Джордж Беркли (1685-1753), также как и Локк, ориен-
тировался в своих трудах на Ньютоновы представления,
но стремился доказать производность физического про-
странства от сознания. Сознание есть то, что человек вос-
принимает. При объяснении факта того, что разные люди
одинаково воспринимают некоторые внешние объекты,
используется категория особого божественного сознания,
которым обладают все люди, и именно оно дает одинаковое
представление о каком-либо объекте разным людям.
Источником знания служит образуемый ассоциациями
чувственный опыт, который состоит из непосредственно
испытываемых субъектом ощущений - зрительных, дви-
гательных, мышечных, осязательных. Например, про-
странственные характеристики вещей человек оценивает
с помощью мышечных ощущений, возникающих от пово-
рота глаз, от напряжения глазных мышц. Реальность, по-
стигаемая посредством ощущений, отождествлялась
с самими этими ощущениями. Свою теорию познания,
изложенную в книге Опыт новой теории зрения (1709),
|
|
Беркли назвал теорией зрительного восприятия про-
странства. Согласно этой теории Беркли представлял
зрительное восприятие как комбинацию зрительных и
осязательных ощущений, происходящих от движений
глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и
тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем
конкретно-психологическом анализе зрительного вос-
приятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав,
в частности, на участие осязательных ощущений в по-
строении образа трехмерного пространства (при двух-
мерности образа на сетчатке).
Понятие ассоциации у Дэвида Юма
Дэвид Юм (1711-1776) считал, что источником знания
служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Все
человеческое познание есть ассоциация идей. Един-
ственным источником познания является опыт. Рефлексия
же не дает истинного знания, так как в процессе самонаб-
людения человек видит лишь комплексы перцепций, по-
следовательно сменяющих друг друга, а не впечатления
о субстанции или причинности возникших объектов. Струк-
тура опыта, а следовательно, и сознания такова: опыт
состоит из впечатлений, к которым относятся ощущения и
эмоции (или страсти), и из идей, которые являются ко-
пиями этих впечатлений.
Внутри сознания существуют два класса феноменов.
К первому классу принадлежат впечатления и идеи, кото-
рые, в свою очередь, делятся по субъективным призна-
кам - живости, силе и другим качествам - и информацию
о которых сознание получает только через интроспекцию.
Ко второму классу принадлежат идеи, или факты созна-
ния, которые зависят от впечатлений (других фактов со-
|
|
знания) и следуют друг за другом по определенным пра-
вилам. Это течение обусловлено лишь стереотипами,
привычками самого человека, т. е. знание о причинности
не рассматривается как изначально данное, а появляется
у индивида опытным путем. Механизм формирования
этого знания следующий: два последовательно или па-
раллельно появившихся объекта в сознании человека
могут иметь некую связь, например, удовлетворение
чувства голода с помощью хлеба дает индивиду мне-
ние о том, что в будущем хлеб также поможет удовле-
творить его чувство голода. На формирование вывода
- * -
Становление французской эмпирической
Психологии в XVIII в.
В эпоху Просвещения активно развивалась француз-
ская эмпирическая психология, отличительными чертами
которой стали внимание к проблемам активности челове-
ческого сознания и зависимость ее от общественных
условий. Французские сенсуалисты выступали против лю-
бых учений, рассматривающих человека и природу как
субъект, на который могут влиять некие силы, не выводи-
мые из опыта и разума. Развитие психологической мысли
и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом
направлении, представителями которого являются Кон-
дильяк, Ламетри, Кабанис, психика определялась как
функция высокоорганизованной материи - головного
мозга, что способствовало экспериментальному изуче-
нию тех явлений, которые ранее определялись как созда-
ния души, имеющей бестелесную, божественную приро-
ду. Второе направление, представленное теориями
Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, представляло индиви-
дуальную психику как результат влияния социальных
условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которы-
ми движет собственная энергия культурного творчества.
Теории французских материалистов эпохи Просвеще-
ния оказали существенное влияние и подготовили почву
для дальнейшего развития психологии, физиологии, ней-
рофизиологии и других наук о природе человека. В своих
теориях они утвердили принцип целостности человека,
выражавшийся в нераздельности психических явлений и
мозга, который их производит, а также отстаивали не-
раздельную связь человека с социальной и культурной
средой. В учениях французских материалистов впервые
15
О том, что два явления связаны между собой, влияет прин-
Цип ассоциации.
Понятие ассоциации в теории Юма является ключевым
В развенчании популярного в то время представления
О душе как особой божественной сущности, отвечающей за
Соединение отдельных психических феноменов. Соглас-
Но Юму, душа представляет собой экран, на котором по-
Следовательно отражаются все идеи и впечатления чело-
Веческого существования.
Ям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начи-
Нает вызывать тот же мышечный акт, который некогда
Вызвали только они. Способность к волевому действию
Закладывается у человека в детстве, так как связь между
Словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а за-
Тем ребенок сам совершает этот поступок по собственной
Команде. Но в организме имеется набор неких врожденных
Первичных автоматизмов, из которых образуются произ-
Вольные движения, побуждаемые внешними стимулами.
Среда и наследственность рассматривались как основные
Факторы, определяющие психическое развитие ребенка
И влияющие на формирование всех его способностей.
Французский сенсуализм провозгласил чувственный