прав распространяется на все товарные группы;
По географическому охвату: локалъные (региональные), национальные и международные;
По происхождению (времени/месту создания): отечественные, иностранные, причем отечественные могут быть разделены на несколько категорий в зависимости от времени создания - старые российские, советские и новейшие российские. В свою очередь, последние могут быть классифицированы на российские и псевдоиностранные.
Товарный знак включает в себя:
фирменный товарный знак – предназначен для идентификации изготовителя. Типы обозначения фирменных товарных знаков:
фирменное слово;
фирменный знак;
торговый знак – фирменное имя или фирменный знак, официально зарегистрированные в международном реестре;
ассортиментный товарный знак – для идентификации ассортиментной принадлежности;
коллективный товарный знак – товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или другого добровольного объединения предприятий, которые предназначены для обозначения выпускаемых ими или реализуемых товаров;
знаки – наименования мест происхождения товаров – имя страны, населения, местности для обозначения товаров и акцентирования внимания на его их потребительских свойствах. Данная группа информационных знаков делится на международные и национальные. Знаки – наименования мест происхождения товаров указываются в товаросопроводительной документации
Знаки соответствия и качества – это защищаемые в установленном порядке знаки, которые применяются в соответствии с правовыми системами сертификации. Эти знаки показывают, что продукция или услуга соответствуют какому – либо конкретному стандарту. Различают:
национальные: общие и групповые (на продовольственные товары, продукцию сельского хозяйства);
транснациональные (региональные) – показывают соответствие требованиям международных стандартов на основе взаимного признания результатов сертификации;
3. Штриховой код применяется для автоматической идентификации и учета информации. В настоящее время применяется большое количество различных по типу стандартов штриховых кодов, называемых символиками. Условно они подразделяются на две группы: товарные и технологические.
Товарные штриховые коды используются для идентификации производителей товаров. Они разработаны Международной ассоциацией EAN. В России организацией, осуществляющей поддержку стандарта, является ассоциация ЮНИСКАН.
|
|
Компонентные знаки – применяются для информирования о
применяемых пищевых добавках или иных компонентах. Так, нередко в маркировке продовольственных товаров встречается знак «Е (цифры)», указывающий на химическое наименование пищевых добавок;
Размерные знаки – применяются для обозначения конкретной величины, определяющей количественную характеристику товара. Так, знак «е» указывает массу – нетто; «V» - объем. К данным знакам добавляется фактический размер – величина в системе Си;
Эксплуатационные знаки – необходимы для информирования потребителя о правилах эксплуатации, ухода за изделиями, правилах монтажа оборудования. Данная группа знаков наносится, как правило, на бирки, ярлыки, этикетки, контрольные ленты, упаковку, непосредственно на товар;
Манипуляционные знаки – для информации о способах обращения с товарами;
Предупредительные знаки – для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров.
В соответствии с международными требованиями по классификации и маркировке опасных товаров эти знаки делятся на:
предупреждающие об опасности;
предупреждающие о действиях по безопасному использованию;
Экологические знаки – необходимы для информирования о степени
экологической чистоты товаров или экологически безопасных способах их использования, эксплуатации или утилизации.