Понятие сознания у Джорджа Беркли

Джордж Беркли (1685-1753), также как и Локк, ориен-

тировался в своих трудах на Ньютоновы представления,

но стремился доказать производность физического про-

странства от сознания. Сознание есть то, что человек вос-

принимает. При объяснении факта того, что разные люди

одинаково воспринимают некоторые внешние объекты,

используется категория особого божественного сознания,

которым обладают все люди, и именно оно дает одинаковое

представление о каком-либо объекте разным людям.

Источником знания служит образуемый ассоциациями

чувственный опыт, который состоит из непосредственно

испытываемых субъектом ощущений - зрительных, дви-

гательных, мышечных, осязательных. Например, про-

странственные характеристики вещей человек оценивает

с помощью мышечных ощущений, возникающих от пово-

рота глаз, от напряжения глазных мышц. Реальность, по-

стигаемая посредством ощущений, отождествлялась

с самими этими ощущениями. Свою теорию познания,

изложенную в книге Опыт новой теории зрения (1709),

Беркли назвал теорией зрительного восприятия про-

странства. Согласно этой теории Беркли представлял

зрительное восприятие как комбинацию зрительных и

осязательных ощущений, происходящих от движений

глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и

тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем

конкретно-психологическом анализе зрительного вос-

приятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав,

в частности, на участие осязательных ощущений в по-

строении образа трехмерного пространства (при двух-

мерности образа на сетчатке).

Понятие ассоциации у Дэвида Юма

Дэвид Юм (1711-1776) считал, что источником знания

служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Все

человеческое познание есть ассоциация идей. Един-

ственным источником познания является опыт. Рефлексия

же не дает истинного знания, так как в процессе самонаб-

людения человек видит лишь комплексы перцепций, по-

следовательно сменяющих друг друга, а не впечатления

о субстанции или причинности возникших объектов. Струк-

тура опыта, а следовательно, и сознания такова: опыт

состоит из впечатлений, к которым относятся ощущения и

эмоции (или страсти), и из идей, которые являются ко-

пиями этих впечатлений.

Внутри сознания существуют два класса феноменов.

К первому классу принадлежат впечатления и идеи, кото-

рые, в свою очередь, делятся по субъективным призна-

кам - живости, силе и другим качествам - и информацию

о которых сознание получает только через интроспекцию.

Ко второму классу принадлежат идеи, или факты созна-

ния, которые зависят от впечатлений (других фактов со-

знания) и следуют друг за другом по определенным пра-

вилам. Это течение обусловлено лишь стереотипами,

привычками самого человека, т. е. знание о причинности

не рассматривается как изначально данное, а появляется

у индивида опытным путем. Механизм формирования

этого знания следующий: два последовательно или па-

раллельно появившихся объекта в сознании человека

могут иметь некую связь, например, удовлетворение

чувства голода с помощью хлеба дает индивиду мне-

ние о том, что в будущем хлеб также поможет удовле-

творить его чувство голода. На формирование вывода

- * -

Становление французской эмпирической

Психологии в XVIII в.

В эпоху Просвещения активно развивалась француз-

ская эмпирическая психология, отличительными чертами

которой стали внимание к проблемам активности челове-

ческого сознания и зависимость ее от общественных

условий. Французские сенсуалисты выступали против лю-

бых учений, рассматривающих человека и природу как

субъект, на который могут влиять некие силы, не выводи-

мые из опыта и разума. Развитие психологической мысли

и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом

направлении, представителями которого являются Кон-

дильяк, Ламетри, Кабанис, психика определялась как

функция высокоорганизованной материи - головного

мозга, что способствовало экспериментальному изуче-

нию тех явлений, которые ранее определялись как созда-

ния души, имеющей бестелесную, божественную приро-

ду. Второе направление, представленное теориями

Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, представляло индиви-

дуальную психику как результат влияния социальных

условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которы-

ми движет собственная энергия культурного творчества.

Теории французских материалистов эпохи Просвеще-

ния оказали существенное влияние и подготовили почву

для дальнейшего развития психологии, физиологии, ней-

рофизиологии и других наук о природе человека. В своих

теориях они утвердили принцип целостности человека,

выражавшийся в нераздельности психических явлений и

мозга, который их производит, а также отстаивали не-

раздельную связь человека с социальной и культурной

средой. В учениях французских материалистов впервые

15

О том, что два явления связаны между собой, влияет прин-

Цип ассоциации.

Понятие ассоциации в теории Юма является ключевым

В развенчании популярного в то время представления

О душе как особой божественной сущности, отвечающей за

Соединение отдельных психических феноменов. Соглас-

Но Юму, душа представляет собой экран, на котором по-

Следовательно отражаются все идеи и впечатления чело-

Веческого существования.

Ям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начи-

Нает вызывать тот же мышечный акт, который некогда

Вызвали только они. Способность к волевому действию

Закладывается у человека в детстве, так как связь между

Словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а за-

Тем ребенок сам совершает этот поступок по собственной

Команде. Но в организме имеется набор неких врожденных

Первичных автоматизмов, из которых образуются произ-

Вольные движения, побуждаемые внешними стимулами.

Среда и наследственность рассматривались как основные

Факторы, определяющие психическое развитие ребенка

И влияющие на формирование всех его способностей.

Французский сенсуализм провозгласил чувственный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: